Публикации Семинар-практикум для психологов ДОУ: «Организация психологического сопровождения при работе с детьми, которые нуждаются в коррекции общения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар-практикум для психологов ДОУ: «Организация психологического сопровождения при работе с детьми, которые нуждаются в коррекции общения»
Автор: Ямщикова Алена Андреевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка - детский сад № 53 «Топтыжка»города Рубцовска Алтайского края658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33 телефон: 7-59-66, 7-59-65, Семинар-практикум для психологов ДОУ: «Организация психологического сопровождения при работе с детьми, которые нуждаются в коррекции общения»Разработала: педагог-психолог первой квалификационной категории Ямщикова А.А.Рубцовск 2022 г.Семинар-практикум для психологов ДОУ: «Организация психологического сопровождения при работе с детьми, которые нуждаются в коррекции общения»Цель: познакомить молодых практических психологов ДОУ с особенностями организации психологического сопровождения при работе с детьми, нуждающимися в коррекции общения.Ход проведения семинара для психологов ДОУ1. Организационная часть2. Теоретическая часть2.1. Упражнение «Дерево ожиданий»Участникам предлагается на разноцветных листках написать свои ожидания и прикрепить их на дерево и стать в круг.2.2. Упражнение «Волшебные очки»Цель: сократить дистанцию между участниками, способствовать установлению взаимопонимания, научить замечать хорошие черты коллег, доброжелательно относиться к товарищам, вызвать желание общаться. сообщает, что у него есть «волшебные очки». «Тот, кто их наденет, будет видеть в других людях только хорошее, даже те хорошие черты, которые человек скрывает. Вот я сейчас их примеряю. Какие же вы все красивые, веселые и умные ». Затем психолог передает участнику возможность примерить «волшебные очки», и хорошенько рассмотреть своего соседа. Возможно, они помогут заметить в товарище то, чего вы не видели раньше. Участники по очереди надевают «волшебные очки» и называют хорошие черты своих товарищей.Объединение участников семинара в три группы.2.3. Упражнение «Осенние месяцы»Работа в группахЗадача: изобразить портрет ребенка, имеющего проблемы в общенииагрессивного ребенка;ребенка с нарушениями речи;застенчивого, тревожного ребенка;гиперактивного ребенка.2.4. Информационное сообщение «Группы детей с коммуникативными проблемами».Общение - это взаимодействие двух и более людей с целью обмена информацией, эмоционального воздействия.Во время общения каждый человек учится регулировать как собственное поведение, так и поведение тех, с кем идет на контакт. Общаясь, люди постепенно взаимно сменяют друг друга.Маленький дошкольник учится общаться и жить в окружающем мире.Существуют определенные этапы развития коммуникативности детей дошкольного возраста.- 3 - й год жизниФормируется потребность в общении со сверстниками. Появляется новая форма общения - эмоционально окрашенные игровые действия, с помощью которых ребенок демонстрирует сверстникам свои умения.- 4 - й год жизниУсиливается потребность в общении со сверстниками. Дети становятся более чувствительными к проблемам и эмоциональному состоянию сверстников.- 5 - й год жизниОсознание своего места и роли в группе сверстников, формируется избирательное отношение к партнерам в общении.- 6 - й год жизниВедущим новообразованием коммуникативной деятельности является способность к рефлексии - ориентация на взгляды, мысли, чувства других детей, оценка себя с позиции партнеров общения.- 7 й год жизниНовообразованием этого возраста является способность предвидеть возможные действия, поступки и оценки со стороны окружающих, что придает общению осознанный и произвольный характер.В детском саду ребенок постоянно общается со своими ровесниками. Такое общение для него жизненно необходимо. Играя и учась, развлекаясь и работая, обмениваясь мыслями и обсуждая свои дела, споря и уступая, радуясь и сочувствуя, ребенок приобретает навыки взаимоотношений. И от того, в какой форме он устанавливает контакт с детьми, зависит его умение сосуществовать среди сверстников.