Публикации
«Краеведение: новые формы, форматы, практики». «Система работы по краеведению в школе-интернате 8 вида. Игра «Краеведение+»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Краеведение: новые формы, форматы, практики». «Система работы по краеведению в школе-интернате 8 вида. Игра «Краеведение+»
Автор: Белецкая Надежда Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Краеведение: новые формы, форматы, практики». «Система работы по краеведению в школе-интернате 8 вида. Игра «Краеведение+»
Автор: Белецкая Надежда Юрьевна
«Краеведение: новые формы, форматы, практики»«Система работы по краеведению в школе-интернате 8 вида.Игра «Краеведение+»Автор: учитель высшей категории ОГКОУ «Ивановская школа-интернат № 3» Белецкая Н.Ю.Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.Задачи: создание системы мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, понимание неповторимости Родины, сопричастности к ее судьбе, расширение знаний о родном городе, области, формирование гордости за сделанное предками, ответственности за происходящее сейчас, толерантности,национальной самоидентификации.У детей, обучающихся в нашей школе,есть одна общая проблема-недоразвитие эмоционального интеллекта, а он, по мнению психологов-основа, на которой строится пирамида личности. Это недоразвитие или комплекс нарушений затрудняет социальную адаптацию и воспитание детей с ОВЗ. Они не могут выразить своих чувств и переживаний социально-приемлемым способом, испытывают затруднения в понимании эмоций других людей, отрицательно сказывается на качестве воспитания и обучения. Поэтому наша цель- системное, целенаправленное воздействие на эмоциональную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья.Мы считаем, что краеведение в этом вопросе обладает огромным потенциалом, так как «именно через идентификацию окружающего пространства во многом происходит формирование личности. Естественно желание ребенка еще в самом раннем детстве ощутить то место, где он растет, узнать людей и освоить вещи, которые его окружают».1Очень важно краеведение и в формировании этнической идентификации _______________________________________________________________________________________1.Л.Таганов.О необходимости изучения литературного краеведения. Моя Родина-Ивановский край. Иваново 2005, с.5.ребенка, так как этнодифференцирующими признаками являются язык, религия, культура, национальный характер, эмоционально-ценностные отношения, история. Все это мы учитываем в своей работе по краеведению.Наиболее отчетливо человек осознает свою этническую идентичность в процессе межнационального общения, в поликультурной среде. В нашей школе обучаются дети разных национальностей: русские, корейцы, белорусы, украинцы, цыгане, даргинцы и др. Поэтому многие классные часы имеют поликультурную направленность, включая ребенка в творческий процесс приобретения знаний, воспитывая на национальных и общечеловеческих ценностях. Например, в младших классах проводится классные часы: «Праздник урожая разных народов», «В гости к сказке», «Пословица недаром молвится», где ребята знакомятся с устным народным творчеством и традициями народов, населяющих нашу страну (учитывается и национальный состав класса),главный вывод,который делают дети–это то, что нравственные основы жизни людей разных национальностей одинаковы.В 9 классе проводилась работа по исследованию национального состава обучающихся в школе-интернате. Были реализованыисследовательские проекты: «Они сражались за Родину», «Застывшая память», результатами которых стали презентации, рассказывающие о прадедушках и прабабушках, воевавших на фронтах ВОВ и памятниках нашего города, которые можно использовать на уроках и внеклассных занятиях.Почему еще так важна систематическая работа по краеведению в нашей школе? Потому, чтов программе коррекционной школы краеведение не существует как отдельный предмет: его элементы включаются педагогами в уроки истории, биологии, чтения, географии.