Публикации статья ЗАНЯТИЯ С НАЧИНАЮЩИМИ ПИАНИСТАМИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статья ЗАНЯТИЯ С НАЧИНАЮЩИМИ ПИАНИСТАМИ
Автор: Миляр Любовь Григорьевна

ЗАНЯТИЯ С НАЧИНАЮЩИМИ ПИАНИСТАМИ.Трудно переоценить значение начального периода в обучении игре на музыкальном инструменте (в данном случае на фортепиано). Полученные навыки остаются иногда на всю жизнь. Тем более важно правильно подойти к этому этапу еще и потому, что первые впечатления часто определяют эмоциональное отношение ребенка к учебе. Говоря проще, ему должно быть интересно и нетрудно.Рояль из-за своей ударной природы лишен протяжного звучания. Палитра разнообразного и красочного звучания достигается большим исполнительским мастерством. А овладение пианистическим аппаратом накапливается постепенно, кропотливым трудом при развитии тонкости и разнообразия прикосновения чутких кончиков пальцев, а также в работе над координацией крупных частей руки.Хороший пианист владеет своим игровым аппаратом расчлененно и сознательно может соединить одновременно в движении руки многоплановые тенденции: напряженность кончиков пальцев, мышечно-пружинящий свод, эластично организованное запястье, свободное движение локтя, тяжесть в плече. Поэтому дифференцированное владение частями пианистического аппарата становится одной из главных целей в создании и изучении упражнений.Упражнения для начинающих – это элементы сложных движений, тонких мышечных и тактильных ощущений, необходимых пианисту при непосредственном контакте с клавиатурой.Механическая подготовка работы рук и пальцев происходит с помощью гимнастики, которая способствует рациональному и свободному «дыханию» рук. Не нужно жалеть времени на специальную гимнастику – без неё движения будут скованными и примитивными, пальцы не будут слушаться и подчиняться ещё долго.Движению пальцев или объединению руки можно научить ещё до игры на инструменте – это облегчит первые попытки игры начинающему пианисту. Движения, необходимые для пианистического воплощения музыки, можно развивать за обыкновенным столом, крышкой инструмента, на собственных коленях и т.д. Проще тренировать сначала движения пальцев независимо от инструмента, и только потом требовать от них приспособления к клавиатуре. На упражнениях без инструмента ученик быстрее почувствует равномерную, ритмичную пальцевую работу, добиваясь того, чтобы пальцы двигались не вслепую, ударяли не так глубоко, как этого позволяет клавиша, а лишь настолько, насколько нужно.Гимнастику рук в качестве дополнительного средства к обучению фортепианной игре впервые предложил Й. Джексон в книге «Гимнастика пальцев и кисти» (1864г.), позднее появилась работа Р. Прэнтиса «Гимнастика руки», где даётся ряд укрепляющих упражнений и подчёркивается важность внимания при их выполнении.В своей книге «Гимнастика и массаж руки» (вышла в 1914г.) Э. Пиччирилли даёт 14 упражнений на сгибания и вращения и упоминает, что великий венгерский пианист Ференц Лист тоже применял гимнастику для рук, перед тем как садиться за рояль. Норму количества повторений упражнений установить невозможно. Необходимо помнить следующее: 1) никогда не заниматься до усталости; 2) полезно только упражнение, выполненное с полным вниманием; 3) даже при работе одного сустава пальца всё тело должно быть свободны.Как же совместить знакомство с нотной грамотой с изучением клавиатуры, приобретением навыков постановки? И все это одновременно?Очень часто ребенок приходит в музыкальную школу с большим интересом и желанием. Но первоначальный этап одновременного изучения нот и постановки рук приводит к тому, что интерес теряется, трудности освоения и клавиатуры и нотной грамоты, и приобретения правильных навыков игры отталкивают маленького ученика. Задача приобщения к прекрасному отдаляется, а порой совсем утрачивается.Практика показала, что месяц – полтора, отведенные на донотный период, не удлиняют процесс обучения. Наоборот, интерес ребенка не утрачивается, ему легко учиться. Лучше всего начинать знакомство с клавиатурой на материале попевок. Это и «Андрей-воробей», и «Василек», и «Как под горкой», и веселая попевка «До-ре-ми-фа-соль-ля-си».Октавы можно использовать произвольно, предложив ребенку выбирать их самому. Когда ученик играет попевку «До-ре-ми-фа-соль-ля-си», педагогу необходимо аккомпанировать ученику для того, чтобы тема обрела веселый и шутливый характер, чередуя в аккомпанементе тонику и доминанту.Дети играют эту попевку с удовольствием, быстро начинают ощущать рас- стояние между октавами, запоминают порядок нот на клавиатуре, а также при- обретают первый исполнительский штрих – почти staccato. При исполнении упражнения «Радуга», «Светит солнышко» и песенка «Кошкин дом» необходимо добиваться плавного переноса рук, свободного взмаха, ощущения «крыла». На примере песенки «Кошкин дом» ребенок знакомится со штрихом portamento и non legato, и учится передавать в музыке тревожный и более взволнованный характер. Не отвлекаясь на нотный материал, он учит попевки, что называется «с рук». Здесь обязательно обращается внимание ученика на характер попевок и, соответственно, звукоизвлечения.По мере знакомства с клавиатурой, можно подбирать с учениками следующие песенки: «Маленькой ёлочке», «В траве сидел кузнечик». Эти попевки и детские песенки ребенок играет только третьим пальцем.Когда освоена клавиатура, упражнения «Радуга» и попевки, ученик может подбирать от любых клавиш (в том числе и черных). Далее можно перейти к бо- лее сложному материалу – попевкам из трех нот, которые исполняются вторым, третьим и четвертым пальцами. Это песенки «Ходит кот у ворот», «Ходит зайка по саду», «Звоны», «Корова», «Колыбельная».Все эти песенки – удобный материал для ненавязчивого освоения различных штрихов, звукоизвлечения и передачи характера музыки. Например, кот ходит, мягко ступая лапками, не спеша (non legato). Зайчик прыгает весело (почти staccato). «Звоны» песня «смелая», яркая (штрих больше portamente).Когда ребёнок играет эти песенки, очень важно ему аккомпанировать. Ха- рактером аккомпанемента, без лишнего назидания, можно добиться нужного звучания и характера. Так же эти попевки мы подбираем от разных нот и вводим понятия лада и тоники.Наконец переходим к использованию всех пяти пальцев на примере песенки «На зелёном лугу».В партии левой руки здесь можно ввести квинту и секунду для аккомпанемента, а также параллельное исполнение мелодии обеими руками, что координационно довольно сложно. Обычно после освоения материала этой попевки, ребенок готов играть по нотам, не отвлекаясь на постановку.Список литературы
  • Школа игры на фортепиано / Под общ. ред. А. Николаева; сост.: Э. Ки- сель, В. Натансон, А. Николаев, Н. Сретенская. – М.: Музыка, 2002.
  • Ляховицкая С. Первые шаги маленького пианиста. Песенки, пьесы и ан- самбли для первых лет обучения: Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансам- блей. – Л.: Музыка, 1984.
  • Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез. – СПб., 2002.
  • Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1979.