Публикации Использование интерактивного пола в работе с детьми с ОВЗ во внеурочной деятельности.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование интерактивного пола в работе с детьми с ОВЗ во внеурочной деятельности.
Автор: Пенькова Вероника Аркадьевна

Использование интерактивного пола в работе с детьми с ОВЗ во внеурочной деятельности.Пенькова В.А., учительГБОУ «Альметьевская школа-интернат для детей с ОВЗ», гльметьевск. РТСегодня основными задачами в области образования является реализация права на образование детей с ОВЗ и создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психологических особенностей, начиная с раннего возраста. Кроме того, в настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации.Развитие детей с ОВЗ имеет свои особенности. Задержка в развитии, нарушение коммуникативных функций и определяют коррекционную направленность образовательного процесса, использование особых методик и технологий. Двигательная активность и сенсорное восприятие помогают ребенку знакомиться с окружающим миром, а речевая активность дает возможность взаимодействия и общения.Для того чтобы воспитать любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ребенка, необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.В нашей школе-интернате в 2016 году был открыт кабинет с использованием специального оборудования: интерактивного пола. Интерактивный пол представляет собой напольную проекцию, которая мгновенно реагирует на движение человека, находящегося в зоне проекции. В комплект оборудования входят: проектор, который проецирует картинку на поверхность пола, камера, которая улавливает движение в зоне проекции и компьютер, который принимает сигналы с камеры и передает на проектор измененную картинку.Использование компьютерных технологий и 3D графики делают возможность создавать яркие изображения, а дополнительные эффекты, звуковое оформление и воспроизведение движения объектов позволяют сделать изображение более реальным. Преимуществом такого оборудования является возможность свободного движения ребенка в зоне проекции. Именно реальная картинка, знакомые объекты, необычность ситуации привлекают внимание ребенка, создают атмосферу игрового интереса, вызывают яркие эмоции. Интерактивный пол действительно является мощным мотиватором, стимулирующим процесс обучения и общения и способствует решению задач широкого спектра.На первом этапе был проведен отбор проекций, которые объединились в комплекс для одного занятия. Здесь учитывались тематика, доступность восприятия, чередование двигательных и расслабляющих проекций, нагрузка, сложность заданий, количество проекций.Организуя работу с детьми с ОВЗ в условиях школы-интерната с использованием системы интерактивный пол, сразу обозначились два главных направления:Во-первых, это воздействие и коррекция развития эмоционально-личностных качеств ребенка. И для каждого воспитанника это особая направленность:- яркие эмоциональные впечатления с возможностью самовыражения;- регулирование процесса возбуждения и расслабления;- реализация потребности взаимодействия и общения;- развитие познавательных навыков и творческих способностей.Во-вторых, это стимулирование двигательной активности. Всё занятие предусматривает передвижение ребенка в зоне проекции, использование и тренировку всех двигательных навыков, что создает нагрузку, сопоставимую со значениями физкультурного занятия. Помимо созерцания и наблюдения за сменой изображения в момент занятий ребенка побуждают изложить словами происходящее действие. Это позволяет развивать у детей способности к ведению диалога, составлению сложных предложений, включению в свою речь новых слов. С детьми на интерактивном полу проводятся: утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, ознакомлению с окружающим миром, занятия по развитию речи.Но несомненным преимуществом использования интерактивного пола, особенно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ является эмоциональный фон, создаваемый реальным изображением, стимулирующий детей к действиям и движениям. А так же живые картинки побуждают детей воспроизводить движения не по схеме, а по личной мотивации, что делает их спонтанными. Достигая цели, ребенок принимает необычные позы, пользуется всеми возможностями своего тела, что в другой ситуации было бы невозможно. Творческий подход к использованию интерактивного пола раскрыл для нас новые возможности. Так, стало понятно, что используя фон и объекты изображения, мы можем планировать и включать дидактические задания. Это помогает не только поддерживать его внимание, но самое главное, воздействует на интеллектуальное развитие.И здесь очень важным и гармоничным стало использование дополнительных атрибутов. Использование атрибутов значительно обогащает развитие сенсорного восприятия. Конечно, к подбору атрибутов пришлось подойти с особым вниманием. Они не должны создавать опасности в передвижении, должны быть хорошо различимы, не создавать шума, хорошо соответствовать проекции. Очень удачным примером стало использование воздушных шаров. Для проекции «Рыбки в пруду» из шаров-трубочек мы готовим сачки. Замахиваясь, опуская сачок на рыбку, подтягивая петлей рыбку-игрушку, ребенок выполняет разнообразные движения. А в тематическом занятии «На зимней полянке» лопаточкой – рукавичкой из поролона ребенок не дает упасть белому шарику-снежинке.С 2016 года занятия с использование интерактивного пола охватывают детей, воспитанников 1 класса. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Длительность – от 15 до 25 минут обусловлена индивидуальными особенностями ребенка. В планирование включены тематические занятия «Цветы», «Бабочки», «На зимней полянке», «Рыбки», «Веселые мячики» и т.д.Каждое занятие включает 4-5 проекций. Занятия повторяются с элементами усложнения и новыми игровыми заданиями в течение 6 недель. Использование интерактивного пола в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста позволяет:- активизировать познавательный интерес, развивать познавательные навыки, творческие способности, эмоциональную сферу;- выработать уверенность пространственного движения;- стимулировать речевую активность, предоставить возможность общения и взаимодействия в различных ситуациях;- обеспечить наглядность, которая в совокупности с использованием предметов, способствует восприятию и лучшему запоминанию материала;- активизировать зрительные функции, глазомер, возможности ребенка;- демонстрировать различные объекты в многократно увеличенном размере;Создавать атмосферу успешности для каждого ребенка, поощряя уверенность и инициативу в самостоятельных проявлениях детей;- способность общему развитию, используя двигательные упражнения, дидактические игры и задания;- обогащать представления детей об окружающем мире, используя проекции, приближенные к реальности, преодолевая влияние пребывания в закрытом помещении.Анализируя результаты работы с 2016 года, можно сделать вывод, что использование ИКТ дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающую работу педагогов школы-интерната и повысить её эффективность, а также служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которая ведет к росту их достоинств, ключевых компетентностей. Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.Список используемой литературы:1. Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет, Волгоград, 2010.2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2003.3. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции// Дошкольная педагогика. – 2007. - №64. Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М., Сфера, 2008.