Публикации
статья ЗАНЯТИЯ С НАЧИНАЮЩИМИ ПИАНИСТАМИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статья ЗАНЯТИЯ С НАЧИНАЮЩИМИ ПИАНИСТАМИ
Автор: Миляр Любовь Григорьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статья ЗАНЯТИЯ С НАЧИНАЮЩИМИ ПИАНИСТАМИ
Автор: Миляр Любовь Григорьевна
ЗАНЯТИЯ С НАЧИНАЮЩИМИ ПИАНИСТАМИ.Трудно переоценить значение начального периода в обучении игре на музыкальном инструменте (в данном случае на фортепиано). Полученные навыки остаются иногда на всю жизнь. Тем более важно правильно подойти к этому этапу еще и потому, что первые впечатления часто определяют эмоциональное отношение ребенка к учебе. Говоря проще, ему должно быть интересно и нетрудно.Рояль из-за своей ударной природы лишен протяжного звучания. Палитра разнообразного и красочного звучания достигается большим исполнительским мастерством. А овладение пианистическим аппаратом накапливается постепенно, кропотливым трудом при развитии тонкости и разнообразия прикосновения чутких кончиков пальцев, а также в работе над координацией крупных частей руки.Хороший пианист владеет своим игровым аппаратом расчлененно и сознательно может соединить одновременно в движении руки многоплановые тенденции: напряженность кончиков пальцев, мышечно-пружинящий свод, эластично организованное запястье, свободное движение локтя, тяжесть в плече. Поэтому дифференцированное владение частями пианистического аппарата становится одной из главных целей в создании и изучении упражнений.Упражнения для начинающих – это элементы сложных движений, тонких мышечных и тактильных ощущений, необходимых пианисту при непосредственном контакте с клавиатурой.Механическая подготовка работы рук и пальцев происходит с помощью гимнастики, которая способствует рациональному и свободному «дыханию» рук. Не нужно жалеть времени на специальную гимнастику – без неё движения будут скованными и примитивными, пальцы не будут слушаться и подчиняться ещё долго.Движению пальцев или объединению руки можно научить ещё до игры на инструменте – это облегчит первые попытки игры начинающему пианисту. Движения, необходимые для пианистического воплощения музыки, можно развивать за обыкновенным столом, крышкой инструмента, на собственных коленях и т.д. Проще тренировать сначала движения пальцев независимо от инструмента, и только потом требовать от них приспособления к клавиатуре. На упражнениях без инструмента ученик быстрее почувствует равномерную, ритмичную пальцевую работу, добиваясь того, чтобы пальцы двигались не вслепую, ударяли не так глубоко, как этого позволяет клавиша, а лишь настолько, насколько нужно.Гимнастику рук в качестве дополнительного средства к обучению фортепианной игре впервые предложил Й. Джексон в книге «Гимнастика пальцев и кисти» (1864г.), позднее появилась работа Р. Прэнтиса «Гимнастика руки», где даётся ряд укрепляющих упражнений и подчёркивается важность внимания при их выполнении.В своей книге «Гимнастика и массаж руки» (вышла в 1914г.) Э. Пиччирилли даёт 14 упражнений на сгибания и вращения и упоминает, что великий венгерский пианист Ференц Лист тоже применял гимнастику для рук, перед тем как садиться за рояль. Норму количества повторений упражнений установить невозможно. Необходимо помнить следующее: 1) никогда не заниматься до усталости; 2) полезно только упражнение, выполненное с полным вниманием; 3) даже при работе одного сустава пальца всё тело должно быть свободны.Как же совместить знакомство с нотной грамотой с изучением клавиатуры, приобретением навыков постановки? И все это одновременно?Очень часто ребенок приходит в музыкальную школу с большим интересом и желанием. Но первоначальный этап одновременного изучения нот и постановки рук приводит к тому, что интерес теряется, трудности освоения и клавиатуры и нотной грамоты, и приобретения правильных навыков игры отталкивают маленького ученика. Задача приобщения к прекрасному отдаляется, а порой совсем утрачивается.Практика показала, что месяц – полтора, отведенные на донотный период, не удлиняют процесс обучения. Наоборот, интерес ребенка не утрачивается, ему легко учиться. Лучше всего начинать знакомство с клавиатурой на материале попевок. Это и «Андрей-воробей», и «Василек», и «Как под горкой», и веселая попевка «До-ре-ми-фа-соль-ля-си».Октавы можно использовать произвольно, предложив ребенку выбирать их самому. Когда ученик играет попевку «До-ре-ми-фа-соль-ля-си», педагогу необходимо аккомпанировать ученику для того, чтобы тема обрела веселый и шутливый характер, чередуя в аккомпанементе тонику и доминанту.Дети играют эту попевку с удовольствием, быстро начинают ощущать рас- стояние между октавами, запоминают порядок нот на клавиатуре, а также при- обретают первый исполнительский штрих – почти staccato. При исполнении упражнения «Радуга», «Светит солнышко» и песенка «Кошкин дом» необходимо добиваться плавного переноса рук, свободного взмаха, ощущения «крыла». На примере песенки «Кошкин дом» ребенок знакомится со штрихом portamento и non legato, и учится передавать в музыке тревожный и более взволнованный характер. Не отвлекаясь на нотный материал, он учит попевки, что называется «с рук». Здесь обязательно обращается внимание ученика на характер попевок и, соответственно, звукоизвлечения.По мере знакомства с клавиатурой, можно подбирать с учениками следующие песенки: «Маленькой ёлочке», «В траве сидел кузнечик». Эти попевки и детские песенки ребенок играет только третьим пальцем.Когда освоена клавиатура, упражнения «Радуга» и попевки, ученик может подбирать от любых клавиш (в том числе и черных). Далее можно перейти к бо- лее сложному материалу – попевкам из трех нот, которые исполняются вторым, третьим и четвертым пальцами. Это песенки «Ходит кот у ворот», «Ходит зайка по саду», «Звоны», «Корова», «Колыбельная».Все эти песенки – удобный материал для ненавязчивого освоения различных штрихов, звукоизвлечения и передачи характера музыки. Например, кот ходит, мягко ступая лапками, не спеша (non legato). Зайчик прыгает весело (почти staccato). «Звоны» – песня «смелая», яркая (штрих больше portamente).Когда ребёнок играет эти песенки, очень важно ему аккомпанировать. Ха- рактером аккомпанемента, без лишнего назидания, можно добиться нужного звучания и характера. Так же эти попевки мы подбираем от разных нот и вводим понятия лада и тоники.Наконец переходим к использованию всех пяти пальцев на примере песенки «На зелёном лугу».В партии левой руки здесь можно ввести квинту и секунду для аккомпанемента, а также параллельное исполнение мелодии обеими руками, что координационно довольно сложно. Обычно после освоения материала этой попевки, ребенок готов играть по нотам, не отвлекаясь на постановку.Список литературыШкола игры на фортепиано / Под общ. ред. А. Николаева; сост.: Э. Ки- сель, В. Натансон, А. Николаев, Н. Сретенская. – М.: Музыка, 2002. Ляховицкая С. Первые шаги маленького пианиста. Песенки, пьесы и ан- самбли для первых лет обучения: Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансам- блей. – Л.: Музыка, 1984. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез. – СПб., 2002. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л.: Советский композитор, 1979.