Публикации Конспект урока по предмету "Художественное слово"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по предмету "Художественное слово"
Автор: Садчикова Елена Александровна

Открытый урокпреподавателя Садчиковой Е.А. по предмету «Художественное слово» (индивидуально)с учащимся 8 класса театрального отделения Карпеченковым Егором.Тема урока: «Работа над мелодикой речи и интонационной выразительностью в работе над сценическим образом Шалтая-Болтая».Цель урока: Научить учащегося владеть своим голосом, развивая его диапазон и умение «слышать себя». Определяя характер роли, раскрывая точные смысловые задачи и оценки, находить верную истинную интонацию, используя всю свою интонационную палитру. Задача урока: Работа над интонационной подвижностью голоса, мелодичностью речи с помощью интонационных упражнений. Определить и найти с учащимся верные оценки событий, чтобы сформировать интонационно-логического движение речевого действия и верного и выразительного интонирования для создания правдивой жизни сценического образа.Характеристика учащегося:Карпеченков Егор учится в 8 классе театрального отделения по предпрофессиональной программе «Искусство театра». На отделение он пришёл переводом в 5 класс с хореографического отделения. Все 4 года обучения он занимается по предмету «Художественное слово» (индивидуально), но со мной – первый год. Не смотря на хорошо развитый голосовой аппарат, речевой слух не развит достаточно, что мешает верному интонированию, и , как недостаток речи, можно отметить речевую аритмию, которая выражается в скороговорении и «проглатывании» некоторых гласных звуков. В работе с учащимся я делаю акцент на плавность и размеренность речи, слежу за правильной артикуляцией гласных звуков и снятием мышечных зажимов. Некоторую трудность в работе представляют возрастные особенности развития учащегося, а именно – пубертатный период, что выражается «ломкой» голоса, поэтому интонационные упражнения выполняем осторожно, стараясь не перенапрягать голосовые связки и не переходя в фальцетный регистр. Организационный момент: - приготовить тетрадь по художественному слову, распечатки упражнений, текст роли для работы.- приготовить сухие салфетки (могут понадобиться при разминке голосового аппарата);План урока:
  • Разминка голосового аппарата. Комплекс упражнений для разогрева групп мышц лица и тела. (5-7 мин.)
  • Вибрационный массаж (Активизируется работа нервных кончаний в толще кожного покрова, включаются в работу системы резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание голоса. Звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области лёгочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает отхождение мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус.)
  • -Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук и одновременно «тянуть» вслух звук «М»-Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от крыльев носа к ушам и одновременно «тянуть» вслух звук «М»-Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно «тянуть» вслух звук «В»-Постукивать кончиками пальцев одной руки нижнее надгубное пространство и одновременно «тянуть» вслух звук «З»-Постукивать кулачками обеих рук по верхней части грудной клетки и одновременно «тянуть» вслух звук «М»-Постукивать ребром ладоней обеих рук область нижнебрюшных мышц и одновременно «тянуть» вслух звук «М»-Постукивать ребром кулачками обеих рук область поясницы и одновременно «тянуть» вслух звук «М»
  • Артикуляционная разминка для губ
  • - «Почесать» и «покусать» зубами верхнюю и нижнюю губу;- Вытянуть губы «трубочкой», а затем растянуть в улыбку (10 раз);- «Натягиваем» губы на зубы (10 раз);- Продолжительный выдох со звуком «Бррррр» с сомкнутыми губами ;- Расслабление губ, выдох с сомкнутыми расслабленными губами «Тпрррр».