Проводятся классные часы, посвященные родному краю, есть кружки краеведческой направленности. Правда, в условиях пандемии некоторые формы работы претерпели трансформацию: теперь мы не посещаем музеи, а проводим виртуальные экскурсии, это несколько осложнило нашу работу, заставило искать новые формы, но мы справились. При проведении экскурсий мы принимали во внимание такую особенность наших детей, как неустойчивость внимания, а потому все музеи мы посещали несколько раз в несколько этапов, а проводя экскурсии виртуальные, прерывали их, изменяя виды деятельности, предлагая викторины по услышанному, творческие задания.Работа, построенная таким образом, помогает обучающимся понять и усвоить временные этапы и хронологическую последовательность событий. При посещении музеев и проведении виртуальных экскурсий, происходит дозировка материала, его повторение, усиливается эмоциональность восприятия, так как оно опирается на наглядность, у ребят формируется своё отношение к происходившему, к людям, появляется уважение к результатам человеческого труда, а это значит, что формируется эмоциональный отклик, воспитывается уважение и любовь к малой Родине, значит, мы достигаем поставленныхцелей. Данная работа расширяет кругозор детей, развивает коммуникативные навыки, творческие способности, дает возможность попробовать себя в разных видах деятельности, воспитывает толерантность, любовь к малой родине, уважение к традициям, духовность, патриотизм, дает возможность развития этнической идентификации.В школе часто проходят встречи с интересными людьми. Мы приглашаем родителей учащихся,врачей, пожарных, полицейских, библиотекарей, различные творческие коллективы. Такие встречи помогают развивать коммуникативные навыки, расширять кругозор.В школе-интернате работают кружковые объединения краеведческой направленности: «Тимуровцы», «Знай и изучай свой край» и др. Программы разработаны так, что проводятся не только мероприятия по духовно-патриотическому воспитанию обучающихся, но есть разделы, связанные с практической деятельностью. Старшие школьники проводят праздники или занятия для малышей, например, «Масленица. Традиции и обычаи», «Рождественские посиделки», «Едем мы на ярмарку» и др. Ребята принимают участие в экологических акциях: «Очистим двор от мусора», «Неделя добра» -помощь приюту «Майский день», в акции «Поносил сам-дай поносить другому», когда вещи ребят, из которых они выросли, детские книги, игрушки передаются в младшие классы.У нашей школы налажены тесные связи с работниками ивановского архива, они устраивают для ребят интересные занятия, не только расширяющие кругозор, но и имеющие практическую значимость.Ребята принимают активное участия и становятся призерами различных конкурсов краеведческой направленности: «Знаю и люблю свой край», «Книга своими руками», «Кормушка» и др.В нашей школе стало традицией проводить игру «Краеведение +»К.Д.Ушинский утверждал, что игры помогают не только проявить способности, но и совершенствуют их. Игра в руках хорошего организатора способна превратиться в орудие воспитания и образования. Игра сопровождает жизнь ребенка, в основе ее лежит не принуждение, а интерес. Многие моральные нормы, к которым мы зачастую понуждаем детей, могут незаметно вырабатываться в ходе игры. Игры ведутся по определенным законам,обучающиеся мобилизуют свои знания, волю, в ходе игры обогащают себя умственно и морально. Но в наших играх принимают участие не только дети, но и родители, учителя, воспитатели.Это стимулирует не только дух соревновательности, но и укрепляет авторитет, и уважение к взрослым. Очень важно то, что эта игра –продукт работы не только взрослого человека, но и детей, придумывавших для нее отдельные вопросы. Эти игры становятся значимыми событиями, вих процессе ребятане только повторяютматериал,расширяя метапредметныесвязи и кругозор, но и мобилизуются, развиваются, воспитываются, учатся работать в команде, совершенствуя свои коммуникативные навыки, получают новые знания. Вопросы составлены так, что в них содержится много информации, которая частями может повторяться из вопроса в вопрос. Так ненавязчиво воспитывается интерес и любовь к Родине, гордость за людей и землю, на которой родились и живут.