Но довольно часто встречаются дети с неустойчивыми и негативными навыками поведения и общения, то есть агрессивные, застенчивые, замкнутые и тревожные дети.Портрет агрессивного ребенка. Почти в каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессивного поведения. Они нападают на детей, обзывают и бьют, отбирают и ломают игрушки, становятся источником обеспокоенности родителей и воспитателей.Дети не умеют ждать, уступать, делиться. Им трудно ужиться в детском коллективе.Однако агрессивный ребенок, как и - другой, нуждается в ласке и помощи, поэтому его агрессия, это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на события, происходящие вокруг него.Агрессивный ребенок часто чувствует себя отверженным, ненужным. Жестокость и равнодушие родителей приводит к нарушениям родительско - детских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность в том, что ее не любят. Поэтому он и ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников к своей проблеме.Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за содеянное на других. Такие дети часто не понимают собственной агрессивности. Они не замечают, что вызывают у окружающих страх и обеспокоенность. Им, наоборот, кажется, что весь мир - против них.Причины агрессивности- семейные проблемы (неуравновешенность, агрессивность родителей)- стремление привлечь к себе внимание;- стремление получить желаемый результат;- стремление быть главным;- заниженная самооценка.Задачи работы с агрессивными детьми:- лишить детей негативных проявлений агрессивного поведения;- предоставить возможность для выхода негативной энергии, при этом перевести ее разрушительное действие в безобидную форму (рвать бумагу, лепить пластилин, выполнять физические упражнения);- развивать умение слушать и понимать других;- формировать положительное отношение к сверстникам;- быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки;- научить распознавать собственное эмоциональное состояние и состояние людей;- учить брать ответственность за свои поступки.Перечень диагностических методов определения агрессивностиДети:- Наблюдение за поведением ребенка.- Тест для определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля;- Тест Розенцвейга для определения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях;- Рисунок семьи;- Проективная методика «Несуществующее животное», «Кактус».Педагоги:- Анкета «Признаки агрессивности»;- Анкета для воспитателей детского учреждения.Портрет замкнутого ребенка. Ведут себя скованно, неуверенно. Волнуются в новых ситуациях, боятся чужих людей, чем-то обеспокоены, часто неуравновешенные и плаксивые.Особенности поведения замкнутых детей:- Недоверие и подозрительность к сверстникам;- Подавленное настроение;- Эмоциональная холодность;- Равнодушие товарищей.Причины замкнутости:- Низкая самооценка;- Неуверенность в себе;- Завышенные требования родителей.Задачи работы с замкнутыми детьми:- Формировать у детей желание общаться;- Развивать коммуникативные навыки;- Расширять круг общения;- Повышать самооценку, укреплять уверенность в себе.Портрет гиперактивного ребенка. Гиперактивный ребенок привлекает к себе внимание, прежде всего чрезмерной подвижностью, неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью реакций. Он постоянно дергается, крутит что-то в руках, не может усидеть на месте, отвлекается сам и отвлекает сверстников.Признаки гиперактивного ребенка:- Неспособный сосредоточиться на деталях;- Ошибается по невнимательности;- Неспособный доводить до конца задания;- Постоянно отвлекается на посторонние раздражители;- Постоянно что-то забывает;- Не может дождаться своей очереди.Причины возникновения гиперактивности:- Генетические факторы;- Родовые травмы;- Изнуряющие соматические заболевания;- Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы и годы жизни;- Психосоциальные проблемы - взаимоотношения в семье, тип семейного воспитания.