Публикации
Мастер -класс для воспитателей на тему "Сторителлинг - как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер -класс для воспитателей на тему "Сторителлинг - как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста»
Автор: Лапушкина Мария Владимировна Трофимова Марина Вячеславовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер -класс для воспитателей на тему "Сторителлинг - как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста»
Автор: Лапушкина Мария Владимировна Трофимова Марина Вячеславовна
Мастер –класс для воспитателей на тему «Сторителлинг - как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста»Подготовили : воспитатель Лапушкина М.В. Воспитатель Трофимова М.В.Сторителлинг - современная педагогическая технология в образовательном пространстве ДОУ.Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Сторителлинг - как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста» .Мы общаемся при помощи слов, но думаем образами и картинками. Именно сторителлинг использует связь между изображениями, ассоциациями, образами и словами, помогая нам придумывать интересные истории.Ни для кого не секрет, что проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Безусловно, в своей работе мы используем самые разнообразные технологии, методы и формы для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. В настоящее время для этого в педагогическом арсенале имеется много всевозможных средств - игр, картин и т. п. однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. По моим наблюдениям, у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.).Я уверенна, каждый педагог замечал, как внимательно дети слушают воспитателя, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает их в книге. Стало очевидно, что детей больше привлекают импровизированные истории.Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».Сторителлинг- это простой способ заставить работать наш мозг.Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.Задачи сторителлинга :• обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;• систематизировать и донести информацию;• обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;• наглядно мотивировать поступки героев;• сформировать желание общаться.Метод сторителлинга позволяет :• разнообразить образовательную деятельность с детьми;• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;• обогатить устную речь дошкольников;• облегчить процесс запоминания сюжета.Для чего детям нужны истории, сказки? В первую очередь, они передают практический опыт. В них в понятной для ребёнка форме моделируется та или иная ситуация, герой в этой ситуации себя каким-то образом проявляет, что вызывает те или иные последствия. Так ребёнок научится через соотнесение себя с персонажем вести себя в определённой ситуации.Существует несколько видов педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передаёт детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающаяся истории.В активном сторителлинге педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.В истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео).Техника сторителлинга очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.Чтобы детям было интересно, я взяла за основу игру «Кубики историй» и адаптировала под своих детей. Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя, игрок может сам выбрать жанр сказку или рассказ. Преимущество сторителлинга – увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».Кубики я сделала сама из готовых пластмассовых кубиков , наклеив на них картинкиКак у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).• Игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю.• Игра для трёх детей. Бросить все 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Один ребёнок начинает рассказывать, опираясь на первые 3 кубика, остальные продолжают.• Когда играет больше трёх человек – кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю.• Можно воспитателю начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики.Начало истории – каждая история должна начинаться с призыва к действию. Что-то случается с героем, что толкает его на подвиги.• Когда – то давным давно…• Садитесь поближе я вам расскажу…• В некотором царстве, в некотором государстве…• Это произошло темной и дождливой ночью…• Наш герой понятия не имел, что его ждет• Тогда казалось, что это не так важно…Жили – были…Середина – в это время герой делает всё, чтобы разрешить проблемы.Развязка – герой у цели. Какой наш герой сейчас? Изменился ли он? Именно из этой части герой выходит победителем или проигравшим. Чему научила нас эта история?Проведение игры.Техника сторителлинг, которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей замкнутых и необщительных, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащают фантазию и речь, развивая логику.Рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, страхами.Таким образом, с помощью игры «Кубики историй» формируется способ передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей.Подведем итоги.1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.