Публикации
Взаимодействие детского сада и семьи по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие детского сада и семьи по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников.
Автор: Хименко Светлана Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие детского сада и семьи по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников.
Автор: Хименко Светлана Викторовна
Хименко Светлана Викторовна, воспитатель БДОУ г. Омска«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»Ельцова Мария Александровна,воспитатель БДОУ г. Омска«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»Взаимодействие детского сада и семьи по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников. Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Перед педагогами стоит задача создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада добиваться единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи[1, c.9]. В настоящее время большинство родителей, в силу своей занятости, не являются субъектами педагогического процесса детского сада. Это связано с интенсивным образом жизни молодых мам и пап. В связи с этим одной из актуальных проблем педагогического коллектива становиться включение семьи в процесс воспитания здорового ребенка-дошкольника. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно – положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные жизненные позиции. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие и воспитание привычки здорового образа жизни ребенка. Целью нашей работы является: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через взаимодействие с семьей средствами здоровье сберегающих технологий. Общая цель вывела на постановку следующих задач:Создавать условия для охраны и укрепления здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей. Формировать первоначальные представления о здоровом образе жизни. Способствовать более тесному взаимодействию детского сада и семьи по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников. Когда ребенок приходит в детский сад важным условием является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Важно совместными усилиями педагогов и родителей создать условия для сохранения психофизического здоровья и эмоционального благополучия личности каждого ребенка, формирования навыков и привычек здорового образа жизни, вовлечение семьи в жизнь детского сада Первое с чего мы начали, было четкое обсуждение тех целей и задач, которых мы должны будем достигнуть совместными усилиями. С этой целью прошло родительское собрание «Давайте познакомимся».В ходе активного диалога совместно с родителями и педагогами ДОУ были сформулированы задачи совместной физкультурно-оздоровительной деятельности детей и родителей. В нашем детском саду вся работа осуществляется комплексно, в течение всего дня с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Регулярно в нашем детском саду дети проходят курсы кислородной терапии и соляной пещеры. Ведущим фактором укрепления здоровья ребёнка является выполнение режима дня. Режим дня организуется в соответствии с особенностями биоритма, с обязательным учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня. Питание детей хорошо сбалансировано.В группе созданы все условия для формирования у детей культурно-гигиенических навыков во время умывания, приема пищи. Вся мебель соответствует росту детей. Уголок здорового образа жизни оборудован спортивным инвентарем, таким как обручи, гимнастические палки, ленты, мячи, кегли, инвентарем для дыхательной гимнастики. В уголке представлены картотеки спортивных и подвижных игр, народных игр, утренней и артикуляционной гимнастики, гимнастики пробуждения. Собраны детские книжки, раскраски и дидактические игры по теме, а так же альбомы с разными видами спорта, альбомы по формированию безопасного поведения у детей. Мы, как воспитатели, в своей повседневной работе используем динамические паузы, подвижные игры, пальчиковые гимнастики, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, закаливание после дневного сна, хождение по массажной дорожке, игры – релаксации, беседы, практикумы о здоровом образе жизни, личной гигиене, правильном питании, полезных и вредных привычках. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях. На начальном этапе работы с родителями нами было проведено анкетирование с целью, узнать особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. На этом этапе необходимо заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни, узнать как можно больше о ДОУ, которое посещает их ребенок. В нашей работе с родителями мы используем как традиционные формы такие как: родительские собрания, конференции, педагогические беседы, консультации по здоровому образу жизни, видеофрагменты организации различных видов деятельности, фотоколлажи, выставки детских работ: «Моя семья на отдыхе», «Зимние виды спорта», стенгазеты, папки-передвижки. Так же мы используем не традиционные формы работы. Нами был проведен семинар-практикум: «Играем с ребенком дома». Создана игротека для взрослых и детей: с ее помощью родители знакомятся с разной организацией двигательной активности детей, методикой формирования физических качеств, игровых навыков ребенка («Играем вместе с ребенком», «Читаем детям о здоровье»). Мы проводим совместные досуги, праздники, родители участвуют в тематических выставках, конкурсах. Проводили акции «Здоровью да, пагубным привычкам – нет», «Безопасность детей – в руках родителей». Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка. Так же у нас проходят «Дни открытых дверей» с целью ознакомления родителей с особенностями работы дошкольного учреждения по формированию ЗОЖ у детей. Мы проводим совместную физкультурно-игровую деятельность – это физкультурные оздоровительные занятия, в основе которых лежит технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в совместной двигательно-игровой деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого-педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован процесс управления деятельностью коллектива.Литература: 2. Программа дошкольного образования От рождения до школы. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014.Хименко Светлана Викторовна, воспитатель БДОУ г Омска «Центр развития ребенка - детский сад №302» 89040737363Ельцова Мария Александровна, воспитатель БДОУ г Омска «Центр развития ребенка - детский сад №302» 89045864542