Публикации Конспект урока по литературе в 6 классе "А.А. Фет "Ель рукавом мне тропинку завесила"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по литературе в 6 классе "А.А. Фет "Ель рукавом мне тропинку завесила"
Автор: ТУПИКИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА

Тема: «А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Природа как воплощение прекрасного»Цель: познакомить с биографическими сведениями об А.А.Фете; продолжить работу с поэтическим текстом, формировать навык анализа поэтического произведения, учить чувствовать внутренний мир поэта, находить и определять изобразительно-выразительные средства; развивать навык выразительного чтения; воспитывать внимательное и чуткое отношение к звучащему слову.ЗадачиОбучающая.
  • прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией А.А.Фета;
  • показать своеобразие и неповторимый лиризм стихотворений поэта.
  • Развивающая.
  • развивать интерес к творчеству поэта;
  • развивать навык анализа поэтического текста;
  • обогащать духовный опыт детей;
  • развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.
  • Воспитывающая.
  • воспитывать у детей чувство бережного отношения к лирике;
  • воспитывать интерес к стихотворениям поэта.
  • Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, фонохрестоматия, выставка книг, сборники стихотворений А.Фета, литературоведческий словарь, словарные карточки, схема построения синквейна.Ход урокаI. Организационное начало.Психологический настрой на работу.- Посмотрите в окно – на улице сегодня не погода, а сказка! Туман бережно укутал деревья, чтобы не замёрзли ночью, да так и остался пуховым покрывалом на плечах у берёз и тополей. И стоят они в полусне, словно не желая просыпаться. Пожалуй, им можно позавидовать – они могут потянуть эти сладкие мгновения утра, а у нас уже прозвенел звонок – пора за работу!II. Актуализация знаний.- А чтобы взбодриться, предлагаю вам небольшую поэтическую зарядку для пробуждения мозга. Я читаю (отрывки стихотворений воспроизводятся на слайдах, ученики могут выразительно прочитать их или вспомнить и прочитать наизусть) отрывки, вы определяете автора.Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась.Ложился на поля туман,Гусей крикливых караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора… ПушкинЛасточки пропали,А вчера зарейВсё грачи леталиДа, как сеть, мелькалиВон над той горой.С вечера все спится,На дворе темно.Лист сухой валится,Ночью ветер злитсяДа стучит в окно. Фет Еще в полях белеет снег,А воды уж весной шумят—Бегут и будят сонный брег,Бегут и блещут и гласят…Они гласят во все концы:«Весна идет, весна идет!Мы молодой Весны гонцы,Она нас выслала вперед!» ТютчевЯ пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой ФетЧародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит -И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,-Не мертвец и не живой -Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛегкой цепью пуховой... ТютчевIII. Формулирование темы, постановка целей и задач.- Как вы думаете, почему я начала урок с чтения отрывков из стихотворений? - Сегодня мы продолжаем работу над поэтическими страницами богатейшей русской литературы и прикоснёмся к творчеству ещё одного поэта, замечательного лирика, нашего земляка. Вы уже догадались, кого? Как вы об этом догадались? (Выслушиваю предположения детей. Мы только закончили изучать творчество Тютчева, значит, теперь должны познакомиться с Фетом.)- Вы правы, для меня эти два автора тоже неразрывно связаны, и сегодняшний урок мы посвятим поэзии Фета. - В программе тема формулируется громоздко и длинно: «А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Ещё майская ночь» и др. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного». Я предлагаю назвать наш урок «Стихи пленительные Фета». Запишите в тетрадь тему.- Изучать творчество Фета мы будем по тому же плану, что и других авторов. Попробуйте сформулировать цели и задачи нашей работы. Чего мы должны на уроке достичь? (Познакомиться с биографическими сведениями об А.А.Фете, формировать навык анализа поэтического произведения, находить и определять изобразительно-выразительные средства; развивать навык выразительного чтения.)- Молодцы! А ещё мы будем учиться чувствовать внутренний мир поэта, воспитывать внимательное и чуткое отношение к звучащему слову.IV. Формирование новых знаний.1. Слово учителя о Фете.2. Работа со статьёй в учебнике - Прочитайте очерк о поэзии Фета. - Чем отличается поэтический дар Фета? (Одарённость Фета исключительна. Природа наградила его чувствительностью к красоте. Поэт славился тонким остроумием. Он безошибочно улавливал прелесть народной поэзии.)- Какие «намёки», краски, звуки наполняют мир стихотворений поэта? (В лирике Фета человек устремлён к изначальной гармонии и красоте. Фет познаёт бытие через тонкие намёки, едва видимые приметы в природе или человеческой душе. Фет ценит звук и краску, пластику и аромат. Стремление выразить невыразимое через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее поэта настроение — одно из коренных свойств поэзии Фета)3. Чтение стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» подготовленным учеником.- Давайте обратимся непосредственно к стихам Фета. Послушаем чтение Дениса.4. Анализ стихотворения.- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Противоречивые) - Почему? (Сначала тревожно, в конце радостно)- Давайте внимательно вчитаемся в это стихотворение.- Какие чувства испытывает одинокий лирический герой в лесу? (В осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе.) - Почему его одновременно охватывают разные чувства? (Свое состояние герой ощущает словно бы навеянным каким-то особым колдовством.)- Откуда это ощущение таинственности, колдовства? (Метафора – Ель рукавом мне тропинку завесила отсылает нас к какому-то сказочному существу. Может быть, это лесное божество или колдунья, которая словно не хочет выпустить путника из леса, манит его вглубь, закрывает от его взора лесные тропинки. Эта строка представляет систему метафор: ель - женщина-колдунья, ветка - рукав ее платья. Так одной строчкой Фет создает атмосферу таинственности, сказочности)- Откуда у лирического героя возникает чувство тревоги в начале стихотворения? (Повтор слова ветер, обилие глаголов не пойму, гудёт, колышется, кружатся)- Проследите, как меняется настроение лирического “я” по ходу текста, сопоставив в смысловом ряду глаголы завесила > не пойму > гудёт > колышется > слышится > кажется > приветствуешь. (Тревога и смятение заменяются надеждой, радостью)- Как этому способствуют существительные? (Они также постепенно меняются ель > тропинка > ветер > лес > листья > рог > зов)- Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения? (Одинокому путнику жутко, грустно и весело одновременно в этом шумном, гудящем лесу, а звук рога вселяет в него надежду на освобождение от колдовства, наваждение спадёт и он выберется из леса туда, где его с нежностью ждут)- На какие две смысловые части распадается стихотворение? Что стоит на границе? (1-6 строки – смятение и тревога лирического героя, 7-12 стоки смена настроения, связанная со звуком рога. На границе частей стоит устаревшее междометие чу, которое заставляет читателя прислушаться к происходящему.)- Какая метафора появляется в последней строфе? На чём она основана? (Рог сопоставляется с глашатаем медным, это ещё и олицетворение)- Как соотносятся в стихотворении внешний мир и внутреннее состояние человека? Можно ли утверждать, что странник заблудился? (В финальной строфе он назван “странником бедным”)- Почему звук рога меняет настроение лирического “я”? - Какие ещё средства языковой выразительности использует Фет? (Эпитеты взывающий, сладостен, мёртвые, бедный, антитеза 1 и 2-й частей стихотворения, грустно и весело, градация гудёт, колышется, кружатся)- Обратите внимание на 3-ю строку. Вслушайтесь в неё. Что заметили? (Образы создаются не только лексикой, но и фоникой!)? Как звуковые образы помогают понять чувства лирического “я”?- Какие согласные звуки в 3–6 строках передают шум ветра?- Как проявляет себя звук [у] во 2-й строфе?Лексическая работа.- Как вы понимаете значение слова взывающий? Часто ли оно употребляется в современной речи? Постарайтесь подобрать к нему синонимы. ( зовущий, зазывающий, ведущий, вызывающий, приглашающий...)- Как меняется настроение во второй части строфы?Читаем 3-ю строфу.“Сладостен зов мне глашатая медного!”- К какой части речи относится слово “сладостен”?Сладостен - краткое прилагательное мужского рода единственного числа именительного падежа; полная форма - сладостный.- В чем, по-вашему, отличие значений прилагательных сладкий и сладостный?Сладкий — имеющий вкус, свойственный сахару или меду.Сладостный - приятный, доставляющий удовольствие.- Найдите в предыдущей строке слово, однокоренное существительному зов. Подберите еще несколько однокоренных слов. Какие гласные чередуются в этом корне? Какие согласные остаются неизменными?- Какой предмет автор называет глашатаем медным и почему?- Выделите корень в существительном глашатай и подберите однокоренные слова.- Какое противопоставление присутствует в первой и второй строках последней строфы? (Зов “глашатая медного” - символ жизни, присутствия человека - противопоставлен символу угасания природы - “мертвым листам”)- Какие слова в стихотворении кажутся вам высокими и обычно не употребляются в устной речи? Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении? (Взывающий, сладостен, глашатай)- В целом стихотворение звучит оптимистически и приобретает обобщённый, символический смысл: даже когда ты один и тебе всё препятствует, выход всегда есть, только нужно собраться и услышать спасительный рог.V. Рефлекия.1. Слушание фонохрестоматии.2. Выразительное чтение (2 человека)3. Обобщение. Чтение собственных поэтических зарисовок природы.- Фет — мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Для поэта характерны фрагментарность, эскизность и повышенная эмоциональность в изображении мира природы и чувств человека, метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов, необычный синтаксис, полный параллелизмов, повторов, ритмических пауз, богатых поэтических интонаций, звуковой инструментовки.- Мы сегодня уже вспоминали уже изученные вами его стихотворения. Раз уж за окнами зима вспомним и «Чудную картину». Казалось бы, всё так обыденно-просто, а вместе с тем, так ёмко и пронзительно. VI. Задавание на дом.- Выберите для себя домашнее задание.Чтение и пересказ статьи учебника с.217-218Стихотворение наизусть (по выбору)Анализ стихотворения «Ещё майская ночь»VII. Подведение итога. Выставление отметок. - Вспомним, какие цели мы сегодня ставили перед собой. Удалось ли их достичь?