Публикации План-конспект занятия "Интервалы" (дополнительная общеобразовательная программа "Дорогой музыки")

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: План-конспект занятия "Интервалы" (дополнительная общеобразовательная программа "Дорогой музыки")
Автор: Конкина Галина Сетраковна

План-конспект занятия «Интервалы» (дополнительная общеобразовательная программа «Дорогой музыки»)Дата проведения: 05.12.2022 г.Время проведения: 14.30.Место проведения: ДТДМ, кабинет 12.Тема: «Интервалы».Раздел программы: «Элементарная теория музыки».Год обучения: 1 год.Методическая цель открытого занятия: повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио путем применения различных форм музыкальной деятельности.Технологии обучения: развивающие.Методы обучения: практический, объяснительно-иллюстративный, анализ, сравнение, обобщение, наглядно-демонстрационный. Тип занятия: комбинированное.Вид занятия: практическое.Цель занятия: формирование навыков построения и определения интервалов как в ладу, так и от данного звука.Задачи:а) обучающие:
  • сформировать представление о значении интервала;
  • способствовать грамотному построению интервалов как в тональности, так и от данного звука;
  • б) развивающие:
  • развивать музыкальное мышление;
  • развивать интонационные и слуховые навыки;
  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
  • развивать творческую активность;
  • в) воспитательные:
  • воспитывать эстетический вкус посредством визуальных и аудиальных образов.
  • содействовать формированию слушательской культуры учащихся;
  • воспитывать духовно-нравственные качества личности обучающегося (доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость);
  • Основные понятия, используемые на занятии: гамма, лад, тональность ступени в гамме и др.Материально-техническое и информационное обеспечение занятия: фортепиано, доска, карточки, ноты, кроссворды. План проведения занятия.
  • Организационный этап.
  • 1.1 Приветствие и подготовка к занятию.1.2 Обзор ранее изученного материала. Повторение гамм, ступеней, вокально-интонационных упражнений, сольфеджирование.
  • Этап целеполагания и мотивации.
  • Пение гамм, определение ступеней в гамме способствует развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, а построение интервалов способствует развитию логического мышления.
  • Основной этап.
  • определение понятия интервал;
  • Сегодня на занятии мы будем изучать новую и очень важную для всех музыкантов тему интервалы. Интервалы — это живые клеточки музыки, это кирпичики, из которых состоит вся музыка. Слово «интервал» можно встретить не только в музыке. На автобусных остановках можно прочитать такую информацию: «Интервал движения автобуса - 10 минут». Это означает, что от момента отправления одного автобуса до следующего за ним должно пройти 10 минут. Или в школе на уроках физкультуры, когда все спортивным шагом обходят физкультурный зал, учитель нередко поправляет: «Держите интервал!», то есть расстояние между учениками должно быть приблизительно одинаково, иначе можно столкнуться. Перемена в школе - это интервал между уроками, каникулы - интервалы между школьными занятиями, линии на нотном стане начерчены с одинаковым интервалом и т.д.) А какие примеры можете привести вы, ребята?В музыке интервал — это расстояние от одного звука до другого. Два соседних звука можно исполнить по очереди, тогда получится мелодический интервал, так как мелодия вся состоит из интервалов. А если два звука прозвучат одновременно, то интервал - гармонический.Нижний звук интервала называется основанием, верхний – вершиной. Каждый интервал имеет количественную и качественную величину. Количественная величина указывает число ступеней данного интервала. Качественная – число тонов, содержащихся в интервале.
  • перечисление простых интервалов;
  • Интервалы бывают простые и составные. Мы будем знакомиться с простыми интервалами, которые находятся в пределах октавы. Всего простых интервалов восемь: Прима – 1; Секунда – 2; Терция – 3; Кварта – 4; Квинта – 5; Секста – 6; Септима – 7; Октава – 8. Цифра, обозначающая название интервала указывает на количество охватываемых ступеней.Простые интервалы могут быть чистыми (прима, кварта, квинта, октава); малыми и большими (секунда, терция, секста, септима).Сегодня мы более подробно рассмотрим интервалы «чистая прима» и «чистая октава».
  • слуховое восприятие интервалов;
  • чистое интонирование интервалов;
  • определение интервалов коллективно;
  • определение интервалов индивидуально;
  • запись интервалов в тетрадь;
  • проверка и оценка работы соседа по парте;
  • игра интервалов на фортепиано;
  • решение музыкальных кроссвордов.
  • Рефлексивный этап.
  • Оценка успешности достижения цели и восприятия учащимися рассмотренной темы.
  • Итоговый этап.
  • Подведение итогов занятия, обобщение знаний, формирование целостного представления рассмотренной темы, перспективы дальнейшей деятельности.