Публикации Организация образовательного пространства для детей с нарушением слуха дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация образовательного пространства для детей с нарушением слуха дошкольного возраста
Автор: Петрова Валентина Стефановна

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРождение малыша – это счастье для каждой семьи. Ребенок пришел в этот мир, чтобы познать все его тайны, радовать других, радоваться самому. Все счастливы. И вдруг… Ребенок не слышит…Чтобы каждый глухой ребёнок рос здоровым, счастливым и безмятежным людям, которые его окружают, необходимо бороться за полноценное существование такого малыша.Отсутствие слуха - не значит одиночество и изоляция. Это обычные дети, они любят играть, танцевать, веселиться, строить, лепить и рисовать.Чтобы ответить на возникающие в процессе воспитания глухого ребёнка вопросы, необходимо знать особенности его развития.Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного ещё не случалось.Перед современной системой воспитания становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации воспитательной и учебной работы, осуществления комплексного подхода к делу воспитания.Таким образом, при комплексном подходе к личности глухого ребенка в специально организованном учебно-воспитательном процессе возможно достижение высших форм компенсации, выражающихся в создании возможности всестороннего развития учащихся.Главная роль в создании благоприятного психологического климата в дошкольной группе принадлежит учителю- дефектологу и воспитателю.В КГБОУ «Ачинская школа - интернат №1» открыты 2 дошкольные группы (среднего, старшего и подготовительного возраста).При поступлении детей в школу педагогами и медицинскими работниками проводится комплексное обследование ребёнка, изучается анамнез и медицинская документация воспитанника, что позволяет:• выявить индивидуальные способности и особенности каждого ребёнка;• настраивать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности и потребности;• помогать ребёнку, сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.Учитывая все индивидуальные особенности ребёнка, отклонения в развитии, нарушения здоровья, учитель дефектолог и воспитатель составляют индивидуальные программы воспитания и обучения на каждого воспитанника.Самой важной и актуальной проблемой - становится проблема адаптации ребёнка к новым условиям общения.Адаптация ребёнка происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.Первые дни пребывания ребёнка в детском саду - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально- психологическом, так и физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека- это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.Изменяется вся жизнь ребёнка, всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам.Известно, для того чтобы учебно-воспитательная работа была результативной, необходимо объединение усилий педагога и родителей, создание особой формы общения между ними.Прежде всего, мы проводим тщательный анализ собственной педагогической деятельности, без чего трудно выбрать подходящие методы воздействия с глухими детьми. В ходе анализа педагогической деятельности у учителя - дефектолога и воспитателя возникают вопросы, на которые нужно найти ответы: какие задачи мы ставим перед собой? Какие методы считаем наиболее плодотворными? Что приемлемо для наших детей? Как мы можем осуществить намеченные планы вместе с детьми и их родителями в конкретных условиях?В начале работы ставим задачу - установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. Бесспорно, что на первом этапе при общении с родителями необходимо отмечать положительные стороны ребёнка.Большую консультативную, просветительскую работу проводим с родителями, т. к. процесс адаптации проходит не только для детей, но и для родителей.Родителям нужно воспитывать в ребёнке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит впоследствии его успешная адаптация в школе, в социуме. Поэтому эти качества у ребёнка мы постоянно развиваем совместно.Наша основная задача, как учителя-дефектолога, так и воспитателя - создать необходимые условия для реализации внутренних способностей и умений, помочь ребёнку раскрыться, не бояться выразить своё «Я».Успешное решение поставленных задач мы достигаем в тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Распределение задач мы считаем одним из важных вопросов взаимосвязи в нашей работеЗадачи учителя-дефектолога:• развивает умение активно пользоваться речью в правильной грамматической форме;• подбирает лексический материал по теме;• закрепляет знания и представления, полученные при наблюдениях за предметами окружающей действительности во время прогулок, экскурсий;• формирует у детей речевые навыки;• развивает внимание детей к речи учителя;• развивает умение вслушиваться в речь, действовать в соответствии с нею;• формирует у детей внятную, членораздельную, естественную речь;• формирует и совершенствует слуховые функцииЗадачи воспитателя:• формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объём знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях;• способствует развитию речи детей;• обучает детей различным приёмам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, сочетая их с развитием речи;• формирует положительные навыки общего и речевого поведения;• развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной активной, самостоятельной речью;• совершенствует у детей навыки общения друг с другом.Коррекционно-воспитательную работу воспитатель осуществляет на протяжении всего рабочего дня, как на занятиях, так и во время большинства режимных моментов.Режимные моменты для поддерживания инициативной речи даже более благоприятны, чем занятия.Одновременно, каждый на своём занятии, мы решаем, как коррекцционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи.Мы совместно планируем, выбор темы и разрабатываем занятия к ней, определяем порядок занятий и задачи к ним. После такой предварительной работы составляем календарные планы как коллективных (фронтальных, подгрупповых, так и индивидуальных занятий, намечаем взаимные посещения занятий с последующим анализом.В своей работе мы используем принцип концентрированного изучения тем. Особенность этого принципа состоит в том, что обеспечивается многократность повторения одного и того же материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи детьми, так и для её актуализации. Концентрируемое изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных делах.Следующим важным вопросом совместной работы является разработка последовательности занятий. Изучение выбранной темы мы осуществляем одновременно в ходе разнообразных занятий: рассматривание картин, осмотр предметов, изображение их в рисовании, лепка, аппликация и т. д. В результате такого изучения одной темы на разных занятиях дети хорошо усваивают весь словарь данной темы и активно используют его в дальнейшем. При планировании работы мы предусматриваем актуализацию двух форм речи: активной и пассивной. План составляем в соответствии с этапами обучения, с уровнем психического, в частности, речевого развития детей. А также с учётом выявленных при обследовании индивидуальных личностных особенностей каждого ребёнка. Данные о группе в целом и о каждом ребёнке позволяет нам наметить как общий план работы со всеми детьми, так и пути оказания индивидуальной помощи.Пропедевтической целью является подготовка ребёнка к школе. Сюда входит формирование педагогической, интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой и коммуникативной готовности.Чтобы достигнуть поставленной цели, мы работаем по следующим направлениям.1. Индивидуальное развитие.2. Развитие интеллекта.3. Нравственное воспитание.4. Эстетическое воспитание.5. Физическое воспитание.