Публикации «Особенности преподавания раздела ОВС в курсе предмета ОБЖ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Особенности преподавания раздела ОВС в курсе предмета ОБЖ»
Автор: Сафонов Всеволод Васильевич

«Особенности преподавания раздела ОВС в курсе предмета ОБЖ»В настоящее время у многих школьников сложилось негативное мнение об армии в целом. Они не желают служить в Вооруженных Силах РФ.  Поэтому формальный подход к изучению тем раздела «Основы военной службы» сегодня категорически неприемлем.Формированию у обучающихся уважения и внутренней готовности к особому виду государственной службы – службе в Вооруженных Силах Российской Федерации - способствуют грамотно выбранная методика преподавания предмета, работа во внеурочное время, занятия в кружках, участие в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, а также использование инновационных технологий, презентаций, тематических выставок по этой теме.В ходе изучения раздела наряду с традиционными методиками обучения: рассказом, беседой, лекционно-семинарскими занятиями - важно организовать проведение «круглых столов» с приглашением выпускников школы: солдат, сержантов срочной службы, курсантов военных училищ, институтов и академий, офицеров, ветеранов войны и военной службы.Совместные просмотры учебных кинофильмов, содержащих информацию о специфике воинской службы, социально-бытовых процессах в воинских подразделениях, о боевых возможностях современного вооружения военной техники и последующее обсуждение просмотренного вызывают живой интерес и уважительное отношение к армии. А рассказы фронтовиков, участников войны в Афганистане и контртеррористической операции в Чеченской Республике о дружбе, взаимовыручке, войсковом товариществе, самопожертвовании ради достижения общей цели – победы над врагом -  в полной мере  способствуют  патриотическому воспитанию молодых людей.Многим из учащихся старших классов предстоит первое знакомство с военной организацией - военным комиссариатом, который является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации, выполняющим функцию связующего звена между гражданским обществом и Вооруженными Силами РФ. В вопросах подготовки документов для первоначальной постановки на воинский учет и изучения тем раздела «Организация воинского учета» необходимо обязательное сотрудничество преподавателя ОБЖ с должностными лицами военного комиссариата.  В школе сложилась практика   приглашения работников военного комиссариата, на различные мероприятия, которые в живой, открытой беседе рассказывают учащимся  об  обязанностях граждан и работе должностных лиц военного комиссариата по решению задач воинского учета.Одним из важных факторов изучения раздела является военно-профессиональная ориентация, направленная на получение учащимися знаний о военных специальностях солдат, матросов, сержантов и старшин и родственных гражданских специальностях.При изучении раздела «Основы военной службы» происходит взаимодействие с преподавателями-предметниками образовательной организации, и учитель ОБЖ является организатором обсуждения на педсоветах вопросов о связи учебных предметов с подготовкой к военной службе, о связи таких образовательных дисциплин, как математика, физика, химия, естествознание и других, с воинской деятельностью, о связи гуманитарных предметов с военно-патриотическим воспитанием.  Важно, чтобы результатом изучения данного раздела стало понимание учащимися неоспоримой роли военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении личности, чтобы они осознали, что военная служба – это не только выполнение каждым гражданином своего конституционного долга. Служба в армии и на флоте – это еще и школа воспитания и становления личности. При проведении занятий по указанным темам следует обращать внимание учащихся на многообразие военных профессий, проводить аналогии между военными и гражданскими специальностями. Ориентируясь на специальности, по которым осуществляется подготовка учащихся  или углубленное изучение программ образовательных дисциплин, необходимо строить изложение тем так, чтобы обучающиеся получали дополнительную, более подробную информацию о видах и родах войск Вооруженных Сил, воинских должностях и специальностях,   по  которым могут быть востребованы их знания, умения и навыки.Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» в качестве обязательной подготовки к военной службе в разделе программы «Основы военной службы» предусматривается в течение последнего года обучения в образовательной организации проведение с обучающимися учебных сборов на базе воинской части.Преподавателю образовательной организации, ответственному за организацию и проведение учебных сборов, следует ознакомить учащихся с практической деятельностью воинской части, жизнью и бытом военнослужащих. На период учебных сборов при воинской части целесообразно планировать изучение тем: «Размещение и быт военнослужащих. Распорядок дня», «Организация внутренней и караульной службы. Внутренний наряд и караул. Обязанности часового», «Огневая подготовка», «Тактическая подготовка», «Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий военной техникой».В ходе практических занятий в учебных классах, на боевой технике, тактическом поле и на войсковом стрельбище следует обращать внимание обучающихся на деятельность военнослужащих как специалистов, эксплуатирующих сложную боевую технику, на образцы военной техники и вооружения, на тех военнослужащих, чья деятельность вызывает большее внимание и интерес   учащихся.При проведении занятий по темам   раздела «Основы военной службы» следует использовать:
  • методы формирования у обучающихся необходимых понятий,  суждений убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, презентаций, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.);
  • методы организации познавательной и практической деятельности обучающихся (поручения, задания, упражнения, создание специальных учебно-тренировочных ситуаций);
  • методы стимулирования ориентации обучающихся на подготовку к военной службе (соревнования, турниры, деловые игры, средства материального и морального поощрения);
  • методы контроля за ходом формирования у обучающихся  военно-профессиональной  направленности (проверка знаний, умений, навыков, оценка стремления к изучению предлагаемого материала, тестирование).
  • И, наконец, безусловным фактором лучшего усвоения материала является метод убеждения. Как говорил маршал Г.К. Жуков, «убедить – значит привлечь внимание к поставленным целям, задачам, сформировать интерес к ним, развить желание и даже некоторую потребность овладеть ими, осуществить соответствующие действия». Для этого в ходе занятий необходимо чаще приводить примеры из личного опыта службы в Вооруженных Силах, в том числе рассказывать веселые истории из армейской жизни. А на практических занятиях по тактической, огневой  подготовке, во время выполнении упражнений учебных стрельб, изучении материальной части оружия и боевой техники, выполнении нормативов использовать основной армейский принцип обучения: «Делай, как я, делай лучше меня». То есть показать на практике собственные знания материальной части боевой техники, навыки владения оружием.Одним из методов формирования мотивов исполнения воинской обязанности, самореализации в воинской деятельности может стать диспут на тему «Офицер - профессия героическая», посвященный «Дню защитника Отечества», или дискуссия со старшеклассниками «Я служить должен, как все?..»Для организации и проведения таких мероприятий необходимо заранее дать задание обучающимся подготовить сообщения. Например, ребятам, решившим поступить в военно-учебные заведения, дается тема «Почему я хочу стать офицером?» или «Я буду служить России». На такие мероприятия нужно пригласить офицеров, курсантов, бывших выпускников школы. Обмен мнениями, живая, открытая беседа вызывает интерес к овладению военной профессией, солидарность с товарищами и друзьями, желающими стать военнослужащими.