Очень важно и то, что в процессе игры включаются все виды восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический.Чтобы игрой достигнуть цели и решить все поставленные задачи, необходимо особым образом подойти к формулировке вопросов, формированию команд,правилам ответов и оцениванию. Команда детей должна быть разновозрастной по 1 представителю от класса, начиная с 3, в ней учатся взаимодействовать старшие с младшими. Отдельно организуются команды родителей и педагогов. Если в игре участвуют учителя, то учителя- предметники не имеют права принимать участие в обсуждении вопросов по их профилю. На обсуждение ответа дается 1 минута. В ходе игры могут быть варианты: можно давать всем командам один вопрос и в течение минуты они обсуждают, а ответы передают записками, а можно для каждой команды давать из номинации свой вопрос.Цель:коррекция развития личности через воспитание любви к малой родине. Задачи: формирование интереса к изучению родного края и расширение кругозора через игровую деятельность;развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся;развитие толерантности;воспитание патриотизма; формирование активной жизненной позиции, познавательной потребности.Ожидаемые результаты.Формирование личности, любящей свою Родину, сохраняющей культурное наследие, с чувством национального самосознания, достоинства и чести,с желанием изучать свои корни и сохранять память о них. В результате участия в играх и краеведческой работе, обучающиеся расширят свои знания по истории, географии, краеведению, научатся ориентироваться на карте области. Сценарий игры «Краеведение +»Вступление. Отрывок из песни «О родном крае»(Музыка Е. Крылатова, стихи Л. Дербенёва) в исполнении В. Толкуновой, музыка затихает .Отрывок из стихотворения А.Русскова «Возвращение к истокам» читает ученик.Иваново-Родина, Красный МанчестерВ нем радость открытий,небес синеваВнем детство мое,соловьи на рассветеИ мамины руки, и деда слова:«Иван у нас каждый второй в России,Живи ты, внучек, но помни о том,Что где бы шальные ветра не носилиИваново-Родина, место, где дом.И сегодня мы с Вами проводим игру «Краеведение +», она возвратит нас к истокам, подарит радость открытий, напомнит о том, чем мы с Вами должны гордиться, покажет, все ли Вы знаете о своей области, своем городе, своем доме.Почему «Краеведение +»? Да потому, что край наш богат природными ресурсами, известными людьми, своей историей. И если тебе «Ивановец имя», то докажи своими знаниями, что этот город «наш с тобою»!Разминка.Города как люди: они рождаются, им дают имена, имена могут меняться, иногда к ним добавляются прозвища. Внимание, вопрос: какие официальные и неофициальные названиябыли у нашего города? (официальное- Иваново-Вознесенск, неофициальные: Текстильный край, Красный Манчестер, Город невест), объясните, почему появились такие названия. Слайд№3.«Краеведение +география».Да, города, как и люди, живут не одни, у них есть соседи. Назовите главные города областей, находящиеся по соседству с нашей областью.(Владимир, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород) и города Ивановской области. (Детям выдается карта Ивановской области)Эта река вытекает из Андреевских болот к северо-востоку от Комсомольска. Течет в Ивановской и Владимирской областях, является притоком Клязьмы. Она течет в центре Иванова и обеспечивает город водой. Как называется эта река, через какие площади и проспекты она течет? (Уводь. пл. Пушкина, Шереметевский проспект и проспект Ленина).В древности эту реку называли Ра, в средние векабашкиры и татары называли эту реку Итиль, что в переводе с арабского означает «река рек», русские называют ее матушкой. О какой реке идет речь? (Волга) Какие города Ивановской области, расположенные на ее берегах? (Кинешма, Плес, Юрьевец).Слайд №64У каждого из нас есть мама и папа, есть день рождения. А когда и как родился наш город?