Публикации
Развитие эмоциональной сферы у дошкольников в изобразительной деятельности
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие эмоциональной сферы у дошкольников в изобразительной деятельности
Автор: Пьянкова Галина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие эмоциональной сферы у дошкольников в изобразительной деятельности
Автор: Пьянкова Галина Николаевна
Развитие эмоциональной сферы у дошкольниковв изобразительной деятельностиПьянкова Галина Николаевнастудентка ТГПУ им. Л.Н.ТолстогоРоссия г. ТулаШелиспанская Эллада Владимировнакандидат пед. наук, доцент, ТГПУ им. Л.Н.ТолстогоРоссия г. Тула,АннотацияВ статье рассмотрены и кратко описаны теоретические аспекты, дающие возможность раскрыть спецификуразвития эмоциональной сферы у детей в изобразительной деятельности.Ключевые слова: эмоциональная сфера, дошкольник, изобразительная деятельность.По мнению специалистов, проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста актуальна в современном образовании.Эмоциональные сферы ребенка рассматриваются как основа развития личности ребенка, его поведения, как основы формирования высших психических функций. Как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье и развитие психики ребенка.Проблемы эмоциональной сферы раскрыты в трудах отечественных педагогов, психологов: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьева и Д.Б Эльконина.Изучение развития ребенка в процессе изобразительной деятельности изучали Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев и Л.В. Панфилова. Названы имена Чумичевой и других.Связанность различных видов изобразительной деятельности, ее взаимосвязи с другими видами детской деятельности были рассмотрены в исследованиях Т.Г Казаковой и Т.С Комаровой.Разработки, касающиеся развития эмоциональной сферы в процессе художественной деятельности, связаны с именами А.С Галанова, АГ. Гогоберидзе, В.А. Деркунской, Л.Н. Школяр и С.В. Школяр.В этом возрасте дети более восприимчивы к различным чувствам и эмоциям, поэтому их развитие наиболее благоприятно для развития эмоциональной сферы. Когда ребенок способен научиться различать истинные и внешне проявляемые эмоции, переживать их (чувствовать) других людей, проявлять сочувствие (эмпатию) к окружающим. Дети приобретают эмоциональный опыт во время взаимодействия с другими людьми: родителями, воспитателями, сверстниками.Для развития эмоциональной сферы дошкольников очень важна изобразительная деятельность, которая представлена в дошкольном образовании рисованием, лепкой и аппликацией. В изобразительной деятельности главным является не только отображение действительности, но и ее создание. Здесь ребенок имеет широкие возможности для выражения того, что его волнует, интересует, вызывает в душе целый спектр эмоций.А. В Запорожец [2] 25 считает, что изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет ребенку глубже проникнуться и понять интересующие его сюжеты. Ученый отметил, что постепенно ребенок учится создавать внутренний идеальный план, составление которого невозможно в период раннего детства. В детском возрасте внутренний план деятельности предполагает обязательно материальную опору. Из рисунка следует, что он является одной из таких опор.Кроме эмоций, в работе воображения играют эмоции, которые способствуют концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе. Детский рисунок выполняет экспрессивную функцию: ребенок выражает свое отношение к миру, выделяет главное и второстепенное.Много детей нарисуют радость, жизнерадостное настроение в своих рисунках. Часто дети используют яркий синий цвет для изображения моря или неба, с помощью белого цвета на рисунке появляются корабли и облака. По словам А.С Дриккера [2], многие детские работы отличаются декоративным богатством, но дети не умеют мелко и дробно раскрашивать свой рисунок. Но используя несколько цветовых пятен, ребенок может создать выразительный и живописный образ.Воспитание эмоциональной сферы ребенка-дошкольника требует эмоционально-образного, творческого характера изобразительной деятельности. В изобразительной деятельности дети получают возможность изображения окружающего мира так, как они его воспринимают и чувствуют, фиксируя положительные или отрицательные эмоции на рисунке.Искусство детей дошкольного возраста благоприятно сказывается на развитии эмоционально-положительного восприятия мира. При этом дети получают опыт проявления эстетических чувств по отношению к окружающему миру.Дети создают оригинальные и неповторимые образы, которые раскрывают их отношение к миру и жизни в целом.Искусство играет важную роль в эмоциональном развитии ребенка, способствует активному познанию окружающего мира и воспитывает способность выразить свои впечатления графическим или пластиковым способом.Этот рисунок помогает ребенку достаточно легко и в образной форме рассказать о том, что он чувствует, знает. В то же время, присутствие намеренно созданной деятельности учит детей анализировать ощущения (например: искусство, образные творения). Поощряйте у детей чувства прекрасного, воспитывайте желание отразить увиденное в рисунке и выразить свое эмоциональное отношение к изображаемому через изобразительную деятельность.Таким образом, изобразительная деятельность должна быть направлена на отражение новых впечатлений и эмоций, которые получает ребенок из окружающего мира. Только в этом случае изобразительная деятельность действительно будет стимулировать эмоциональное развитие детей.Список литературы1. Атарова, А. Н. Эмоциональный компонент в структуре самостоятельности старших дошкольников: изучение и развитие / А. Н. Атарова // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 4 (40). – С.104- 112.2. Золотухина, А. А. Эмоциональное развитие дошкольников в продуктивной изобразительной деятельности / А. А. Золотухина // Новая наука: современное состояние и пути развития. – Уфа : ООО Агенство международных исследований, 2016. – № 7-1. – С. 14-16.3. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. – Москва, 2012. – 365 с.4. Разенкова, Н. Е. Теоретические аспекты эмоционально экспрессивного развития личности / Н. Е. Разенкова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. - № 6. – С. 296 - 304.5. Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 298 с.