Публикации АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Автор: Шестакова Татьяна Евгеньевна

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВВ СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕТ.Е. ШестаковаГБПОУ РМ «Кемлянский аграрный колледж»Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все больше втягивается подростков в преступный бизнес, продажу наркотиков и многое другое. И все это заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. [3,с.50]Наиболее значимой проблемой является ориентирование населения на углубление знаний о значении семьи в жизни ребенка и выявление принципов воспитания ребенка в семье. Дети имеют право на особую заботу и помощь, а эффективнее всего это происходит в полноценной семье. Воспитание детей составляет обязанность родителей. Ведь родители, являясь законными представителями своих детей, выступают в защиту их прав и интересов. Возникающие отношения между родителями и детьми регулируются нормами морали, нормами права, в частности, нормами семейного права. Семейный кодекс закрепляет права ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей. Никому не секрет, что семья находится под защитой государства. Значительную помощь семье, оказывают государственные меры по охране прав материнства и детства. Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закрепленных законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей по отношению к своим детям.[8.с,10]Этот принцип обеспечивает благоприятные условия, при которых соблюдаются интересы детей и гарантируется им защита от родительского эгоизма. Особая роль семьи подчеркнута в Плане действий по осуществлению Декларации по защите и развитию детей: «В семье начинаются приобщение детей к культуре, ценностям и нормам общества. Семья несет основную ответственность за обеспечение питания и защиту детей с младенческого до подросткового возраста» (раздел «Роль семьи»). В Конвенции выделено, что родители должны избегать авторитаризма в семейном воспитании. Уважение к мнению и взглядам ребенка, личности ребенка должно стать нормой права в семье. Именно в семье ребенок должен формироваться как личность, учиться уважать закон, права каждого человека.[5.с,6]И здесь возникает вопрос – защита ребенка от злоупотребления самих родителей. Если родители наносят вред физическому или нравственному здоровью детей, существующие компетентные органы оказывают защиту и поддержку детям и на основании судебного решения лишают родителей прав на воспитание детей т.е. родительских прав, а самих детей определяют в государственные учреждения. Если ребенок оказался жертвой жестокости родителей, то в этом случае он может получить помощь со стороны социальной службы. В России существует «горячая телефонная линия» для жертв насилия – телефон доверия. Государственные органы и общество устанавливает особый контроль за теми семьями, где дети нуждаются в определенной защите. Особое внимание общественности привлекает проблема сиротства и решить её окончательно невозможно. В отечественном законодательстве выделяются категории «дети – сироты» и «дети, - оставшиеся без попечения родителей». Сюда же можно отнести детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не проявляют никакой заботы о своих детях. Поэтому государственная власть осуществляет определенные полномочия по поддержке детей такого статуса.[2.с,4] Государство гарантирует таким детям достаточный уровень благ и услуг посредством органов опеки, и попечительства местных органов власти, которые занимаются определением судьбы несовершеннолетних: либо устройством в семью, либо направлением в детский дом. Органы опеки и попечительства должны провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. Их деятельность осуществляется согласно Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса, Жилищного кодекса РФ. Законность процедур контролируется Министерством Юстиции и Прокуратурой Российской Федерации. Органами государственной власти отдельных субъектов Федерации приняты и реализуются целевые программы, направленные на предупреждение социального сиротства, социализацию и интеграцию детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом. [1.