Публикации Организация здоровьесберегающей деятельности дошкольников в образовательном процессе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация здоровьесберегающей деятельности дошкольников в образовательном процессе.
Автор: Шамсекаева Валентина Александровна

Организация здоровьесберегающей деятельности дошкольников в образовательном процессе.Шамсекаева В.А.воспитатель МБДОУ ДС №10«Мозаика»г. Новый Оскол Белгородской областиФормирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных, проблем в современном обществе. Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде и закладываются основы здоровья, правильного физического и психического развития детей, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.В современных условиях приоритетным направлением стало сохранение, развитие и защита здоровья детей в дошкольном возрасте и использование в работе здоровьесберегающих компонентов во всех видах деятельности. В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов оздоровления детей, а роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, направленного на реализацию планомерной и результативной деятельности для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья ребенка, которые способствуют укреплению организма, предупреждают отклонения в физическом развитии, а также способствуют развитию у детей самостоятельности, активности, умения заботиться о своем здоровье, развивают творчество и фантазию. Задача оздоровительной деятельности заключается в том, чтобы дать знания, выработать умения и навыки.Воспитательно-образовательная работа включает все основные задачи воспитания ребенка через виды детской деятельности – предметной, игровой, театрализованной и т.д. С целью снятия физического и умственного напряжения, повышения эмоционального тонуса организма, переключения детей на творческую активность и динамическую деятельность и сохранения системности и целостности здоровьесберегающей деятельности провожу с детьми на занятиях: физкультурные минутки, динамические паузы, оздоровительные паузы, игровые «Минутки здоровья» и т. д., которые включают не только физические упражнения, но и упражнения на формирование эмоциональной сферы ребенка, комбинированные упражнения для формирования правильной осанки, профилактики заболеваний стоп, для тренировки мышц глаз и т. д.Дети непринужденно, увлекательно и активно выполняют предлагаемые действия, например: «Минутки открытий» проходят в форме созерцания предметов или явлений природы, где дети замечают удивительное в простом («Волшебный лепесток», «Задумчивая веточка», «Загадочные облака», «Каменные секреты» и т.д.) Особое внимание обращается на форму, цвет, необычность строения линий, смену колорита. Детям предлагается поделиться впечатлениями о возникающих при созерцании образах в форме описательных рассказов.«Минутки фантазии» построены на различной тематике, в зависимости от образовательной ситуации, направленной на преображение действительности («Детская комната моей мечты», «Чудо-дерево», «Уголок радости», «Когда я стану взрослым» и др.).«Минутки добра» помогают ребенку самому, без долгих бесед на этические темы и заучивания правил хорошего поведения, расстаться с привычками, мешающими ему и другим, осознать свои поведенческие проблемы и изменить восприятие себя. Как правило, результатом этих игровых ситуаций доброта становится основой во взаимоотношениях между детьми и взрослыми. «Минутки добра» включают в себя стихи, музыкальные произведения, комплименты, маленькие подарки, беседы о доброжелательности и т. д.«Минутки шалости» побуждают детей к двигательному воображению и активности – основе творческой осмысленной моторики, что обеспечивает одушевление детских движений. В целях развития двигательного воображения и выразительности движений в деятельность детей вводятся имитационные игры и упражнения. Имитируя различные движения, ребенок естественно «преображается» и начинает двигаться как медведь, пластично выгибает спину как кошечка или собачка, ползает, важно ходит, прыгает и т. д. В этот момент «включаются» все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах. При отборе содержания имитационных игр использую литературный материал, произведения фольклора, вымышленные и реальные, взятые из повседневной жизни сюжеты.«Минутки открытий» дают детям возможность познания и удивления, используются нетрадиционные приемы дерево терапии. Деревья обладают положительной биоэнергетикой. Японские ученые-натуропаты считают, чтобы быть здоровым, человеку необходимо ежегодно проводить в лесу не менее 250 часов. Выходя на прогулку, подходим к деревьям, которые растут на участке, поглаживаем, обнимаем, прикасаемся, находим сходство и различие запахов под кронами лиственных и хвойных деревьев в солнечную погоду и после дождя. Объясняю детям, что деревья обладают «заряжающим» эффектом, снимают головную боль, успокаивают и т.д.«Минутки здоровья» включают в себя специализированные упражнения и игры для снятия напряжения. Например игры для глаз по методу Г. А. Шичко, которые проводятся в течение 1-2 мин.«Круг» – представить себе большой круг и обводить его глазами, сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.