Публикации Презентация на тему "Педагогический процесс как целостная динамическая система"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Презентация на тему "Педагогический процесс как целостная динамическая система"
Автор: Абенова Кымбат Карасаевна

Внеурочная деятельностьв образовательных организацияхВнеурочная деятельность входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса школы. Выбранные школой в 1–4 классах курсы являются образовательными учебными программами внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования. Данные курсы продолжают учебные программы по следующим предметам: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, физическая культура. Цель организации внеурочной деятельности: достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; создание благоприятных условий для развития ребёнка. Задачи внеурочной деятельности школы: - обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в школе, - организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся; - включение учащихся в разностороннюю деятельность; - формирование навыков позитивного коммуникативного общения; - развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; - воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; - развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни; - углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям:-спортивно-оздоровительное-духовно-нравственное-общеинтеллектуальное-общекультурное-социальноеДанные направления являются содержательным ориентиром для выбора форм и видов деятельности обучающихся, основанием для разработки программ внеурочной деятельности. Каждое направление имеет свои целевые установкиВиды внеурочной деятельности:-Игровая деятельность-Познавательная деятельность-Проблемно-ценностное общение-Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)-Художественное творчество-Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)-Трудовая (производственная) деятельность-Спортивно-оздоровительная деятельность-Туристско-краеведческая деятельностьРеализация внеурочной деятельности через систему дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации общеобразовательных дополнительных программ (Программ внеурочной деятельности), оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. Плюсы дополнительного образования заключаются в том, что оно предоставляет широкий выбор для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности самоопределения и самореализации ребенка.Планируемые результатыВсе виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общегообразования ориентированы на достижение определенных воспитательныхрезультатов.Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственноедуховно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том илиином виде деятельности.Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Воспитательным результатом внеурочной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности. Уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности: - первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе); - второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; - третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях: - представление коллективного результата группы обучающихся; - индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося; - качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся. К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности детей. Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр. Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио — накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.Взаимосвязь планируемых результатов и форм внеурочной деятельности:Планируемые личностные результаты:Спортивно-оздоровительное направление:-Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека;-Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье;-Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;-Способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье;-Сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре;-Сформированные   представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;-Приобщение к разумной физической активности, сформированная потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.Духовно-нравственное направление:-Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция;-Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;-Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормам; сформированная коммуникативная компетенция;-Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;-Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;-Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;-Знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.Общеинтеллектуальное направление:-Осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству;-Потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности;-Сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно- практической деятельности;-Сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации);-Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения-Способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию;-Освоение механизмов самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром;-Формирование внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и психологических возможностей каждого ребенка.Общекультурное направление:-Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;-Понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;-Способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;-Сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе;-Сформированная потребность повышать сой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности;-Способность взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, на нравственно-этических началах;-Знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.Социальное направление:-Овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни;-Сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом;-Достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия;-Сформированные компетенции социального взаимодействияс обществом, общностью: сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность;-Умение коммуникативно взамодействовать с окружающими людьми, овладение социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;-Ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности.