Публикации
Рабочая программа на тему "Домоводство"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа на тему "Домоводство"
Автор: Ворсина Александра Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа на тему "Домоводство"
Автор: Ворсина Александра Ивановна
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕРЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ЗАПАДНЫЙ МЦ «СЕМЬЯ» ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ГОРОДЕ ОКТЯБРЬСКИЙ Согласовано Утверждаю Заведующий ОСПДП Директор ГБУ РБ Западный МЦ «Семья»в г.Октябрьский _________________ Р.Н.Ахметзянова _____Ю.С. Зайдуллина Н.Ахметзянова Принята на педагогическом совете в ОСПДП г. Октябрьский Протокол №___ от_________ МЦСПСД _______ Р.Н.Ахметзянова СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Домоводство»Срок реализации – 1 год Авторы – составители: Воспитатели ОСПДП в г. Октябрьский: Данилова Аксана Валерьевна Еникеева Эльвера Разиповна Ворсина Александра Ивановна Белянская Елена Николаевна Зименко Анна Васильевна г. Октябрьский – 20221. Паспорт программы2. Пояснительная записка"Самое большое богатство, которое можнооставить ребенку в наследство, научить трудиться".К. Д. Ушинский. Домоводство – это своего рода искусство, которое приобретается не годами, а десятками лет опыта. И этот десяток лет неопытности иногда очень дорого обходится, особенно молодым людям. И нередко приходится слышать, вследствие этого, и о недовольстве семейной жизнью, отсутствием взаимопонимания. Очень важно организовать свой быт так, чтобы он приносил радость. Программа кружка «Домоводство» рассчитана на тех, кто делает первые шаги в освоении искусства «ведение дома», знакомит с кухней, швейным делом, основой гигиены, позволяет научиться быть экономным, хорошо ориентироваться в многообразии продуктов. В жизни каждого ребенка бывает много праздников, хочется, чтобы дети умели правильно организовать его, составить программу, подготовить праздничный стол, хорошо сервировать его. Ведь каждый ребенок становится взрослым и, если они в детстве будут знать, уметь и проводить торжества, то в дальнейшей своей взрослой жизни смогут подготовиться к любому семейному мероприятию, традиционному празднику, стать гостеприимными хозяевами. Психологические особенности воспитанников таковы, что дефицит общения с близкими взрослыми приводит к отставанию мотивационной сферы. Практически отсутствует ролевое и деловое взаимодействие, недостаточно развита произвольная регуляция поведения, низкий уровень адаптации, серьезные отставания в развитии познавательной деятельности навыков ручной умелости. Но в тоже время обострена потребность в доброжелательном внимании взрослого, на основе которого возможно формирование более сложных потребностей: в сотрудничестве, сопереживании, в признании успешности. Содержание занятий определяется в соответствии с общими тематическими блоками педагогической деятельности (семьи), с учетом интеграции всех видов деятельности. Особое внимание в представленной программе отводится тому, что в занятиях есть выход с результатами практической деятельности на события жизни "семьи". Программа акцентирует внимание на то, что у детей формируется в приобретении осознать и почувствовать себя умелыми, способными, значимыми, созидателями «семейной жизни».2.1. Обоснование актуальности Программа «Домоводство» дает возможность воспитанникам сделать первый шаг в осуществлении своей мечты по созданию счастливой семьи, неоднократно проиграть различные бытовые ситуации, представить и полюбить свой будущий дом, вселяет уверенность в завтрашнем дне, в собственные силы и возможности. Актуальность программы также заключается в том, что она является ориентиром для формирования личностной, социальной, семейной культуры и базовых национальных ценностей. Занятия программы по «Домоводство» направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития воспитанников, оставшихся без попечения родителей.Настоящая программа составлена с учетом возрастных особенностей воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизированно формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей. 2.2. Целевая группа Дети в возрасте 10-17 лет2.3. Цель программы Формирование полноценной, социально-мобильной, устойчивой и ответственной личности, способной в будущем успешно строить собственную модель жизни и семьи.2.4.Задачи программы- формировать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно-бытовом труде и умение выполнять несложные виды этого труда (уборка помещения, мытьё посуды, приготовление пищи, уход за одеждой и обувью, мелкий ремонт одежды, создание уюта в жилище и т.д.) - расширять знания нравственного поведения, норм этики в ближайшем семейном окружении в обществе. - формировать у каждого воспитанника правила ведения семейного хозяйства, практические умения, связанные с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи. - воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; - прививать навыки трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитывать желание и стремление к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношение к домашнему труду; - развивать индивидуальные качества: ловкость, внимание, наблюдательность, память, находчивость, смекалку, воображение, фантазию; - воспитывать интерес к национальным традициям.2.5.Ожидаемые результаты В результате освоения программы будут сформированы:представления:1.о правилах поведения на кухне и технике безопасности при работе с различными инструментами, приспособлениями и оборудованием; 2. о способах ухода за одеждой: ежедневной, верхней, белой и обувью и т.д.;3. о правильно и рациональном питании, и способах приготовлении пищи;4. о правилах этикета в быту, способах сервировки стола;умения:1. ухаживать за одеждой и обувью;2. готовить пищу;3. применять правила этикета в быту, сервировать стол.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей Во время занятий применяется текущий, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Участие в выставках и конкурсах детского творчества разного уровня.3. Механизм реализации программы3.1. Этапы и сроки реализации программы1. Выявляет ценностные ориентации, интересы, потребности воспитанников, знания и умения, полученных ранее.2. Предполагает пробное включение воспитанников в данную деятельность с обязательным выполнением условий добровольности. Комплектованию группы предшествует индивидуальная беседа с подростками.3. Обеспечивает возможности для самореализации воспитанников. В этот период существенным является органическое сочетание просветительской работы в области домоводства.4. Обеспечивает возможность самооценки и анализа проделанной работы. Программа предназначена для работы с воспитанниками социального приюта в возрасте от 10 до 18 лет и рассчитана на1 учебный годПроводится 1 занятие в неделю по 30 минут.3.2. Формы и методы работы Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация кинофильмов, и др.3.3.Ресурсы Методические пособия при разработке программы, демонстрационный материал для деятельности в рамках программы Кадровые: Воспитатели организуют и проводят тематические занятия с детьми, беседы, сюжетно-ролевые игры, экскурсии. Проводят опрос, обследование индивидуально и с подгруппой детей. Материально-технические:1) Дидактический материал (изображения, картинки, фото):предметы посуды;кухонная мебель;приспособления для чистки одежды и обуви;продукты питания;уборочный инвентарь;бытовая техника;альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения алгоритмов стирки белья, глажения белья и др.;дидактическая кукла с набором одежды и обуви;кукольная мебель и посуда.2) Оборудование:кухонная посуда (набор детской игровой посудки);инвентарь для уборки помещения;предметы для украшения интерьера (скатерть, салфетки и др.); тазики; гладильная доска;бытовая техника (утюг, пылесос);уборочный инвентарь (лопаты, грабли, метлы, веники, совки)3.4. Направления деятельности и их содержание Программа по социальному направлению «Домоводство» состоит из 12 разделов: «Культура питания» - расширять и обогащать знания воспитанников о значении продуктов питания для здоровья человека, о необходимости правильного питания. «Мы – поварята» - Формировать умения определять простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их. «Уроки эстетики» - Формировать умение подбирать одежду с учетом фигуры и назначения, заботиться о своем внешнем виде. Развивать эстетический вкус. «Подарки своими руками» - Создать условия для детей, проявляя свои творческие способности и умения.Развивать творческие способности детей, аккуратность и тщательность в работе. Формировать эстетический вкус. «Будущая мама» - Научить девочек - подростков управлять своим биологическим началом, подчинять его нравственным принципам и нормам морали. «Уютный дом» - Воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры; организация труда. «Правила по уходу за одеждой и обувью» - Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности «Наши помощники» - Познакомить с разными видами электробытовыми приборами, учить знать режимы и способы пользования электробытовыми приборами. Научить безопасности работе с электроприборами. «Семейные ценности» - Повышать уровень общего развития воспитанников, способствующий всесторонней подготовке к будущей самостоятельной жизни. «Наш веселый огород» - Познакомить с приемами обработки почвы, прививать интерес к цветоводству и овощеводству. «Уход за растениями и уборка урожая» - Научить правильному уходу за растениями. Прививать трудолюбие и стремление добиться положительного результата. «Мы-хозяюшки» - Дать знания детям о хранение, сушке, замораживании, солении, консервировании продуктов. Отравление консервированными продуктами, правила первой помощи.3.5. План занятий3.6. Контроль и управление Технология контроля основаны на сравнении того, что есть, с тем, что должно быть, и используют три аксиомы:1) непрерывное отслеживание точности плана и его «привязка» к текущим условиям – обязательное условие эффективного гибкого планирования2) предусмотренные систем экстренных мер, которые при необходимости могут быть быстро применены3) отметка первых проявлений успеха и воздать должное тем, кто способствовал успеху. Имеются три вида контроля.1. Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работы по программе. Его назначение – заранее проверить план, конспект, содержание занятия, подготовка рабочего места. Проанализировать насколько имеется материально – техническое обеспечение.2. Текущий контроль. Оценка эффективности проведенных занятий в соответствии с планом программы, в срок исполнение. Разработка рекомендаций, пожелания для дальнейшей успешной работы по программе.3. Заключительный контроль. Он проводится при завершении реализации программы. Дается оценка достигнутого результата в ходе реализации программы. Разрабатываются рекомендации для распространения и обобщения опыта работы через СМИ, публикации в журналах, методических пособий.3.7. Оценка результатов реализации программы Уровни по критериям оценивания: Низкий уровень (1-2 балла): пониженный интерес к деятельности по направлению; избегание публичного выступления, пассивное участие в играх, в обсуждениях, ограниченное взаимодействие с детьми, помощь и поддержка педагога при выполнении заданий, отсутствие самостоятельной деятельности, слабое владение теоретической информацией по темам, чаще выступает как зритель. Базовый уровень (3-4 балла): хорошее владение теоретической информацией; участие в играх, конкурсах, обсуждениях, и т.д.,; умение работать в паре и в группе; выполнение задания и упражнения по образцу, затруднения выполнения при изменении условий, чаще выступает как участник. Осознание учащимся высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, но не всегда способен руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Высокий уровень (5 баллов): свободное владение теоретической информацией; умение применять знания и навыки в изменившихся условиях; активное и результативное участие в мероприятиях социального направления, чаще выступает как организатор. Осознание воспитанника высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.«проявляется – 1 бал», либо «не проявляется – 0 баллов»Список литературы 1. «Макияж и уход за кожей» Сэлли Нортон, Москва «Росмен», 2013г. 2. «Энциклопедия для девочек», Снегирева А., М.: «Издательство АСТ», 2009г.3. 1001 способ жить лучше. «ЗАО Издательский дом Ридерз Дайджест» 4. Кудрявцева М. Как украсить свой дом. – М.: Мой мир. Гмб&Ко. КГ, 2014. – 320 с., ил. – (Чудо-хозяйка). 5. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей.6. «Большая книга детского творчества» Лыкова И, Е. Коротеева, ЗАО «ОЛМА медиа Групп» издание, 2013, 286 стр.6. Энциклопедия «Всё обо всём».7. Интернет ресурсы. Сайт « МааМ.ру», Сайт « Страна Мастеров», Сайт «Всё для детей» и др.8. «Я и моя семья», Е.В.Баринова