Публикации «Формирование функциональной грамотности школьников на уроке английского языка »

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование функциональной грамотности школьников на уроке английского языка »
Автор: Зацепина Татьяна Анатольевна

«Формирование функциональной грамотности школьников на уроке английского языка » Зацепина Татьяна Анатольевна учитель английского языка МБОУ «Гредякинская основная общеобразовательная школа»В настоящее время иностранный язык все в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием международных научных, экономических, социальных, культурных связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.Формирование функциональной грамотности это одна из основных задач ФГОС общего образования, условие становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.Функциональная грамотность определяется, как способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях.Среди направлений функциональной грамотности выделяют несколько основополагающих компонетов: математическая грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, естественно-научная грамотность. С 2021 года одним из ведущих компонентов считается креативное мышление.Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.Развитие креативного мышления на уроках иностранного языка является необходимым компонентом учебного процесса,  ведь основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний.Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:-     быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),-     гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),-     оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),-     точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям).Эти качества можно формировать путем  решения творческих задач, по меньшей мере, в трёх областях:-     в области вербального выражения,-     в области художественного выражения,-     в области решения проблем – социальных, естественно-научных и/или математических проблем.Творческие задания в данных областях учат обучающихся находить нестандартные, творческие  решения для возникающих проблем и выходить за рамки решения типичных, входящих в демоверсии или банки заданий ОГЭ и ЕГЭ. Это, несомненно, позволяет привлечь внимание и заинтересовать обучающихся, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами, а также создавать атмосферу творческого поиска, помогающую учащемуся как можно более полно раскрыть свои способности.Для развития креативного мышления отлично подойдут задачи ТРИЗ. ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше.• Мозговой штурм — когда проблема активно обсуждается несколькими участниками. Каждому из них нужно высказывать как можно больше вариантов решения задачи, в том числе самых фантастичных.-     Покажите детям половину фотографии. Пусть они попробуют догадаться, что изображено на второй части. Интересно, если изображение необычное или неожиданное.-     Обсуждение противоречивых ситуаций, когда обучающимся нужно принять прямо противоположные точки зрения: за и против поедания мороженого, например.• Метод Робинзона — поиск максимально разнообразных способов применений к предмету.-     Предложите ученикам придумать как можно больше способов использовать любой обычный предмет и рассказать об этом на иностранном языке. Например, стул, чашку или карандаш.• Синектика или метод аналогий — представление себя в качестве объекта или явления в проблемной ситуации. В основе - прием эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.-     Используйте улучшенную версию классического задания по разыгрыванию сценок-диалогов. Ученики играют роли и говорят от лица своего персонажа. Чем необычнее герои, тем увлекательнее игра. Почему бы ни побывать на месте работника зоопарка, полицейского, мамы 10 детей, директора музыкальной школы и т.д.• Морфологический анализ — поиск решений для отдельных частей задачи. С целью последующего сочетания этих решений.-     Для выполнения этого задания разделите класс на команды. Предложите одной группе учеников придумать как минимум 15 вопросов к простой картинке, второй команде придумать ответы. Цель задания связно соединить высказывания.Развитие креативного мышления на  уроках иностранного языка не только позволяет легче запомнить новую лексику и научиться использовать в речи новые конструкции, а создает базу для развития воображения ребёнка и умения находить нестандартные решения для ситуаций, возникающих в жизни. Таким образом, развитие функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку является возможным решением проблемы обучения детей в различных образовательных учреждениях. Изучение иностранных языков является довольно познавательным, но в то же время сложным процессом. А в особенности обучение разговорной речи и письму является непростым в усвоении процессом для детей любых категорий. И большинство детей испытывают трудности в его изучении. Но при совместной работе учителей, психологов и родителей, возможно перейти на новый уровень образования, который поможет объединять обучение детей всех категорий.