Публикации Теоретические подходы к технологическому аспекту деятельности в учебной практике

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Теоретические подходы к технологическому аспекту деятельности в учебной практике
Автор: Баймиев Евгений Иванович

Теоретические подходы к технологическому аспекту деятельности в учебной практикеБаймиев Евгений Иванович учитель химии МАОУ «Гимназия №16», г. Уфы, Республики БашкортостанАннотация: предложен один из возможных подходов совершенствования процесса обучения за счет полноценной учебной деятельности самих обучающихся, когда они постепенно становятся активными участниками обучения.Ключевые слова: деятельность, учебная деятельность (УД), Важным условием успешного решения задач, стоящих перед современными образовательными учреждениями, является совершенствование процесса обучения за счет полноценной учебной деятельности самих обучающихся, когда они становятся активными субъектами обучения. При этом вначале необходимо раскрыть философские аспекты понятия «деятельность».Памятуя о том, что категория «деятельность» заимствована из немецкой философии конца XVIII начала XIX веков, отметим, что наиболее полное представление оно получило в работах Г.В.Ф. Гегеля, где категория деятельности рассматривается как источник человеческой жизни, решающая и определяющая ее характеристика. Так как сущность деятельности человека определена и в трудах классиков, заметим, что для К. Маркса «деятельность в ее исходной форме – это чувственная практическая деятельность, в которой люди вступают в контакт на практике с предметами окружающего мира, испытывают на себе их сопротивление и воздействуют на них, подчиняясь их объективным свойствам». Что же касается современной философии, то в ней существуют разные точки зрения на определение категории «деятельность». Так в философском энциклопедическом словаре деятельность рассматривается как «специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование». При аналитическом подходе исследователи в понятие «деятельность человека» вкладывают различные смыслы: и как некий реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций; и как взаимосвязь противоположных, но предполагающих друг друга акций опредмечивания и распредмечивания; и как сила, производящая культуру; и как совокупность определенных действий в игре (учении, труде), необходимых в реальной жизни каждому индивиду и выполняющих поочередно ведущую роль в онтогенезе; и как способ существования человека.По нашему представлению, деятельность это целостная и одновременно внутренне структурированная организованность, компонентный состав которой необходим и достаточен для ее функционирования. Человеческая деятельность в своей основе как бы разделена на действующее лицо и предмет его действия, т.е. на субъект и объект. На этом основании, М.С. Каган человеческую деятельность определяет как «активность субъекта, которая направляется на объекты или на других субъектов». В его определении выделяются три основных элемента деятельности, которые между собой структурно связаны. К этим элементам в первую очередь, он отнес субъекта, наделенного активностью, который направляет свои действия либо на объекты, либо на другие субъекты. Во вторую очередь - объекта, на которого направлена активность субъекта. И наконец, саму активность субъекта, которая проявляется в форме определенного способа. С помощью этого способа он либо овладевает объектом, либо устанавливает коммуникативное взаимодействие с другими субъектами.А.Н. Леонтьев выстроил структуру деятельности, которая имеет составляющие, где деятельность субъекта всегда связана с потребностью. Она возникает в потребности и угасает в потребности, которая вызывает его поисковую активность. Человек на основе имеющихся у него знаний, умений и способов деятельности выполняет доступную ему деятельность и может войти в ситуацию, когда он столкнется с нехваткой у него знаний и способов. Возникает «проблемная ситуация» отражающаяся в сознании человека в виде проблемы через осознание противоречия. Если человек вошел в ситуацию, то он захочет из нее выйти. Возникает осознанная потребность, которая превращается в мотив деятельности побуждающий человека к постановке задачи, к выявлению той цели, которая требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива, удовлетворяющего потребность. Аналогично должна быть построена учебная деятельность, характерной чертой которого является направленность действий, обучающихся на овладение общими способами действий и деятельности. Последние две составляющие нельзя рассматривать вне той деятельности, в ходе которой они усваиваются. Как указывает С.