Задачи работы с гиперактивными детьми:- Установить правила поведения и систему поощрений и наказаний;- Дать возможность ребенку тратить избыток энергии через физические занятия, но не переутомлять - это приводит к снижению самоконтроля;- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;- Научить управлять эмоциями;- Использовать элементы массажа, поглаживание.Коррекционная работа с гиперактивными детьми- Обучать приемам саморегуляции через использование релаксации, визуализации;- Обучать самомассажу;- Использовать игры на развитие координации движений;- Использовать игры для развития тактильного взаимодействия;- Развивать мелкую моторику (пальчиковые игры)- Псхогимнастические упражнения с целью понимания эмоционального состояния детей;- Использовать работу с глиной, песком- Коррекционную работу строить поэтапно: индивидуальная, парная, подгрупповая.Портрет тревожного, застенчивого ребенка. Постоянно испытывают угрозу, пугливы, растеряны, не могут долго работать, быстро устают, трудно сосредотачиваются, какое - либо задание вызывает чрезмерное беспокойство, при выполнении задач очень напряжены, скованы. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Для тревожных детей характерны соматические проблемы: боли в животе, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, учащенное сердцебиение.Причины тревожности- нарушение взаимоотношений между родителями и детьми;- авторитарный стиль родительского воспитания в семье;- психологические травмы (испуг)- завышенные требования к ребенку;- постоянное сравнивание ее с другими детьми;- развод родителей;- высокая тревожность родителей, невроз или другие психические расстройства.Задачи работы с тревожными детьми- Нет соревнований и видов работ на скорость.- Не сравнивайте ребенка с другими.- Способствует повышению самооценки ребенка, чаще хвалите, но так, чтобы она знала, за что.- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.- Демонстрируйте образцы уверенного поведения.- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.- Не унижайте ребенка, наказывая его.- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.Диагностические методики для определения причин тревожности, застенчивости:Дети:- «Лесенка» - определение самооценки;- Рисунок семьи;- Кинетический рисунок семьи;- Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена).- Стандартизированное наблюдения. Социометрия.- «Страхи в домиках».Родители:- Тест на оценку уровня тревожности А. Захарова.Нарушение речи - большая помеха в общении детей со сверстниками и взрослыми. Поэтому в дошкольном учреждении должно уделяться особое внимание процессу социализации ребенка с речевыми проблемами.Одни дети могут даже не обращать внимания на свои недостатки, они охотно вступают в контакт со сверстниками, у них отсутствуют элементы застенчивости и уязвимости.Другие чувствуют, в связи с дефектом речи, неприятные переживания, скрывают его, компенсируя манеру речевого общения с помощью уловок (что выражается в протесте).Но есть группа детей, которые фиксированы на речевом недостатке, глубоко переживают его. Для них характерна склонность к самоуничтожению, болезненность, выраженный страх, тревожность перед неизвестным, незнакомым.Особенности эмоционально - волевой сферы:- Повышенная возбудимость;- Раздражительность;- Общая заторможенность;- Склонность обижаться;- Быстрая смена настроения;- Тревожность, неуверенность.В тесном сотрудничестве с учителями - логопедами, воспитателями и родителями необходимо формировать у детей- Умение воспринимать и оценивать себя как личность;- умение определять свое место в коллективе;- готовность адекватно реагировать на ошибки и неудачи, принимать компромиссные решения;- способность решать конфликты положительным путем;- позитивное восприятие других детей, желание общаться с ними.3. Практическая часть(выполнение комплекса упражнений, направленных на коррекцию нарушений проблем в общении)3.1. Упражнение «Опыт с водой»Цель: познакомить с понятием эмоции и настроение, учить понимать собственные чувства.Материал: 3 стакана с водой, чайная ложка, блестинки, кусочек глины.