  • Артикуляционная разминка для языка
  • - «Покусать» и «пожевать» язык;- Рот широко открыт, губы растянуты в «оскал», вытягиваем язык до предела вперед, затем втягиваем, как можно глубже в рот, чтобы образовался мышечный комок, кончик языка становится незаметным (10 раз);- Губы сомкнуты, но челюсти широко разомкнуты. Кончик языка по очереди с силой упирается то в правую, то в левую щеки, нижняя челюсть неподвижна (10 раз);- Губы сомкнуты, языком активно протираем по кругу верхние и нижние зубы снаружи, меняем направление (10 раз);- Цокаем языком, имитируя цокот копыт лошадки, активная артикуляция на звук «О», нижняя челюсть подвижная ( 20-30 секунд)
  • Артикуляционная разминка для нижней челюсти
  • - Откидываем нижнюю челюсть вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку (10 раз);-Открываем широко рот с плавными поворотами головы вправо-влево (10 раз);- Губы сомкнуты, выдвигаем плавно нижнюю челюсть вперёд- назад (10 раз);- Губы сомкнуты, двигаем плавно нижней челюстью влево-вправо (10 раз);- Максимально часто открываем рот с произнесение звуков «па-па-па…» (20 сек).
  • Артикуляционная разминка для мягкого нёба
  • - Зеваем, широко открывая рот (4-5 раз);- Вдох с позёвыванием через рот, выдох через нос (4-5 раз);- Покашливания с высунутым языком (20 секунд);- Храпим на вдохе и выдохе (10 раз).
  • Комплекс упражнений на развитие интонирования в речевом диапазоне. (12-15 мин.)
  • Упражнение 1.При произнесении последовательности гласных звуков(А- О- У- Э –И- Ы )воспроизведите удивленный вопрос — недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом. Упражнение 2.Произнесите легкий высокий звук, затем, не прерывая выдоха, передайте голосом нисходящую интонацию с этим же звуком. Запомните характер звучания.По аналогии выполните упражнение с другими гласными звуками.Упражнение 3.Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку.У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ,Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.Упражнение 4.Соединяем навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков.у — шужу/ у — шожо/ у — ша — жа/у — ше — же/ у — шыжыу — су — зу/ у — со — зо/ у — са — за/у — сэзэ/ у — сызыу — фу — ву/ у — фо — во/ у — фа — ва/у — фэвэ/ у — фы — выу — кугу/ у — ко — го/ у — ка — га/у — кэгэ/ у — кыгыу — ту — ду/ у — то — до/ у — та — да/у — тэдэ/ у — ты — дыу — пубу/ у — по — бо/ у — па — ба/у — пэбэ/ у — пы — быУпражнение 5. Перечислить дни недели, времена года, месяцы, постепенно изменяя силу и (или) высоту голоса.Упражнение 6. «Рисуем» голосом линию движения прыжка в высоту. Над планкой быстро пролечу.ТеперьИ вот лечу мне надо опуститься,чтоб мягко Прыжок. падать Научиться.Разбег.Упражнение 7.- Читая простые повествовательные предложения, понижаем высоту голоса к концу фразы.Ночью полил дождь.У дороги шумели тополя.Тиха украинская ночь.- Произносим предложения с большим чувством.Хорошо зимой в лесу!Пусть сильнее грянет буря!До чего красив закат! Упражнение 8.Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном — новом слове. Следим за вопросительной интонацией.- Вы мне утром звонили? — (Я).- Вы мне утром звонили? — (Вам).- Вы мне утром звонили? — (Нет, вечером).- Вы мне утром звонили? — (Звонил).
  • Работа над интонационной выразительностью образа Шалтая-Болтая. ( 25 мин)
  • На предыдущих занятиях мы уже определили характер персонажа, его душевный склад, образ мышления и поведения. Так же нашли нужные оценки на ключевые события и реплики партнеров. На этом уроке делаем упор на действенную основу реплик , т.е. стараемся каждую фразу определить действенным глаголом, чтобы найти верную интонацию и добиться нужного воздействия на партнеров. Также, продолжаем работу над подтекстом, как основой интонационной выразительности, над темпо-ритмом и эмоциональной окраской речи.
  • Домашнее задание.
  • - Самостоятельная работа над голосовым аппаратом: вибрационный массаж, артикуляционная разминка.- Работа над расширением диапазона и интонационной подвижности голоса (Упр.1,2,3,4 из интонационной разминки). - Задай вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него....? — Я эту басню вчера выучил....? — Я эту басню вчера выучил....? — Я эту басню вчера выучил....? — Я эту басню вчера выучил....? — Я эту басню вчера выучил.