Публикации Конспект урока по предмету "Художественное слово"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по предмету "Художественное слово"
Автор: Муравина Евгения Александровна

Конспект открытого урока Преподавателя МКУДО ДШИ № 2 Артемовского городского округа Муравиной Евгении АлександровныПредмет: Художественное слово (групповое занятие)Класс: 7(8) класс театрального отделения. Тема урока: «Тренинг на произношение усложненных звукосочетаний и отработка полученных навыков».Цель урока: Отработка навыков полученных ранее, а также задач по произношению звукосочетаний.Задачи: Развивающая: Развитие дикции на материале различных звукосочетаний, развитие выразительности речи. Воспитательная: Воспитание речевой культуры, работа над навыками ясного, четкого произношения слов и фраз.Образовательная: Активизация мышц голосового аппарата, его подвижность. Используемые технологии: Здоровьесберегающие технологии, дифференцированный подход, игровые технологии, личностно ориентированные технологии.Оборудование и материалы: мячи, карточки с проверочным материалом.Ход урок1. Приветствие. Организационный момент. Педагог приветствует учащихся.2.Теоретическая часть. Дается педагогом перед каждым видом упражнений.3. Практическая часть.3.1.Разогревающий и вибрационный массажРазогревающий массаж.Массирование. Разогревающий массаж начинаем с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.Вибрационный массаж. Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуками «м», «л-м-н», «н», «в», «з».Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их, предупреждая тем самым мышечные зажимы, способствуя вольному свободному течению звука. Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый, позитивный, мягкий контакт.   Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.3.2.Артикуляционная гимнастикаПрежде чем выполнять артикуляционные упражнения, не забываем, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце или большое зеркало. Каждое упражнение в разминке повторяется 6-8 раз. 1.Кусаем кончик языка. 2.Высовывая и засовывая кусаем весь язык. 3.Жуем боковушки языка. 4.«Уколы». Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты. 5. Протираем зубки язычком. Губы сомкнуты, языком между губами и зубами делаем движения вправо-влево, вверх-вниз, по кругу. 6. Упр. «Улыбнулись–обиделись»(Поочередно поднимаем верхнюю губу, а затем опускаем нижнюю, при этом челюсть сомкнута). 7. Упр. «Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар.  Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется.  Главное – гримасничать как можно более активно. 8. «Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка. 9. «Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. 10. «Улыбка – хоботок». Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку.   11.«Часы». Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно. Можно предложить ребятам взять вытянутыми вперед губами карандаш и написать им в воздухе своё имя.12. «Шторки». Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю, а потом совмещаем эти движения со звуками:
