Публикации
Консультация на тему:"Особенности режимных моментов в раннем возрасте"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация на тему:"Особенности режимных моментов в раннем возрасте"
Автор: Бадретдинова Елена Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация на тему:"Особенности режимных моментов в раннем возрасте"
Автор: Бадретдинова Елена Алексеевна
Особенности режимных моментов в раннем возрастеФундамент здоровья человека закладывается в раннем возрасте. Поэтому для воспитания здорового человека, формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Одним из условий успешного развития ребенка является правильно организованный режим.Режим пребывания детей в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми. Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в детском саду, и время работы родителей.Организуя жизнь детей группе раннего возраста, руководствуюсь основными принципами:1. Обеспечение единства оздоровительной и воспитательной работы со стороны всех взрослых: детский сад, семья, преемственность в работе воспитателей группы.2. Частое и преимущественно индивидуальное общение с ребенком, особенно в период адаптации: доброжелательное, ровное, спокойное, ласковое3. Создание благоприятной эмоциональной обстановки, т. к. в поведении маленького ребенка большую роль играет его настроение, его эмоциональность.Проектирование организации режимных моментов базируется на идее организации бытовой, повседневной деятельности детей как условия формирования их общей культуры и развития личностных качеств.Исходя из этого, в режиме дня выделяют следующие режимные моменты: 1. Утренний прием.2. Утренняя гимнастика.3. Формирование гигиенических навыков4.Организация питания (завтрак, обед, полдник).5.Физкультурные занятия6. Организация прогулки.7. Организация сна.8.Организация и проведение занятий.9. Уход домой.Утренний приемПрием детей провожу в группе. Самое главное — это создать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника. Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Доброжелательно встречаю каждого ребенка, с улыбкой здороваюсь с ним и родителями. Спрашиваю родителей: «Как спал ребенок?», «Как его самочувствие?» или задаю вопрос самому ребенку: «Ну как дела? Будешь сегодня с нами играть?»Во время утреннего приёма включаю весёлые детские песни: «Буратино», «Антошка», «С голубого ручейка…» и многие другие, они очень хорошо поднимают настроение. Затем завожу в группу ребёнка и предлагаю ему чем-нибудь поиграть в куклы, машинки, кубики и т. д.Во время приёма, если ребёнок не хочет расставаться с родителями, использую музыкальные и заводные игрушки «Смотри, куда пошла наша игрушка, а пойдем с ней поиграем».Утренняя гимнастика в группеДля утренней гимнастики в группе я пользуюсь комплексами сюжетной утренней гимнастики, которая выполняется под музыку. Составила картотеку. Один комплекс рассчитан на две недели. Формирование гигиенически навыковОрганизация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Напоминаю детям правила поведения в умывальной комнате — дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. При умывании ребенка поэтапно формирую навыки: вначале закатываем рукава, затем подставляем ручки под струю воды, попеременно обхватывая ладонью тыльную сторону каждой руки, производя моющие и трущие движения. Смочить мыло, намылить руки, тереть одной рукой о другую, положить мыло, смыть пену.При умывании использую потешки. После умывания формирую правильно пользоваться полотенцем. Обращаю внимание, что нужно пользоваться только своим полотенцем, которое находится на своем определенном месте.Организация питанияПроцесс организации питания группе раннего возраста осуществляю с использованием следующего сюрпризного момента: в группу приходит гость – вношу игрушку козы с горшочком каши, которая приглашает детей пройти к столу. После того, как дети заняли свои места, выполняем вместе с козой пальчиковую гимнастику, и затем дети приступают к приему пищи. Использование данного метода позволяет создать благоприятную обстановку перед процессом кормления.В связи с тем, что дети маленькие, применение данного сюрпризного момента позволило быстрее и легче пройти процесс адаптации к условиям ДОУ.Во время еды я слежу, чтобы дети правильно держали ложку, ровно сидели, кушали молча. Детям, которые едят медленно я помогаю. Формирую у малышей, что, выходя из-за стола после еды, они должны благодарить взрослого и задвигать за собой стул. В раннем возрасте ребенок учится чистоте, опрятности, аккуратности.Физкультурные занятияОбразовательная деятельность в области физической культуры призвана не только формировать умения и навыки двигательного характера, но и помогать поддерживать психическое здоровье детей. Организую занятия в игровой форме. Организация и проведение прогулкиПрежде чем отправиться на прогулку наводим порядок в группе, собираем с детьми игрушки и расставить их по местам. Перед выходом на прогулку высаживаю детей на горшок, затем все вместе выходим в раздевалку для одевания. Слежу, чтобы дети одевались правильно, соблюдая принцип последовательности: колготки, носки, штаны, ботинки, кофту, шапку, куртку, варежки, шарфик. Выполняем с помощью взрослогоПрогулка состоит из следующих частей:Наблюдение; Подвижные игры; Индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств; Самостоятельная двигательная активность. Организация снаСчитаю лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Не рекомендую отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. При раздевании формирую у детей бережное отношение к вещам, аккуратность. Формирую у детей раздеваться, вешать одежду на спинку стульчика. Подхожу к каждому ребенку и укрываю его одеялом. Потом читаю русские народные сказки, пою колыбельную, и детки засыпают.Организация и проведение занятийЗанятия провожу 2 раза в день (утром и вечером) длительностью 9-10 минут по подгруппам в соответствии с сеткой организованной образовательной деятельности.При проведении занятий я, как педагог, включаю такие сюрпризные моменты: «К нам пришел гость», «В группе появилась волшебная коробочка» и так далее. Подробнее расскажу о таком сюрпризном моменте, как «Волшебная коробочка», которая периодически появляется у нас в группе и заставляет детей, моих воспитанников заинтересоваться и обязательно узнать, что внутри.Перед началом занятия я создаю соответствующее настроение музыкой, затем рассказываю детям, что коробочка появилась у нас не просто так, ее принес загадочный герой, он просил детей вести себя хорошо. Настрой присутствует, дети в ожидании открытия коробочки, где находятся разные задания для детишек, раздаточный и наглядный материал. Весь набор предметов достается постепенно, по ходу организованной образовательной деятельности. Дети заинтригованы. Воспитанники на протяжении всего занятия заинтересованы и активны. Сюрпризный момент в этом случае помогает в решении задач, стоящих перед педагогом и детьми.Уход детей домойИнформирую родителей о достижениях детей в развитии, успехах в группе. Для наглядности показываю работы детей. Мягко информирую родителей и о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, даю консультации по интересующим родителей вопросам. Считаю ВАЖНО! Порядок именно такой: сначала положительное, потом отрицательное. Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он не доставлял, но положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично и ненавязчиво. И обязательно учитываю индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя. Обращаю внимание на правила хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы, и настраиваю детей на следующие посещения.Организуя и осуществляя режимные моменты, необходимо помнить, что основной задачей является забота о здоровье и физическом благополучии ребенка, чтобы он был вовремя накормлен, уложен спать, чтобы он был одет в соответствии с сезоном и микроклиматом помещения.В процессе методически правильного осуществления режимных моментов решается важнейшая в раннем возрасте задача физического развития.