Т. Сатбалдина, учебная деятельность, аналогично любой другой, направлена на приобщение обучающегося к накопленному человеческому опыту преобразования предметов окружающей действительности. По своей структуре учебная деятельность воспроизводит строение всякой человеческой деятельности, а именно: во-первых, исходя из потребности своей жизнедеятельности, индивид выдвигает для себя ту или иную цель; во-вторых, в соответствии с намеченным планом он совершает умственные и практические действия по реализации этой цели, в-третьих, свои действия он непременно контролирует и оценивает. Контроль и оценка выводят обучающихся на эмоциональный аспект деятельности, когда они осмысливают, переживают «сделанное» и в зависимости от результата определяют внутреннюю удовлетворенность или неудовлетворенность от совершенной ими работы. При этом свои действия и результаты своей работы в целом они соотносят с теми требованиями и с той оценкой, которые предъявляются к данной работе окружающими их учащимися. Однако в деятельности такая удовлетворенность сменяется неудовлетворенностью. Она возникает тогда, когда результаты не соответствуют той большой цели, которая была выдвинута первоначально. Эта неудовлетворенность вызывает потребность, которая способствует постановке новой цели, «новому планированию, реализации, контролю и оценке своих деяний.Деятельность должна быть с осознанной направленностью проявляющейся в результате осознания действия целеполагания. Понятие «целеполагание» определяется через понятие «цель». При этом «Цель, - как выразился К. Маркс, - как закон определяет способ и характер его действий». Другими словами, целеполагание в деятельности определяет способ и характер действий, в том числе и в учебной деятельности.По стандартам ФГОС II поколения обучающийся сам должен учиться, сам формулировать цели, задачи, строить планы решения проблем, исследования материалов. При этом, основная функция преподавателя заключается в создании условий, при которых обучающийся задает себе вопрос: что именно должно быть достигнуто в результате деятельности и, на что именно нужно направить активность? Процесс целеполагания обеспечивает принятие, а затем самостоятельную постановку новых учебных задач. Тогда педагогическая деятельность преподавателя и учебная деятельность обучающегося объединяются одной общей целью и получают ускорение. Решение учебной задачи представляет собой целостный акт деятельности. Столкнувшись с невозможностью решения возникшей перед ним практической задачи, учащийся, прежде всего, должен убедиться в том, что причина его затруднений состоит в недостаточности имеющихся в его распоряжении способов действий или знаний. «Такая рефлексивная оценка ситуации, согласно Н.Ф. Талызиной, является предпосылкой анализа ситуации, направленного на выяснение тех условий, которыми вызвана непригодность ранее усвоенных способов действия и необходимость их перестройки или замены новыми. Результатом такого анализа является постановка задачи на поиск способа действия, соответствующего изменившимся условиям, т.е. определение учебной цели». Таким образом, чтобы учащийся самостоятельно смог поставить цель урока, у него должен четко проявиться интеллектуальный конфликт, когда, возникает разрыв между тем, что он знает и тем чего он еще не знает. Далее происходит осознание дефицита своих знаний, появляется положительный мотив двигаться дальше. И, наконец, осуществляется формулировка им цели урока, которую нередко называют учебной задачей.Использование выше приведенных приемов целеполагания соблюдение ее постановки создает условия, при которых обучающийся становится субъектом самостоятельной учебной деятельности, т. е. человеком, который учится сам, под руководством преподавателя, по-другому, человеком, с работающим сознанием.Таким образом, в ходе обучения деятельность обучающегося становится целенаправленной деятельностью, в которой цели обучения и воспитания становятся личными целями обучающегося. Следовательно, учебная деятельность отличается от любой другой деятельности обучающегося в учебном процессе тем, что она не только объективно направлена на формирование личности обучающегося, как и все другие виды деятельности в этом процессе, но и субъективно целенаправленна на это. В тех случаях, когда учение удовлетворяет другим потребностям (престиж), оно не является деятельностью. Учение в том случае - действие, реализующее спортивную, общественно - полезную и профессиональную потребность.