Публикации Конспект классного часа в 5 классе "От конфликта к дружбе" разработанный в соответствии с ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект классного часа в 5 классе "От конфликта к дружбе" разработанный в соответствии с ФГОС
Автор: Лебедева Яна Николаевна

Лебедева Яна НиколаевнаУчитель истории и обществознанияМБОУ «Новосыдинская СОШ»С. Новая СыдаОт конфликта к дружбеЦель:
  • Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.
  • Формирование благоприятной психологической и нравственной атмосферы в классе.
  • Задачи:
  • Образовательные:                                                                                          - знакомить учащихся с основами общения без конфликтов, с понятиями «компромисс», «конфликт».                                                                                                  - формировать представление о разных вариантах человеческого общения.
  • Развивающие:                                                                                               - развивать познавательный интерес , личностные качества – рефлексия, толерантность.
  • Воспитательные:                                                                                           - воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
  •  - формировать  социально одобряемые формы поведения.Методики и технологии:-  технология личностно- ориентированного подхода;-  технология педагогики сотрудничества;-  технология деятельностного подхода-  игровые технологии;-  технология здоровьесбережения Базарного.Оборудование:- Презентация и экран;- Маркеры или цветные карандаши;-  Толковый словарь;-  Распечатка правил бесконфликтного поведения;I. Организационный момент.Учитель: Всем добрый день, наш классный час я хотела бы начать с притчи, послушайте ее.Ученик попросил учителя:— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми картофель, напиши на нём имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.— И это всё? — недоумённо спросил ученик.— Нет, — ответил учитель. — Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.Ученик пришёл к учителю и сказал: — Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.Но учитель ответил:— То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.Учитель: ребята как вы думаете о чем повествует эта притча?Примерные ответы детейУчитель: Ребята как вы понимаете сегодня, мы с вами поговорим о конфликтных ситуациях и конфликтах, которые иногда возникают в нашей жизни.Конфликт — это сигнал того, что произошло что-то неладное в коммуникациях либо появились какие-то существенные разногласия.Иногда в нашей жизни возникают ситуации, когда мы не согласны с кем то. Это может быть выбор одежды, выбор цвета волос, а так же несогласие с жизненной позицией человека. Мы все имеем право на собственную точку зрения, это не значит что она не правильная или не верная, просто она другая и у каждого человека она своя.Ученики: высказывают свои мненияУчитель: А сейчас мы с вами маленько поиграем:Игровой тренинг «Тух-тиби-дух»Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.Ход игры:«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, не обходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из игроков, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное словоТух-тиби-дух продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито  произносите это волшебное слово.Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, перед вами».В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через  некоторое время они не могут не смеяться. Учитель включает первый слайд, на нем изображены дети, которые дерутся.Слайд №1Учитель: Ребята что вы видите на данном изображении?Примерные ответы детейУчитель: Как вы думаете, что послужило началом конфликта? Кто виноват и почему?  Учащиеся высказывают свои мысли.Учитель:- А как бы вы назвали такое общение? Учащиеся высказывают свои мысли, примерно (драка, ссора,…  будет хорошо если скажут – конфликт)Если не назовут предлагается им выбрать слово которое подходит для такого общения:Учитель: Да, ссора может перерасти в конфликт.- Ребята, назовите тему нашего занятия. (Конфликт)Слайд №2
  • Узнать, что такое конфликт?
  • Последствия конфликта.
  • Пути его разрешения.
  • Учитель: Ребята я предлагаю вам нарисовать ваши чувства. У каждого человека есть хорошие и плохие эмоции, сейчас мы вместе перенесем их на листок бумаги. Перед вами фломастеры они разделены на яркие и темные цвета. Нарисуйте сначала хорошие, добрые эмоции, а затем плохие, злые. Не обязательно, что то конкретное, можно хаотично нарисовать каракулиАрт тренинг «Каракули»Ребенок рисует эмоции, переживания в хаотичном порядке. Техника помогает проникнуть сразу в корень проблемы и приступить к ее решению.После небольшой релаксации и погружения вглубь себя, ребенок сначала внутренне, а затем и в действительности рисует с закрытыми глазами неведущей рукой некие линии, формы, каракули. Далее полученная продукция анализируется по классической арт-терапевтической схеме: объективные данные - линия, форма, цвет, композиция; ощущения, эмоции: образы: история: название.Дети объясняют, что они нарисовали и почему.Учитель: Как вы думаете, что надо делать, что бы таких людей и конфликтных ситуаций не было?- Сейчас посмотрим, как можно выходить из конфликтных ситуаций.Слайд №3 Изображение конфликтной ситуаций №1Учитель: Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?Варианты: - будете плакать;                   - пожалуетесь учителю;                      - ударите его;                      - сделаете ему замечание;                      - своё мнение.Примерные ответы учеников, каждый должен объяснить свой выбор.Слайд №4 Изображение конфликтной ситуации № 2Учитель: Два козлика.Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду. К чему может привести упрямство и неуступчивость?Учитель: Ребята, а как бы вы поступали в этой ситуации?  (Дракой прав не будешь).Чтобы легко жилось , чтобы складывались тёплые отношения , надо уметь внимательно относиться к людям, быть сдержанным и тактичным, уметь ставить себя на их место.       Примерные ответы детейФизминутка «Очень дружно мы живем»Очень дружно мы живем (показывают большой палец)Мы по улице идем (маршируют на месте)Если очень мы спешим, вместе быстро побежим,(бег на месте)Мы оглянемся, посмотрим, все ли рядышком бегут (повороты)Если рядом нет кого-то мы поищем там и тут (наклоны)Никого не потеряли, все ребята на местах (вдох и выдох)Значит можно продолжать нам задание выполнять (садятся)Учитель: Что помогает разрешить конфликт?Примерные ответы учениковУчитель: Правильно нужно уступать друг другу. Это один из способов выйти из конфликта.Учитель: Верно, если вы затрудняетесь в том правильно ли вы поступаете, то необходимо обратиться за советом к родителям, учителю и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бесконфликтного общения.  – «Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс».А ещё очень помогает разрешить конфликт юмор и шутка. Нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. И это одно из самых главных правил человеческого общения.Слайд № 4  « Главное - относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».Учитель: Ребята, давайте подведём итог нашего занятия.  Вспомним, какие задачи ставили:
  • Узнать, что такое конфликт?  (Мы узнали, что конфликт – столкновение сторон, мнений)
  • Последствия конфликта. (Мы поняли, что конфликтный человек лишается общения, здоровья )
  • Пути его разрешения. (Мы научились разрешать конфликты с помощью компромисса, уступки, сотрудничества, юмора).
  • Слайд № 5Правила бесконфликтного поведения.
  • В споре будь сдержан и тактичен.
  • Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
  • Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс.
  • Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
  • Главное - относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
  • Учитель: Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Спасибо.