Публикации СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Автор: Гниломедова Лидия Владимировна

СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВВыбор профессионального пути для каждого человека является одним из важных в системе социально-общественных отношений, и происходит он под влиянием самых различных факторов. Такими факторами могут быть: влияние ближайшего окружения, способности и интересы самого человека, государственная политика или профессиональные программы, проводимые в рамках учебных заведений. Все это связано с профессиональной ориентации или профессионального самоопределения, которой активно занимаются социальные педагоги.На сегодняшний день, несмотря на работу, которая проводится психологами, социальными педагогами, классными руководителями, только немногие старшеклассники чётко определяются с выбором будущей профессии. Каждый год сотни тысяч девушек и юношей сталкиваются с серьёзными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины этого могут быть не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что большинство старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях и оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своими индивидуальными особенностями и способностями.Подтверждение этим положениям мы можем найти в опросе учебного центра подготовки к ОГЭ и ЕГЭ MAXIMUM Education в 2021 году, который был проведён среди одиннадцатиклассников России. Результаты показали следующее: целых 42% опрошенных не определились с будущей сферой деятельности, 28% считают, что планировать это не нужно, поскольку ситуация в мире нестабильная, и только 30% одиннадцатиклассников знают, кем хотят стать. По результатам исследования видно, что у большинства потенциальных выпускников средней школы актуальна проблема выбора профессии.Анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов в своих работах характеризует его «как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества делателей чего-то полезного, сообщества профессионалов». Он также подчёркивает, что «профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни».По мнению Е.А. Климова, профессиональный выбор определяется наличием некоторых факторов, а именно:
  • позиция старших членов семьи относительно будущего выбора;
  • позиция товарищей, друзей, одноклассников;
  • позиция учителей, школьных работников;
  • личные профессиональные планы;
  • личные способности;
  • уровень притязаний личности на общественное признание;
  • информированность о мире профессий;
  • склонности, то есть интересы, подкрепленные определенными способностями.
  • Современные старшеклассники вынуждены считаться с социальными условиями, которые ставят свои ограничения профессиональному становлению, например, воинская обязанность, условия найма на работу, уровень заработной платы и т.д. Все это может не оказывать прямого влияния на выбор сферы профессиональной деятельности, но способно определить конкретный «маршрут» достижения соответствующей цели.В настоящее время не существует общепринятой универсальной методики для выявления профессиональных интересов и склонностей, поэтому в процессе своей практической деятельности социальный педагог стоит перед выбором диагностической методики, наиболее подходящей для решения задачи в конкретной профориентационной ситуации.Диагностическая работа в исследовании проблемы профессионального самоопределения старшеклассников выполняет ряд основных функций:
  • обеспечивает самоопределения ученика, являющегося субъектом выбора образовательного профиля, изучения им оснований для этого выбора;
  • фиксирует и отслеживает значимые параметры формирования готовности к выбору профессии, как у отдельного ученика, так и на уровне класса;
  • позволяет оценить эффективность работы по формированию профессионального самоопределения.
  • Важным фактором при проектировании системы социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов принят фактор поэтапности. Это определяет необходимость последовательности в социально-педагогической работе со школьниками. Такой подход способствует методически целенаправленной организации социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, так как раскрывает сущность процесса профессионального самоопределения: определяет, к чему необходимо стремиться, как организовывать работу и какие социально-педагогические средства следует использовать при этом.В целом выбор профессии, или профессиональное самоопределение, — это основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. – Киев : 1988. – 144 с.
  • Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.
  • Лернер, П.С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России / П.С. Лернер.// Мир образования – образование в мире. 2009. №3. – С. 3-13.
  • Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С.Н. Чистякова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 128 с.
  • Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – Москва: Гардарики, 2005 – 349 с.