«Квадрат» – предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний.«Жмурки», «Часики». Смотреть вверх – вниз, влево – вправо, зажмурившись, снять напряжение, считая до 10.Мимика – дети изображают мимикой мордочки различных животных, сказочных персонажей или же мимикой выражают эмоции: радость, огорчение, доброту, зло, гнев, задумчивость и т.д.Рисование носом – нужно посмотреть на табличку и запомнить букву, предмет. Затем закрыть глаза и «нарисовать» носом выбранный элемент, предмет.Гимнастика для улучшения слуха включает в себя упражнения:Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать теплыми.Найти ямочку возле козелка. Нажали на ямочку сразу обоих ушек – отпустили, нажали, отпустили.Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.Массируем круговым движением оба уха.Дергаем себя за ушки – сначала 10 раз вниз, а потом — 10 раз в сторону и 10 раз вверх. Упражнение «Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью да наоборот.Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок», «Птенчики», «Лопаточка», «Чашечка» и другие состоят из комплекса артикуляционных упражнений и упражнений в стихотворных формах.Игры для профилактики нарушений осанки провожу как в группе, так и на прогулке. Детям очень нравится выполнять упражнения соревновательного характера: «Не урони мешочек», «Донеси не расплескав», «Передай и садись» и т. д. Очень увлекательно проходят эстафеты.Элементы кинезотерапии, преобладающие в «Танцах в кругу», объединяют в себе и физическую, и эмоциональную направленность. Круг – это самая комфортная форма для организации психологических контактов. Ребенку важно быть в центре событий, чтобы все лица были обращены к нему. Происходит реабилитация личности и обращение к танцевальному опыту прошлого. Используем: «Мы веселые ребята», «Танец с хлопками», «Танец с приветствиями», «Детский круг» и др.Для снятия напряжения после занятий провожу «Восстановительную гимнастику» (длительность 1 мин.):Быстро потереть ладони – 5 сек.Быстро потереть разогретыми теплыми пальцами щеки – 5 сек.Постучать кончиками пальцев по макушке.Сжать кисть в расслабленный кулак и энергично поглаживать внутреннюю и внешнюю стороны предплечья – 3-4 раза.Массаж рефлекторных зон ног: а) сжать большим и указательным пальцем, плотно захватить ахиллово сухожилие, сдавить и опустить – по 3 раза на каждой ноге; б) раскрытой ладонью похлопать ногу спереди, сбоку и сзади, от ступни до коленного сустава – 2-3 раза; в) ходьба по рефлексогенным дорожкам, босохождение. Самомассаж стоп: поколачивающий, аурикулярный, точечный. Тренирующая игровая дорожка (полоса препятствий, ползание, прыжки с об беганием предметов и другие комплексы упражнений, что обеспечивает профилактику осанки и плоскостопия, а также поднимает настроение и мышечный тонус.Для профилактики гриппа и простудных заболеваний, в период межсезонья применяем ароматерапию (вдыхание фитонцидов: нарезанный лук, чеснок, различные эфирные масла, «ожерелье», для ароматизации воздуха помещаю небольшие травяные подушечки на радиатор батареи.Во время подготовки ко сну включаем запись спокойной музыки или звуковую запись шума моря, с мирным ласковым плеском волн, журчанием ручейка, голосами птиц, шумом дождя, которая снимает психическое напряжение, успокаивает ребенка, способствует быстрому засыпанию; бодрящая музыка способствует спокойному подъему, положительному заряду.Пальчиковая гимнастика, динамические паузы проходят как в учебно-образовательном процессе, так и во всех видах деятельности детей.В старших группах, когда дети осваивают, вырабатывают умения и навыки по оздоровительной деятельности, предлагаю самим проводить игры и упражнения, направленные на укрепление и профилактику здоровья. Такая работа проходит в индивидуальном порядке, по подгруппам и со всеми детьми. Но для того чтобы здоровьесберегающая деятельность протекала продуктивно и качественно веду совместную работу с родителями, а именно: а) совместное изготовление нестандартных пособий и оборудования для предметно-развивающей среды; б) консультации и беседы (индивидуальные и групповые); в) дни открытых дверей; г) экскурсия по детскому саду для вновь прибывших родителей; д) родительские собрания и т. д.Работа по оздоровлению дошкольников, внедрение в образовательный процесс новых форм и методов педагогики оздоровления в рамках единого комплексно-развивающего пространства позволяет добиваться:снижения роста заболеваемости;положительного эмоционального настроя;снижения утомляемости;соблюдения санитарно-гигиенических требований.И здесь важно не забывать, что максимальный эффект может быть достигнут только на фоне высокой мотивации, которая достигается посредством игрового метода и не иначе: «Играя – оздоравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя – обучать!»Список используемой литературы:
  • Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
  • Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  • Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
  • Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
  • Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”