  • «в» - верхняя губа поднимается вверх;
  • «м» - возвращается на место;
  • «з» - нижняя губа опускается вниз.
  • Затем попеременно натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, нижнюю – на нижние.Для того чтобы губы двигались вертикально, можно приставить указательные пальцы к щекам, как бы ограничивая пальцами возможность растягивания губ.3.3.Дыхательная гимнастика. Каждое упражнение делаем 6-8 раз.1.«Маятник» дыхательное упражнение по Стрельниковой. Исходное положение ноги на ширине плеч, корпус ровно. При наклоне корпуса вперед делается звучный вдох носом, далее поднимаем и откидывая корпус назад делаем вдох со звуком «С». Очень важно при этом контроль за тем, чтоы в конце выдоха не было дополнительных призвуков.2.«Свечка». Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.3. «Погреем руки» (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.3.4.Речевой тренинг. 1.«Звукоряд» (А_О_У_Э_И_Ы_Е_Ё_Ю_Я) произнесение гласных плавно и отрывисто.2.«Дифтонги»(сочетание гласных звуков по звукоряду).3.«Парные» согласные». (д – т, г – к, бп,  в – ф, ж – ш, з – с) . Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных.4. «Соединение гласной и согласной» (на примере парных «б-п»)Ба-бо-бу-бэ-би-быПа-по-пу-пэ-пи-пыБа-па, бо-по, бу-пу, бэ-пэ, би-пи, бы-пыБапоп,буп,бэп,бип,быпПаб,поб,пуб,пэб,пиб,пыб3.5.«Труднопроизносимые звукосочетания»1. ПТКИ, ПТКЭ, ПТКА, ПТКО, ПТКУ, ПТКЫТКЕ, ПТКЯ, ПТКЁ, ПТКЮ2. ПКТИ, ПКТЭ, ПКТА, ПКТО, ПКТУ, ПКТЫ, ПКТЕ, ПКТЯ, ПКТЁ, ПКТЮ3. ТПКИ, ТПКЭ, ТПКА, ТПКО, ТПКУ, ТПКЫ, ТПКЕ, ТПКЯ, ТПКЁ, ТПКЮ4. БДГИ, БДГЭ, БДГА, БДГО, БДГУ, БДГЫ, БДГЕ, БДГЯ, БДГЁ, БДГЮ5. БГДИ, БГДЭ, БГДА, БГДО, БГДУ, БГДЫ, БГДЕ, БГДЯ, БГДЁ, БГДЮ6. ГБДИ, ГБДЭ, ГБДА, ГБДО, ГБДУ, ГБДЫБДЕ, ГБДЯ, ГБДЁ, ГБДЮ7. МРЛИ, МРЛЭ, МРЛА, МРЛО, МРЛУ, МРЛЫ, МРЛЕ, МРЛЯ, МРЛЁ, МРЛЮ8. МЛРИ, МЛРЭ, МЛРА, МЛРО, МЛРУ, МЛРЫ, МЛРЕ, МЛРЯ, МЛРЁ, МЛРЮ9. РМЛИ, РМЛЭ, РМЛА, РМЛО, РМЛУ, РМЛЫ, РМЛЕ, РМЛЯ, РМЛЁ, РМЛЮ10. РЖЛИ, РЖЛЭ, РЖЛА, РЖЛО, РЖЛУ, РЖЛЫ, РЖЛЕ, РЖЛЯ, РЖЛЁ, РЖЛЮ11. РЛЖИ, РЛЖЭ, РЛЖА, РЛЖО, РЛЖУ, РЛЖЫЛЖЕ, РЛЖЯ, РЛЖЁ, РЛЖЮ12. ЖРЛИ, ЖРЛЭ, ЖРЛА, ЖРЛО, ЖРЛУ, ЖРЛЫ, ЖРЛЕ, ЖРЛЯ, ЖРЛЁ, ЖРЛЮ13. ЛМНИ, ЛМНЭ, ЛМНА, ЛМНО, ЛМНУ, ЛМНЫ, ЛМНЕ, ЛМНЯ, ЛМНЁ, ЛМНЮ14. ЛНМИ, ЛНМЭ, ЛНМА, ЛНМО, ЛНМУ, ЛНМЫ, ЛНМЕ, ЛНМЯ, ЛНМЁ, ЛНМЮ15. МЛНИ, МЛНЭ, МЛНА, МЛНО, МЛНУ, МЛНЫ, МЛНЕ, МЛНЯ, МЛНЁ, МЛНЮ16. ФТЧИ, ФТЧЭ, ФТЧА, ФТЧО, ФТЧУ, ФТЧЫ, ФТЧЕ, ФТЧЯ, ФТЧЁ, ФТЧЮ17. ФЧТИ, ФЧТЭ, ФЧТА, ФЧТО, ФЧТУ, ФЧТЫ, ФЧТЕ, ФЧТЯ, ФЧТЁ, ФЧТЮ18. ТФЧИ, ТФЧЭ, ТФЧА, ТФЧО, ТФЧУ, ТФЧЫФЧЕ, ТФЧЯ, ТФЧЁ, ТФЧЮНапример: «рлу-рло-рла-рлэ-рли-рлы» и «лру-лро-лра-лрэ-лри-лры» (Для проверки усвоения можно использовать скороговорки «Проворонила ворона вороненка», «Футляр для дрели, для дрели футляр») 3.6. Подведение итогов занятия. Получение учащимися домашнего задания на следующий урок.