Публикации Рекомендации для педагогов по обучению детей ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рекомендации для педагогов по обучению детей ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Автор: Лапина Жанна Владимировна

Уважаемые коллеги представляем вашему вниманию Рекомендации по выбору оптимальных методов обучения при реализации адаптированные основные общеобразовательные программы и / или специальные индивидуальные программы развития (СИПР) с обучающимися с умственной отсталостью
  • Обучающийся с легкой УО характеризуются нарушением высшей нервной деятельности, недоразвитием психических процессов и эмоционально - волевой сферы. Отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Моторная сфера детей с легкой степенью УО, как правило, не имеет выраженных нарушений. Отмечается примитивность интересов, потребностей и мотивов. Проявляются затруднения в формировании социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями. Выражена слабая мотивированность на установление межличностных контактов. В поведении могут проявляется гиперактивность, вербальная или физическая агрессия.
  • Рекомендуются следующие методы и приемы обучения:
  • совместные действия со взрослым, действия по подражанию / действия по образцу, по словесной инструкции
  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим указанием на них с помощью жеста
  • приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов
  • воспроизведение величины, формы предметов с помощью пантомимических средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений
  • соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями
  • подготовительные наблюдения за явлениями природы на прогулках с целью формирования временных представлений
  • Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетикофонематического, лексического и грамматического. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта
  • Основные требования к выбору методов обучения и воспитания
  • использование игровой формы обучения как доминирующего средства обучения;
  • использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения;
  • использование подражательности, свойственной детям с тяжёлой умственной отсталостью;
  • предметно-действенное обучение с использованием конкретных предметов;
  • разделение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения;
  • постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
  • частая смена видов деятельности;
  • частая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
  • эмоциональная положительная оценка педагогом малейших достижений ребёнка
  • Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно-новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих.
  • В связи выраженными нарушениями или искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления внимания, памяти и др. у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования.
  • С УО обучающимися, имеющими выраженные нарушения поведения, как следствие аутистических расстройств (расторможенность, «полевое», нередко агрессивное поведение, стереотипии, трудности коммуникации и социального взаимодействия) целесообразно использовать такие методы и приемы обучения предложенные на слайде.
  • в условия инклюзивного образования обучение детей с УО осуществляется при использовании визуального расписания и визуальных инструкций. Необходимо
  • Разметить карточки по порядку.В конце списка разместить карточку с изображением поощрения.Направить ребенка к расписанию, направить руку ребенка на нужную карточку.Дождаться выполнение нарисованного на карточке действия.Помочь ребенку разместить в контейнер карточку «Выполнено».Повторить для каждого шага последовательности пункты 3-5.Дать поощрение.
  • Следовательно, итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой УО, ТМНР принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям обучающихся с легкой УО и определяются индивидуальными возможностями ребенка, нацеленными на максимальное развитие жизненных компетенций. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности ориентировано на их перенос в реальную жизнь в семье и обществе.
  • Благодарю за внимание