К детям пришел мишка Винни-Пух. Посмотрите, дети, какой он добрый, веселый. Его любят все зверьки. У мишки хорошее настроение и водичка в стакане чистая и прозрачная. К мишке пришли друзья Пятачок и Зайчик. Они вместе играют, веселятся, танцуют, поют. Взрослый бросает в другой стакан блестинки и показывает детям:«Посмотрите на водичку во второй стакане. Она блестит, переливается. Какая веселая и хорошая водичка, как и настроение у наших зверушек».И вот мишка рассердился на Пятачка и начал его бить. Пятачок плачет, его обидели, а зайчик грустит. Всем зверям плохо. Взрослый бросает в третий стакан комочек глины и перемешивает. - «Посмотрите на водичку в третьем стакане. Какая она? Да, грязная и мутная. Это потому, что настроение у зверюшек испорчено, как водичка. Злость, обида, печаль спрятались в ней. Как нам исправить ситуацию, чтобы всем снова стало весело? Надо помирить друзей».Дети поют мирилки. Взрослый ставит стакан с прозрачной водой и говорит: «Друзья помирились и у них снова хорошее настроение».- Дети, в каком стакане спряталось хорошее настроение? В каком веселое, радостное? А в какой злой, грустный?- А у вас настроение?Давайте сейчас потренируем наши эмоции.3.2. Упражнение «Мои эмоции»Задание. Детям предлагается:- Обрадоваться, как цветы солнышку;- Нахмуриться, как осенняя туча, разгневанный человек;- Позлиться, как голодный волк;- Испугаться, как кошка, которая увидела собаку;- Улыбнуться, как хитрая лисичка, счастливый ребенок.А сейчас мы с вами немного споем.3.3. Упражнение «Звуковая гимнастика»Цель: создавать условия для укрепления духа и тела.Стоять нужно ровно, состояние спокойное, расслабленное. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.А - положительно влияет на весь организм.Е - хорошо влияет на щитовидную железу.И - влияет на мозг, глаза, нос, уши.В - связь с сердцем, легкими.Я - влияет на работу всего организма.Х - влияет на очищение организма.ХА - улучшает настроение.3.4. Упражнение «Обезьянки»Цель: стабилизировать, оптимизировать атмосферу в группе; развивать умение координировать вербальную и двигательную активность; формировать способность регулировать процессы возбуждения и торможения.Мы малыши - обезьянки (приседают, руки согнуты в локтях, пальцы растопыренные).Дом наш - в джунглях на полянке.Любим банан жевать (сжимают и разжимают пальцы перед ртом),Бросать кокосы (имитируют бросок),Качать лианы (поднимают и опускают руки, расшатываются влево и вправо).Широко открыть рот (открыть рот)И дразнить весь народ (высовывают язык).Показать ушки людям (тянут руками себя за уши),Вверх на цыпочках прыгать (прыгают на месте),Громко - громко что-то кричать (громко выкрикивают гласные звуки «а», «о», «у»А теперь мы остановились (опускают руки)И на землю опустились (успокаиваются, садятся на место).Отдохнули? Давайте работать дальше. Все вы знаете, что можно общаться не только с помощью языка, но и с помощью мимики, жестов, движений.3.5. Упражнение «Кричалки, шепталки, молчалки»Цель: развитие саморегуляции и самоконтроля.Участники внимательно следят за сигналами. Когда психолог поднимает красную ладонь - «кричалку», можно бегать, кричать, петь; желтую ладонь - «шепталку» - можно тихо двигаться и шептать, на сигнал «молчанка» - синяя ладонь - все должны замереть на месте или лечь на пол и не двигаться. Закончить игру следует «молчалками».3.6. Упражнение «Тух - тиби - дух»Цель: выработка навыков ослабление негативных эмоций, обучение нормам поведения в ситуации агрессивности.Я скажу вам по секрету волшебное слово. Это заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по - настоящему, нужно ходить по комнате и ни с кем не разговаривать. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды сердито произнесите «волшебное» слово. Чтобы это слово подействовало, нужно говорить его глядя в глаза человеку, который стоит перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя и должны участники произносить слово «тух - тиби - дух» сердито, через некоторое время они не смогут не смеяться.3.7. Упражнение «Встреча»Необходимо рассчитаться на «Добрый», «Веселый» и стать в два круга: внешний и внутренний лицом друг к другу и, используя невербальные средства общения, поочередно поздороваться с каждым участником противоположного круга так, как будто они встретили:- друга;- врага;- первую свою любовь;- незнакомца;- директора;- маленького ребенка.