Публикации
Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром "Деревья"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром "Деревья"
Автор: Болотова Юлия Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром "Деревья"
Автор: Болотова Юлия Викторовна
Конспект занятия «Деревья»Цель: дать представление о деревьях. Задачи:Образовательные: - знать части дерева (корень, ствол, ветви, листья, кора, почки) и их значение; - знать значение деревьев для человека и живых существ (кормит, очищает воздух, спасает от палящих лучей солнца, создает красоту, лечит, дарит древесину, укрепляет почву, дает жилище);- знать названия распространенных деревьев;- уметь устанавливать соответствие между деревом и его семенами;- уметь отличать объекты живой и неживой природы, называть признаки живого;- уметь применять полученные знания в практической жизни;Развивающие: - развивать связную речь, воображение; Воспитательные: - воспитывать любовь к деревьям, бережное отношение к природе, любознательность. Оборудование: корзина, письмо лесника, восемь яблок с ленточками, репродукции с картин художников-пейзажистов, контейнеры с семенами (еловые шишки, желуди, сережки березы, крылатки клена, ягоды рябины), карточки с изображением деревьев, картинки «Кому нужны деревья в лесу». Ход занятия:Организационный момент.- Ребята, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт с корзиной. Давайте прочитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (в письме загадка).Основная частьНам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший, Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево)- Деревья - большие друзья человека и всех живых существ. Дерево могуче, дерево сильно,Ведь в земле корнями оно закреплено.Рассмотри подробнее его, смотри не поленись:Ствол - дереву опора, убегает ввысь.Ты потрогай твердую древесную кору.Надежно защищает она дерево в бору.Создают прохладу под деревом листочки,Они весною ранней выросли из почки.К листочкам на ветках тихонько прикоснись, Но елочной иголкой, смотри, не уколись! («Строение дерева» С.А. Васильева)- Прослушав стихотворение, назовите части дерева? - Чем покрыт ствол дерева? (корой).- Для чего дереву нужна кора? (кора защищает ствол, ветви дерева).- От чего она его может защитить? (от солнца, мороза, ветра, вытекания сока).- Кора, как у человека кожа. Когда вы пораните руку, вам больно. Точно также дереву очень больно, оно может даже погибнуть. Деревья нужно беречь.- Как вы думаете, к какой природе относится дерево? Почему? (Оно дышит, питается, растёт, размножается, погибает).- Как дышит дерево? (Листьями) Оно вдыхает грязный воздух, а выдыхает чистый!- Дерево растет, каждую весну на нем появляются новые ветви, молодые побеги. - Как же оно размножается? (С помощью семян).- Я предлагаю вам поиграть в игру: «Деревья и семена».- Подберите к контейнерам с семенами карточки с изображением деревьев (ель - шишки, дуб - желуди, береза - серёжки, клён - «носики» - семечко с крылышком, рябина - семена в ягодах). - Деревья помогают нам, людям, и всем живым существам, не требуя ничего взамен. Перед вами корзина с плодами известного дерева. Что это за плоды? (Яблоки). - С какого они дерева? (С яблони).- К каждому яблоку прикреплена ленточка со словами о том, чем могут одарить деревья.Первое яблоко «Дерево кормит» - Как деревья могут накормить?- Деревья дарят нам вкусные и полезные для здоровья плоды. - Плоды каких деревьев вы пробовали? (Груша, персик, слива, вишня, алыча, абрикос, инжир, шелковица, кизил, черешня, мандарин, лимон, апельсин).- Каким животным деревья дают пищу? Помогут вам ответить следующие картинки. Второе яблоко «Чистый воздух» - Как деревья связаны с чистым воздухом? (Они очищают воздух, насыщают его кислородом, который необходим для дыхания людям, животным, растениям). - Например, такое дерево, как тополь, прекрасно очищает воздух от пыли и копоти в наших городах.- По-вашему мнению, где воздух чище: в лесу или в городе? Почему? (В городе воздух грязнее из-за транспорта, предприятий).- Для города каждое дерево дорого.Третье яблоко «Тень»- В жаркий летний день нам хочется спрятаться от палящих солнечных лучей. Деревья предлагают нам для этого свою тень. Недаром в старинной пословице говориться: «Доброго дерева сень (крона) сулит добрую тень».Четвертое яблоко «Красота»- Что общего между деревьями и красотой?- Вы, наверное, не раз наблюдали за деревьями, которые растут вокруг домов, в парках, скверах, лесах в разное время года. Вспомните их названия.- Всегда мы любуемся красотой деревьев. Недаром есть такая поговорка: «Сады и леса - земли краса». - Художники отражают в своих картинах необычайную красоту деревьев. – Давайте рассмотрим репродукции картин известных художников. (Например: Исаак Левитан «Весна. Большая вода», Иван Шишкин «Золотая осень», Игорь Грабарь «Февральская лазурь»).- Не только художники любовались красотой деревьев и писали великолепные картины, но и писатели, поэты посвящали им свои произведения. Физкультминутка «Выросли деревья в поле»Выросли деревья в поле.Хорошо расти на воле!(Потягивания – руки в стороны)Каждое старается,К небу, к солнцу тянется.(Потягивания, руки вверх, встать на носочки)Вот подул веселый ветер,Закачались тут же ветки,(Дети машут руками)Даже толстые стволыНаклонились до земли.(Наклоны вперед)Вправо-влево, взад-вперед –Так деревья ветер гнет.(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)Он их вертит, он их крутит.Да когда же отдых будет?(Вращение туловищем)Ветер стих. Взошла луна.Наступила тишина.(Дети садятся за столы)Пятое яблоко «Лечение»- Как вы считаете, могут деревья вылечить болезни? - В цветках, листьях, плодах, коре и даже корнях много полезного. Нужно только знать и уметь пользоваться этим даром деревьев.- Например, цветки липы излечат больное горло при ангине, помогут снизить температуру тела. Плоды рябины умеют заживлять раны. Масло из грецкого ореха заживит ожог. Цветки и плоды боярышника помогут больному сердцу. Березовыми и дубовыми вениками парятся в бане.- Таким образом, деревья помогут вылечиться и защититься от болезней.Шестое яблоко «Древесина»- Что такое древесина? (Брёвна, доски)- Дерево дарит человеку замечательный материал – древесину, из которой люди изготавливают множество нужных, удобных и красивых вещей. Они крепкие, гладкие на ощупь, долго служат. - Скажите, есть ли у вас дома деревянные предметы? Назовите их. (Столы, стулья, кубики, полки, карандаши, декоративные ложки и тарелки, музыкальные инструменты).- А если вспомнить, что бумага тоже делается из древесины деревьев, то вы сможете назвать еще много предметов. Каких? (Книги, раскраски, альбомы, журналы, газеты, картинки, обои на стенах). Седьмое яблоко «Укрепление почвы»- Деревья корнями как бы «вцепляются» в почву и не дают дождю и ветру ее размыть и разрушить. На склонах холмов и оврагов специально высаживают деревья, чтобы они своими корнями укрепляли почву и не давали обрушиться ей на склоне.Восьмое яблоко «Жилище»- Дерево - это дом для многих живых существ. - Рассмотрите картинки и скажите, какие живые существа используют дерево для своего жилища? - Вот как много даров может преподнести дерево. И мы, люди, должны быть благодарны им. А как мы можем выразить свою благодарность деревьям? Что мы можем сделать для них? (Посадить новые деревья, полить их в жаркий день, не ломать веток, не ранить кору). Итог.- Сколько интересного мы сегодня узнали. Деревья - это не только украшение нашей земли, но и наши друзья и помощники. Так давайте же будем беречь, и защищать их!