«Краеведение + математика».1853 году «официально учредили» село Вознесенский посад. Сколько лет назад возникло село?Время основания села Иванова точно не известно, но в 1328 г. оно упоминается как деревня Ивань в завещании Ивана Калиты, при его отъезде в Орду. Сколько примерно лет населенному пункту Иваново?В 1871 году посредством слияния села Иванова и Вознесенского посада появился город Иваново-Вознесенск, ставший ведущим текстильным центром России. Посчитайте, сколько лет нашему областномугороду? Сл.5-6.Как в семье может быть много членов, так в нашей области много городов. Как возникли их названия? Об этом знает наука топонимика и Вы, игроки команд!«Краеведение +топонимика».О происхождении названия этого города существует 2 версии. Первая: угро- финские племена называли эту местность «suo», что значит болото. Вторая: город стоит на левом берегу реки Теза, а в старославянском языке левая рука-«шуица». О каком городе идет речь? (Шуя)Этот населенный пункт когда-то принадлежал предкам А. С. Пушкина, его название происходит от места отдыха, его называют привалом путников 7 дорог. Каждое лето в день рождения А. С. Пушкина там проходит фестиваль чтецов «Мой Пушкин». (Лежнево).У многих известных родов и фамилий были свои гербы.Герб — опознавательный знак, составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия владельца (семьи, рода; населённого пункта, города, государства) от других. «Краеведение +геральдика».Из волшебного мешка достаются три предмета: перстень, кусок мыла, игрушечная лошадка. С гербов каких городов эти предметы? Объясните их значение.Разрезные картинки с изображением гербов, их нужно быстро собрать.1 команда. Гербы Гав-Посадского и Тейковского районов Ивановской области, что их объединяет?(Челнок.) Слайд№ 7.2 команда. Гербы Приволжского и Пестяковского районов,что у них общего? (Цветок льна).Как эти гербы отражают особенности хозяйства Ивановской области?(И цветок льна, и челнок символизируют текстильное производство).Многие из нас любят украшать свои дома картинами, красивыми изделиями народных промыслов, а потому, наш следующий раздел-«Краеведение + искусство».Иллюстрацию к какой сказке Вы видите? Доскажите словечко.Добавьте в стихотворение название населенного пункта Ивановской области, где делают такие изделия.Слайд №8.Вешнее солнце в шкатулке хранится,Не увядает старинный секрет.Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы,………..рисует России портрет.(П. Синявский) (Палех)Перед Вами красивый пейзаж. Нужно вспомнить его автора, название и город, который изображен на картине. (И. Левитан. Золотой Плес).Холст охватили цвета золотые Слайд №9.И до людей счастлив он донестиЭто глубинное чудо России –……. золотой на любимой Руси.(В.Патрикеев) У каждой семьи своя история, своя память, которая связана с исторической памятью всего народа и следующая номинация-«Краеведение +история». На слайде представлены памятники Борцам революции и Героям фронта и тыла. Скажите, где и в честь каких событий установлены эти памятники.На слайде изображена колокольня Троице-Знаменской церкви п. Лежнево. В честь какого события построена эта колокольня? Почему эту колокольню считают «родственницей» Спасской башни Кремля?Во многих семьях есть люди, которые стали известны не только в своей местности, но и во всей стране. Назовите знаменитых людей нашей области, объясните, чем они прославились.На слайде изображение памятника К.Минину и Дм.Пожарскому.Надо объяснить, кому и почему этот памятник поставили на Красной площади в Москве? Как один из этих людей связан с нашим краем?( ПамятникК.Минину и Дм. Пожарскому. Князь Пожарский после ранения выздоравливал в своем имении Мугреево, расположенном в Ивановской области).Узнай героя по описанию. Этот герой родился недалеко от Кинешмы,в семье священника, принимал участие в Гражданской войне, во время ВОВ был разработчиком операций «Уран», «Багратион», командовал войсками, разгромившими Японию, дважды награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, его именем названа улица нашего города (Маршал Василевский).