Публикации Развитие творческих способностей школьников в летних лагерях

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей школьников в летних лагерях
Автор: Герлинская Ирина Васильевна

Развитие творческих способностей школьников в летних лагеряхГерлинская Ирина Васильевна, педагог-организатор,Самойленко Мария Валерьевна, методист,Самойленко Виталий Юрьевич, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»В статье рассматривается опыт работы МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» по развитию творческих способностей школьников в период летних каникул на базе загородных оздоровительных лагерей, а также профильного полевого лагеря «ДЮНА». Показаны специфические черты обучения, социализации. Система дополнительного образования в Старооскольском городском округе предлагает детям широкий выбор образовательных программ по различным видам деятельности в учебное время. Для летнего периода в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» с целью выявления и развития творческих способностей школьников во время каникул педагогами центра разработаны образовательные дополнительные программы «Туристско-краеведческая деятельность в летнем лагере», «Полевой комплексный лагерь «Дюна», «Летние приключения» и «Кругозор». В ходе реализации программ, учитывая комплексный, интегративный характер воздействия туристско-краеведческой деятельности на личность и коллектив, повышается духовный и физический потенциала ребёнка, уровень знаний и умений, дети получают удовлетворение в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой.Для детей ежегодный период с сентября по май - время интенсивного обучения и развития личности. В течение каникул им хочется отдохнуть от школьно-предметной жизни. Проведение профильных полевых лагерей, тематических смен в детских оздоровительных лагерях для детей, проявляющих интерес к какому-либо предмету или виду деятельности позволяет сделать процесс образования непрерывным. Обучение в летнем лагере имеет специфические черты: ориентировано на группу детей, заинтересованную в занятиях; реализуется через практическую деятельность; дети незаметно для себя получают новые знания, благодаря изменению форм и методов подачи материала (в отличие от привычных школьных уроков); обучение естественно вписывается в досуговую жизнь лагеря. Реализация программы «Кругозор» осуществлялась на базе загородного оздоровительного лагеря «Космос» для детей, интересующихся краеведением. Широкий спектр тем, рассматриваемых на краеведческом материале, позволяет сформировать интерес обучающихся к истории, географии, культуре и другим аспектам изучения родного края.Краеведение обладает большой вариативностью. В зависимости от преподавательского состава отряд может специализироваться либо на одном из видов краеведения, либо ориентироваться на комплексный подход, обращаясь к нескольким видам краеведения.Наиболее приемлемыми формами организации краеведческой деятельности детей в летнем лагере любого типа являются проведение теоретических и практических занятий по туризму и краеведению, соревнований, экскурсий, конкурсов и ролевых игр. Основная идея данной работы в летнем лагере заключается в формировании такого образовательного пространства, в котором учебно-воспитательный процесс проектируется всеми его участниками. Он включает, наряду с профильным обучением, обогащением предметной среды за счет существенного увеличения практических занятий, совместную интеллектуальную досуговую деятельность. В таком лагере можно получить максимальный образовательно-оздоровительный эффект без значительных физических и эмоциональных перегрузок. Это своеобразная школа краеведа-исследователя. Участник отряда осваивает навыки работы с разными видами источников, жизни в коллективе, туристско-краеведческую деятельность. Успешные организация и проведение обучения становятся основанием для продолжения обучения в объединениях учреждений дополнительного образования, участия детей в работе научных обществ, научно-практических конференций.Включение музейной педагогики в учебно-воспитательный процесс посредством проведения занятий на базе учреждений культуры Старооскольского городского округа (Старооскольский краеведческий музей, Дом-музей В.Я. Ерошенко, зоопарк, дендропарк), сочетание образовательной и досуговой деятельности позволило активизировать интерес обучающихся к истории, культуре и природе родного края. Знакомство с музейными коллекциями, животными, растениями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир обучающихся, учит пониманию прекрасного. Незаметно для детей проходит и проверка усвоения программного материала по результатам участия в игровых мероприятиях «Мы идем в поход», «Знатоки родной природы» и «Знаешь ли ты свой город?». В ходе реализации программы были созданы условия для развития потребности в краеведческом образовании и экологическом воспитании обучающихся, проявляющих интерес к краеведению, при которых формируются ответственное отношение к природной среде, экологически грамотное поведение, активная жизненная позиция, развиваются исследовательские способности, расширяется и обогащается жизненный опыт обучающихся.