Публикации Методические рекомендации по подготовке и проведению открытых занятий в ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по подготовке и проведению открытых занятий в ДОУ
Автор: Котова Олеся Александровна

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯРОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬмуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Шахты Ростовской области«Детский сад комбинированного вида №28» 346537 г. Шахты, Ростовской обл., ул. Ландау, 5 т. 26-00-31 e-mail dou28@shakhty-edu.ru. Доклад на тему:Методические рекомендации к подготовке и проведению открытого занятия Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории Котова Олеся Александровна 2022 годПояснительная записка  Одна из важных форм организации методической работы – открытые занятия. Открытое занятие в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таком занятии протекает реальный воспитательно-образовательный  процесс. Особую значимость приобретают нестандартные, нетрадиционные занятия. На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам, свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема, метода обучения. Открытое  занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать посещающим. Цель данных методических рекомендаций заключается в оказании методической помощи педагогам в решении педагогических задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса при подготовке и проведении открытых занятий. Основные задачи данных методические рекомендаций:способствовать повышению эффективности профессионального самообразования воспитателей и педагогов, в ходе подготовки к проведению открытых занятий, повышению качества проведения занятий, а так же, оказание методической помощи при анализе занятия, распространении педагогического опыта. Открытые занятия – одна из важных форм организации методической работы. На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приёма или метода обучения. Для открытого занятия может использоваться любой вид  занятий. Время открытого занятия рекомендуется ограничить временными рамками в зависимости от контингента детей группы. За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы занятия, но и педагогические находки педагога. Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных. Однако необходимость достижения методической цели открытого занятия накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Педагог, показывающий открытое  занятие, должен обеспечить достижение методической цели. И самоанализ занятия осуществляется в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и с точки зрения освоения воспитанниками материала.  Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель, в которой отражается то, что воспитатель хочет показать посещающим.  Для кого и для чего  проводятся открытые занятия:* Для членов методического объединения.* Для коллег в ДОУ. Здесь возможна демонстрация классического занятия в рамках обучения молодых специалистов или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий. * Открытое занятие с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью. * Открытое занятие в присутствии эксперта с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию. * Открытое занятие на конкурс. Рекомендации  к подготовке и проведению открытых занятий. К проведению открытого занятия предъявляется ряд требований:- Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической и профессиональной подготовки. Занятие педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.- Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию или методикам. Но в любом случае открытое занятие должно содержать новое для посещающих.- Открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает педагог. - Открытое  занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому педагог, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.- При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д./- Открытое занятие не должно наносить вред детям. Воспитанники должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы без посещающих. Для посещающих, обязательно готовятся рабочие места.Число посетителей на открытых занятиях не может быть безграничным.Допускается показ открытого занятия в записи на методическом объединении. Открытые занятия и их содержание не должны противоречить планам. (В календарном плане обязательно прописывается тема, цель и т.д. в соответствии с расписанием ООД в данной группе)Недопустима «репетиция» открытого занятия с одной и той же группой. Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят к занятию, «проигрывают» его и т.д., называя всё это подготовкой открытого занятия. Планирование открытого занятия. В конце учебного года, на итоговом заседании Педагогического совета проводится анализ взаимопосещений занятий педагогами, определяется интересный опыт, который оправдал себя на практике. В контексте годового плана на следующий учебный год составляется план проведения открытых занятий, соответствующих годовым задачам ДОУ, определяется уровень, на котором будут проводиться занятия: внутри ДОУ,  на уровне района и пр. На установочном педагогическом совете оглашаются годовые задачи и мероприятия, запланированные для их решения, в том числе и направление открытых показов ООД. Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. В структурном отношении, открытое занятие не отличается от обычных занятий.   Открытое занятие, имеет методическую цель, достижению которой подчиняется содержание материала и формы организации познавательной, практико-исследовательской, интерактивной и пр. деятельности детей. Определить основную дидактическую цель занятия — значит установить, чему в основном оно будет посвящено — изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации материала. Исходя из основной дидактической цели занятия, можно указать такие типы занятий:* изучение нового;* закрепление;* обобщение;* комбинированное занятие. Основные этапы подготовки и проведения открытого занятия. Выбор направления задаётся исходя из годового плана и курируется заместителем заведующего по ВМР. Выбор темы открытого занятия педагог делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию деятельности воспитанников на разных этапах занятия. Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения занятия.  Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу занятия, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации. Методическая цель открытого занятия может быть сформулирована следующим образом:- методика использования ИКТ   в решении практических задач;- методика организации самостоятельной работы воспитанников;-активизация познавательной деятельности воспитанников на занятиях в   процессе   работы   с   наглядными пособиями   и дидактическим материалом.- методика использования инновационных методов, приёмов или технологии в процессе изложения нового материала. При подготовке к открытому занятию педагог должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической и методической литературы, применить результаты посещения методических семинаров, выставок и др.. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным. Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии оборудование и ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание детей, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на занятии. Будьте скромны и не нагружайте занятие наглядностью, как украшением. Все иллюстративные материалы занятия должны работать на цель занятия. Составление плана занятия. Классический план занятия состоит из 3-х частей: Вступительная, Основная и Заключительная. Вступительная (или вводная )  часть необходима, чтобы  добиться внимания детей. С самого начала занятия нужно удивить, заинтересовать, восхитить, то есть мотивировать их предстоящую работу. В основной части занятия раскрывается и закрепляется тема. Здесь сосредотачиваются наиболее сложные виды деятельности. Показываются отобранные педагогом педагогические технологии, формы и методы работы, позволяющие решить поставленные задачи. Третья часть заключительная служит обобщением предыдущего процесса. Звучат слова благодарности воспитанникам. Попутно анализируется работа на занятии. Подводится итог. Определение целей открытого занятия. Цель занятия - это заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть достигнут педагогом и детьми в конце данного занятия (принцип «Здесь и теперь»). Для правильной формулировки необходимо пройти 2 шага.1 шаг:  Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу занятия, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации. В соответствии с методической целью занятия, педагог выбирает такой наглядный и дидактический материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства и технологии по которой работает педагог.2 шаг – формулировка триединой цели занятия (обучение, развитие, воспитание). Цель обучения предполагает формирование у воспитанников компетенций, практического опыта, системы знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать применительно к данной теме занятия. Формулирование цели. Примерные формулировки  целей  1 уровня:1.Познакомить воспитанников с …...2. Дать  понятие  о …...              2 уровень - это уровень знаний, Пример постановки цели данного уровня:1. Изучить ……2. Повторить …… При формулировке цели 2 уровня усвоения можно использовать глаголы: «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить», «формировать» и т.д. 3 уровень - уровень умений и навыков, это те действия, которые воспитанники выполняют в основном на практических занятиях.Например:1. Способствовать овладению ……2. Стремиться к выработке навыка работы с ………3. Способствовать отработке навыка ……..4. Систематизировать знания  по теме ……… Здесь можно использовать такие глаголы как: «обобщить», «применить знания», «сделать». Задачи развития предполагают развитие на занятии познавательных психических процессов обучающихся, личностных качеств:  * Развитие мышления– (аналитического) формирование умения выделять существенные признаки и свойства, (синтезирующего) развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, (аналитико-синтезирующего) развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы, (абстрактного) развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.* Развитие  умений(развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами (экспериментирование), планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия).* Развитие самостоятельности (развитие уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения действовать самостоятельно). Воспитательные предполагают формирование у воспитанников определенных свойств личности и характера.Ежедневно педагог должен стремиться воспитать лучшие качества, поэтому перед занятием  должны быть поставлены и воспитательные цели.  Примеры формулировок воспитательных задач:- стремиться к воспитанию чувства, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, стремление к физическому здоровью;- стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности;-  стремиться воспитать чувство гордости за……, умению  …… К открытому занятию необходимо составить план-конспект занятия – с четким и разумным распределением времени занятия и указанием, что и как делают педагог и дети (рекомендуется составить несколько экземпляров для приглашенных). План-конспект  должен отразить все основные этапы занятия, основные виды деятельности педагога и детей, виды и формы организации работы, виды упражнений. Впоследствии план -конспект должен стать опорой для самоанализа и анализа занятия. Оформление материалов открытого занятия. На открытое занятие педагог готовит полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, который  включает следующие документы:- календарно-тематический план;- план учебного занятия;- дидактический, раздаточный материал;- комплект видеоматериалов для ТСО;Оформляется методическая разработка открытого занятия.Структура методической разработки открытого занятия должна содержать:- пояснительную записку,- структуру занятия,- подробный конспект (сценарий) занятия,- образцы дидактического материала,- список используемой литературы и т.д. В пояснительной записке необходимо изложить значение и роль занятия, педагогические цели, задачи стоящие перед педагогом, ожидаемый результат. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить педагогической технологии или методике, в которой проводится занятие. Требования, предъявляемые к содержанию методической разработки. Содержание методической разработки должно четко соответствовать  теме и цели. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения материала, применения современных технических  средств обучения. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Методическая разработка должна содержать  конкретные материалы, которые педагог использовал в своей работе (инструкции, карточки, схемы, и т.д.). Общие требования к оформлению методической разработки. Шрифт методической разработки Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал 1,5. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны). Список использованных источников должен быть в алфавитном порядке по ФИО авторов и содержать необходимые библиографические данные. Количество и объем разделов методической разработки не лимитируется. Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими педагогами. Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям данных  рекомендаций. Подготовленная и оформленная методическая разработка открытого занятия после рассмотрения и утверждения  сдается в методический кабинет. Анализ открытого занятия. Анализ открытого занятия с участием посетивших - является обязательным. Вначале слово дается педагогу – автору занятия. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого занятия, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Важно отразить:- степень достижения поставленных задач;- причины и обоснования необходимости отклонения от проекта занятия;- нюансы, которые присутствующие могли не увидеть, не заметить, не оценить;- наметить перспективы дальнейшего изучения материала. Посетители оценивают занятие также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа занятий, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии споры и т.п.   Ответы педагога должны носить объяснительно-развивающий и информационно- познавательный характер. Предполагаются краткие аналитические и оценочные суждения присутствующих. Ценны не только комплиментарные высказывания, но предложения, обозначение неиспользованных возможностей и т.п. Педагог может подготовить анкеты для последующего обобщения и анализа занятия.