с,5] Активная государственная политика, направленная на стимулирование граждан к семейному устройству детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привела к значительному сокращению числа детей, которые воспитываются в учреждениях интернатного типа. Положения Федерального Законодательства предоставляют право органам государственной власти субъектов РФ регулировать сферу социальной поддержки детей – сирот и детей, - оставшихся без попечения родителей, в рамках своей компетентности, но при этом со строгим соблюдением Конституции РФ. Уже субъекты РФ принимают законы и нормативные правовые акты по различным аспектам регулирования социальной поддержки таких детей. Необходимо подчеркнуть, что государственно – правовая охрана детства – одна из важнейших принципов социальной политики, которая закреплена в Конституции РФ в целях решения проблем детства. Государством предусмотрены дополнительные виды пособий и льгот, положение о которых закреплено в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в президентской программе «Дети России», в целевой программе «Дети сироты». Эти меры направлены на создание благоприятных условий для подготовки детей к самостоятельной жизни в современных социально – экономических условиях.[4.с,25]В современных условиях в регионах России идет активное реформирование системы образовательных учреждений для ребят, которые оказались в трудной жизненной ситуации, получают развитие и распространение новые виды учреждений ведомственной подчиненности: психологомедико – педагогические службы, центры семейного воспитания, центры социальной помощи семье, реабилитации детей; центры усыновления, опеки и попечительства, психолого – педагогические консультации, социальные приюты, кризисные центры, которые непосредственно работают с наименее благополучными семьями и детьми «группы риска». Для детей сирот открываются молокомплектные детские дома, детские дома семейного типа.Главная цель в работе с семьями несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите – восстановить воспитательный потенциал семьи, мотивировать родителей на изменение образа жизни и осознание ценности своих детей, что в комплексе будет способствовать возвращению ребёнка на воспитание в родную семью, так как ни одно государственное либо негосударственное учреждение никогда не сможет заменить ребёнку семью.[6.с,49]Для достижения главной цели привлекаются образовательные, культурно-спортивные, общественно-государственные учреждения. Вовлечение подростков в спортивно-туристическую деятельность, военно-патриотическую работу, компьютерные клубы, художественную самодеятельность и пр. способствует переключению интересов личности, формированию самосознания, положительной смене жизненных приоритетов и перспектив. Очень значима своевременная комплексная работа с родителями неблагополучных подростков,  включающая посещение семьи, беседы, проведение родительского всеобуча с привлечением специалистов в области психологии, юриспруденции, медицины. Государство придает огромное значение профессиональной подготовке специалистов для работы с несовершеннолетними.[7.с,68]Самые стабильные результаты обеспечиваются профилактикой, которая состоит из совместных усилий семьи и детских образовательных учреждений. Чтобы предупредить поведенческие нарушения или исправить уже имеющиеся девиации, педагогические работники реализуют программы, пропагандирующие здоровый образ жизни, направленные на воспитание духовных ценностей, правильный выбор будущей профессии. Такая работа часто приносит положительные плоды: помогает многим детям достойно реализовать себя в будущем и встать на путь преодоления имеющихся отклонений. [7.с,80]Проводитсяширокая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний, что необходимо в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.[6.с,55]Дети – это будущее нашей страны. Нам бы очень хотелось, чтобы государство, семья и образовательные учреждения заботились, уважительно относились к правам детей и отдавали всю свою любовь и заботу им. Следует вспомнить пословицу: «Все лучшее - детям!»Список использованной литературы1.Альтшуллер Б.Л. О соблюдении прав детей в Российской Федерации / Б.Л. Альтшуллер // Права женщин в России. - 2002 - №2.2.Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.94 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10 94) // Российская юстиция. - 2006. - №12 (с изм. и доп)3. Защита прав ребенка в современной России. - М.: Издательство: Институт государства и права РАН. - 2004. - 196 - с.4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). - М.: Издательство "ОМЕГА-Л", 2005. - 40 с.5. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.6. Коробова С.Р. Защита прав ребенка в Российской Федерации: Сборник нормативных документов / С.Р. Коробова. - М.: Издательство: Виктория-плюс, 2003. - 91 с.7. Косарецкая, С. В. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения / С.В. Косарецкая, С.Г. Косарецкий, Н.Ю. Синягина. - М.: Каро, 2006. - 400 c.8. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.95 №223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.95. - М.: Издательство "ЭКЗАМЕН", 2005. - 64 с.