В ЦДЮТиЭ существует многолетняя практика организации и проведения полевых туристских и комплексных лагерей, в которых могут принять участие не только воспитанники Центра, но и все желающие подростки. Особенно важно проведение лагеря в летнее время, поскольку не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря или к родственникам. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. В этой ситуации педагоги дополнительного образования, организуя для них лагерь в полевых условиях, сразу решают задачи и родителей, и педагогов – увозят детей из города и там продолжают не только процесс обучения, но и воспитания, оздоровления, рекреации.Детский полевой комплексный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в разные виды деятельности.В течение 15 лет ЦДЮТиЭ проводил полевой комплексный лагерь «Дюна» возле х. Елецкое Чернянского района. Этот район интересен для получения новых знаний по истории (Свято-Троицкий мужской монастырь), археологии (древнерусское городище Холки и поселение Ездочное), этнографии (с. Холки, х. Елецкое, с. Ездочное), а отдаленность от промышленных объектов, наличие лесного массива и реки позволяет решить вопросы приобретения навыков проживания в природных условиях, оздоровления детей.Организация работы в лагере осуществляется по 6 направлениям: краеведческое (история, культура, археология, этнография, экология), туристско-спортивное (ориентирование, техника пешеходного туризма), физкультурно-оздоровительное, содержательно-досуговое, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое. Такой широкий спектр видов деятельности обеспечивается профессиональным составом педагогических кадров, в который входят педагоги Центра туризма, преподаватели вузов, научные сотрудники Старооскольского краеведческого музея, учителя школ, вожатые – студенты вузов.В условиях полевого лагеря выстраиваются отношения сотрудничества, социального равенства, равноправия педагога и воспитанника, потому что педагог так же, как и подростки спит в палатке, готовит пищу, участвует в конкурсах, переживает погодные перипетии и т.д. Для большинства ребят возможность принципиально новых отношений с педагогом является стимулом для самовоспитания, раскрытия своего внутреннего мира. Духовный мир педагога становится значимым для воспитанника.В полевом лагере осуществляется преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой применения их в условиях общежития. Подросток учится соотносить свои поступки и удовлетворение своих потребностей с благополучием своих товарищей. При этом воспитывается ответственность перед конкретными людьми. Каждый участник лагеря находится в сложной системе ответственных отношений. Ответственность начинается с первого дня. Дети ежедневно играют разные социальные роли. При этом каждый понимает, что он будет дежурным по кухне, дровосеком, артистом, исследователем, этнографом, археологом и т.д. Подросток вовлекается в самостоятельную, творческую деятельность, построенную на основе самоуправления. В полевом лагере действует правило обязательности участия команды во всех делах и принцип соревновательности, который носит позитивный характер, направленный на соучастие и сопереживание. Форма проведения - полевой базовый комплексный лагерь – даёт возможность: собрать в естественных условиях группу единомышленников из педагогов и детей; сформировать у подростков интерес к истории и культуре родного края; привить детям любовь к природе; дать им возможность пожить самостоятельно, без опеки родителей, развить чувство коллективизма, навыки самообслуживания в быту; закрепить на практике и проверить знания и умения, полученные на занятиях в течение учебного года; дать детям возможность интересно отдохнуть, оздоровить и закалить свой организм. Организуя такой лагерь, мы сохраняем коллективность деятельности. Это необходимо детям – проявить свои способности и помочь при этом друзьям. Ребенок взрослеет, избавляется от многих ложных представлений. За 15 дней пребывания в полевых условиях все участники лагеря воспринимают друг друга членами одной семьи. Создается некая общность с определенным социализирующим влиянием на каждого, с принятием каждым условий игры в ней. Самое главное в том, что условия игры и требования общности подростки принимают добровольно. А это предполагает следование её правилам и обычаям. Педагоги руководствуются по отношению к обучающимся тремя основными принципами: всеобщая талантливость (бесталанных нет, а есть занятые не своим делом), взаимное превосходство (если у вас что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше. Ищите), неизбежность перемен (ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим). Многолетний опыт проведения комплексного полевого лагеря «ДЮНА» подтверждает социальную и педагогическую значимость подобных мероприятий. Дети становятся другими, ярче проявляются их положительные и отрицательные качества, творческие способности.