Этот человек-известный модельер, лауреат многих международных конкурсов, окончил Ивановский текстильный институт, наряды из его коллекций представлены в музее ситца. О ком идет речь? (В.М. Зайцев).Этот человек родился недалеко от Шуи в имении Гумнищи, был поэтом и переводчиком, совершил кругосветное путешествие. Назовите имя. Продолжите строчки.(К.Бальмонт) Слайд №11.А кто из наших современников или земляков, по вашему мнению, заслуживает памятника? Почему?Часто Вы со своими семьями выезжаете отдыхать на природу. Ребята, люди- часть природы, но Мы забываем, что она у нас одна –Неповторимая, ранимая, живая.Прекрасная: хоть лето, хоть зима…Она у нас одна, одна такая!(Е. Смирнова) Слайды 12-13.И сейчас мы посмотрим, как Вы знаете животных и растения нашего края, которые занесены в Красную книгу.«Краеведение +биология». Про эти редкие цветы есть легенда. Богиня любви Венера вышла на охоту вместе с Адонисом, своим возлюбленным. Они стали охотиться, но началась гроза. Венера и Адонис побежали к ближайшей пещере и стали там отогреваться. Венера сняла мокрые туфельки и поставила у входа. Адонис хотел спрятать туфельки любимой от дождя, но изящные башмачки превратились в цветы невероятной красоты. Назовите их. (Венерин башмачок).Ее называли русалочьим цветком, т. к. считали, что ночью она погружается под воду, превращаясь в красивую русалку, а на рассвете вновь превращаются в водяные цветок, чтобы украшать гладь вод. Назовите это растение. (Белая кувшинка)К каждому из нас, к любой семье иногда приезжают гости из других регионов. Гостям принято рассказывать о своем городе, показывать достопримечательности. Ваша задача рассказать о своем городе и его достопримечательностях. Выигрывает команда, в рассказе которой будет упомянуто больше всего достопримечательностей. (Детям нужно выдать фотографии достопримечательностей, чтобы они составляли рассказ, опираясь на наглядность).А еще у нас принято делать фотографии на память. Сейчас Вы прослушаете песню Е.Светлояра «Дорога в Иваново» и словами нарисуете портрет города, рассказав, каким увидел его певец. Слайд 14.Каков же наш край, расположенный в центре России?Онкрасив, богат достопримечательностями,природными ресурсами.Его красотой вдохновлялся И. Левитан, восхищался К. Бальмонт, но главное его богатство-это люди, мы с Вами, потому что именно от нас с Вами зависит, сохранится ли то, что оставили нам наши предки, преумножим ли мы эти богатства. Вы сегодня показали себя знатоками нашего края, а потому у нас есть надежда на то, что и нашим потомкам будет чем восхищаться. Вы настоящие ивановцы!ИсточникиБалдин К.Е., БарвенкоВ.Г., Иванов Г.В. Ивановский край в истории отечества. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 9 класса – Иваново, 2007.Баделин В.И. Земля Иванов: Историко-литературные очерки. Иваново: МИК, 2001Балдин К.Е., Кохова Л.А. От кустарного села к индустриальному «мегаполису»: очерки истории текстильной промышленности в селе Иваново – городе Иваново-Вознесенске. Иваново, 2004.Воробьев Н.В. Славные страниц истории (Период «смутного времени» 1608-1612 гг. Героическая оборона нашего города от польских интервентов) // Краеведческие записки. Вып. 6,7. Иваново, 2001.Гудков Н.В. История благотворительности в Ивановском крае. Иваново, 2001.Древнейшая история ивановского края: Материалы в помощь учителям истории/ Сост. П.Н. Травкин. Иваново, 1987.Ивановская область: По «Золотому кольцу России». – Иваново, 2007Л.Таганов.О необходимости изучения литературного краеведения. Моя Родина-Ивановский край. Иваново 2005, с.5.Сафонова И.Многоликий Плех.Иваново «Референт».2016.Семененко А. Ивановские декабристы // Наша Родина – Иваново-Вознесенск, 2006, № 3Тихомиров А., Кротов В., Дьяков В. Гербовый корпус // Наша Родина – Иваново – Вознесенск, 2006, № 4Ушли на фронт учителя. Сост. Дмитриева М.А. Иваново: ИД «Референт»,2016.-84с. ID=201dob.1sept.ru/view_articl000307