Обсуждение:- Какие ощущения были, когда вы встретились с другом, незнакомцем, директором?- Как изменились жесты, движения, эмоции? Какие были трудности?Ведущая обобщает:- В разных ситуациях, в общении с разными людьми мы действуем по - разному.3.8. Упражнение «Руки»Цель: знакомить участников с невербальными формами общения, помочь преодолеть замкнутость, скованность.Упражнение выполняется в парах. Психолог говорит фразу, а все повторяют ее:- руки знакомятся;- руки здороваются;- руки обнимаются;- руки ссорятся;- руки мирятся.3.9. Упражнение «Письмо в руке»Цель: научить фиксировать ощущения, связанные с определенными образами на основе тактильных ощущений, формировать навыки эмпатии.Участники стоят лицом друг к другу. Один закрывает глаза и протягивает правую раскрытую ладонь к другому участнику.«Зрячий» партнер должен нарисовать (написать) словом, одну фигуру или образ. «Слепой» участник должен расшифровать фигуру, образ или слово и сказать партнеру, что он нарисовал.3.10. Упражнение «Рисование одним карандашом»Цель: учить взаимодействовать друг с другом, развивать навыки восприятия, способность тонко чувствовать партнера; формировать навыки взаимопонимания.Участники садятся за свои столы. Каждая команда получает лист бумаги, карандаши. Команда рисует картинку, сидя за одним столом. Участники не должны разговаривать, договариваться о том, что они рисуют. Можно только смотреть друг на друга, чтобы отгадать что хотят партнеры. После завершения упражнения участники демонстрируют свои работы.3.11. Составление схемы психологического сопровождения при работе с детьми, нуждающимися в коррекции в общении в условиях ДОУ:1 группа описывает методы диагностики;2 группа описывает особенности коррекционной работы;3 группа описывает работу с родителями;4 группа описывает направления работы с воспитателями.Ведущая - А теперь представители от каждой группы озвучат результаты коллективной работы.4. Заключительная часть4.1. Подведение итогов занятия.4.2. Вручение памяток по системе работы психолога ДОУ с детьми, родителями и педагогами по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей.Психолог:- Коррекционную работу следует вести параллельно с ребенком, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо сосредоточиться на изменении негативной установки в отношении к ребенку на позитивную и стиля взаимодействия с ребенком. Я всем вручаю памятки, которые будут Вам полезны при работе с детьми, имеющими проблемы в общении.ПамяткаКоррекционная работа с замкнутыми, застенчивыми и тревожными детьми1. Включение в занятия задач на коррекцию речевых нарушений, коммуникативной сферы, повышение самооценки, развитие нравственной и эмоциональной сферы.2. Установление положительного контакта между участниками. На первых 2 - 3 занятиях важнейшими станут невербальные формы общения.3. Использование коллективных форм работы, направленных на открытие для детей красоты окружающего мира, повышение самооценки и восприятия себя.4. Использование различных форм арт - терапии, музыкальной терапии.Коррекционная работа с агрессивными:1. В комплекс коррекционных методик следует включить обучение детей навыкам саморегуляции.- Прежде чем перейти к действию, скажи себе «Стоп». (Можно нарисовать знак «Стоп» в виде кружочка, внутри которого большими буквами написать «Стоп». Раскрасить его вместе с малышом в спокойные тона: желтый, синий, голубой, золотистый. Этот кружок лучше положить в карман брюк. Перед тем как сделать агрессивное действие, предложите ребенку подержаться за этот знак.)- Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни, посчитай до 10.- Прежде чем кого-то ударить, сильно сожми кулаки и разожми их (до 10 раз).2. Упражнения на развитие и коррекцию внимания, эмоциональной и коммуникативной сферы, самоконтроля, тонкой и общей моторики, снятие физического напряжения.3. Для установления эмоционального контакта между участниками группы следует использовать скороговорки, направленные на сплоченность группы или жест приветствия.4. Рекомендуется обсуждение правил поведения игры в группе и строгое их соблюдение.5. Надо предоставить возможность для выхода энергии, при этом пытаясь перевести ее разрушительное действие в безобидную сферу (рвать бумагу, использовать различные физические упражнения). Элементы танцевальной терапии помогут снять эмоциональное напряжение, поддержать позитивный настрой.6. Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания, возбуждения и торможения, создание ситуаций успеха.7. На занятиях целесообразно использовать цветотерапию в сочетании с пальчиковыми играми, так как развитие мелкой моторики стимулирует деятельность зон коры головного мозга.8. Стабилизация эмоционального состояния детей обязательно в конце занятия. Достичь этой цели можно разными способами: релаксация под музыку, дыхательная гимнастика.Коррекционная работа застенчивым ребенком:- Следует расширять круг знакомств своего ребенка, чаще приглашать к себе друзей, брать малыша в гости к знакомым людям, учить ребенка спокойно реагировать на новые места и людей.- Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, пытаться полностью оберегать его от всяких опасностей, не делайте сами все за ребенка, дайте ему свободу деятельности.- Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.- Привлекайте ребенка к различным поручениям, связанным с общением, создавайте ситуации, в которых стеснительному ребенку пришлось бы вступать в диалог с незнакомыми взрослыми (в магазине, на улице, в детском парке).С агрессивным ребенком:- Следует помнить, что запрет и повышение голоса - неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения, можно надеяться на то, что агрессивность будет преодолено.- Показывайте ребенку личный пример позитивного поведения. Не допускайте проявлений гнева или критических высказываний о своих друзьях или коллегах.- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, перенести ее на другие объекты. Позвольте побить подушку или разорвать бумагу на мелкие кусочки, покричать в «мешочек для крика», и вы увидите, что агрессивность снизится.- Пусть ваш ребенок постоянно чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз приласкать или пожалеть его. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.С гиперактивным ребенком:- Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером;- Снизьте рабочую нагрузку на ребенка;- Делите работу на более короткие, но частые периоды. используйте  физкультминутки.- Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;- Во время занятий сажайте ребенка рядом со взрослым;- Используйте тактильный контакт (элементы массажа, поглаживания, объятия)- Давайте четкие, краткие инструкции;- Используйте гибкую систему поощрений и наказаний;- В своих взаимоотношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку.- Хвалите его каждый раз, когда он это заслужил, замечайте успехи.Это позволит закрепить уверенность в своих силах.- Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»;- Говорите сдержанно, спокойно и мягко;- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить;- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;- Поощряйте ребенка ко всем видам деятельности, требующих сосредоточения внимания (например, работа с кубиками, конструктором, раскраска, рисование, лепка пластилином, глиной, игры с песком)- Поддерживайте дома четкий распорядок дня;- Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;- Задачи должны быть простыми и конкретными, скажем «Почисти зубы. А теперь одевайся».- В комнате ребенка должно быть как можно меньше предметов, игрушки  должны быть расставлены так, чтобы не отвлекали внимание.4.3. Обратная связь- А сейчас хотелось бы узнать, сбылись Ваши ожидания относительно проведенного семинара. Взгляните на наше «Дерево ожиданий», где вы приклеили ожидания-листочки.4.4. Ритуал прощанияВедущая: А сейчас мы все встанем в круг друзей, возьмемся за руки, и поочередно пожелаем всем нам чего-то достичь в нашей деятельности, того что станет эффективным и полезным для начинающего психолога.Список литературы:1.Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения- Ростов н. Д:Феникс, 2005.