Публикации
Элементы методики развития выразительности речи младших школьников посредством проектных задач
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Элементы методики развития выразительности речи младших школьников посредством проектных задач
Автор: Лесовая Анастасия Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Элементы методики развития выразительности речи младших школьников посредством проектных задач
Автор: Лесовая Анастасия Валерьевна
Лесовая Анастасия Валерьевнаучитель начальных классовГБОУ «Гимназия № 8 им. Н.Т. Хрусталёва»Г. СевастопольЭлементы методики развития выразительности речи младших школьников посредством проектных задачАннотация. Статья посвящена представлению элементов методики по использованию проектных задач как средства развития выразительности речи младших школьников. Актуальность темы обусловлена обнаруженным недостаточным уровнем сформированности выразительности речи младших школьников. Данная статья призвана помочь учителям и студентам в организации деятельности развития выразительности речи средствами проектных задач.Ключевые слова: проектные задачи, младшие школьники, элементы методики, средство развития выразительность речи.В последнее время в педагогических кругах активно обсуждаются вопросы модернизации российского образования, достижения новых образовательных результатов. Особой актуальности приобретает сегодня проблема развития творческой, компетентной личности, которая, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования третьего поколения (ФГОС НОО третьего поколения) [1] обусловлена необходимость создания новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, к поиску и разработке новых технологий образования. Это касается вопроса развития выразительности речи.Общеизвестно, что только развитая выразительная речь позволит учащимся свободно и эффективно общаться с окружающими людьми в различных коммуникативных ситуациях, точно и лаконично выражать свои мысли и чувства, понимать собеседника. Выразительность на современном этапе развития информационного общества рассматривается как важный показатель языкового развития и речевой культуры личности. Выразительность речи является понятием неоднозначным, определение его сущности носит дискуссионный характер. Анализ лингвистических, педагогических, методических и др. источников выявил неоднозначное толкование понятий. В риторике выразительность речи может проявляться в ясности и точности. В лингвистике - на всех языковых уровнях. В педагогике сущность понятия «выразительность речи» обусловлено использованием в речи различных речевых средств и используется для проявления индивидуальности автора. Как видится, в определении понятия «выразительность» чёткого определения не существует, оно подменяется простым перечислением компонентов, характеризующих его. В контексте исследуемой проблемы, под выразительностью речи мы будем понимать такую речь, в которой оптимально используются лексические, грамматические, морфологические, стилистические и интонационные языковые единицы как средства коммуникации. Данное утверждение опирается на концепцию Б.Н. Головина, о необходимости типологии выразительности речи, поскольку средства языка входят в различные области языковой структуры [4]. В связи с требованиями ФГОС (НОО) [1] и примерной основной образовательной программы [2], а также психологическими особенностями младших школьников, связанных с усвоением родного языка и культуры, в выразительности наибольший интерес будут иметь лексические и интонационные средства. Они явились предпосылкой создания критериев проверки выразительности речи. Были выделены три критерия: интонационная правильность воспроизведения высказывания и стихотворного текста, восприятие и использование средств лексической выразительности речи, использование интонационных и лексических средств в собственной письменной речи. Данные критерии легли в основу диагностического исследования. Исследование выразительности речи младших школьников было проведено на базе ГБОУ г. Севастополя СОШ № 45 в 3-Б и 3-В классах. Общее количество детей: 50 человек. Для проверки, учащимся были даны задания, учитывающие все стороны, определяющие интонационную и лексическую выразительность. Они показали, что в обоих классах на высоком уровне развития выразительности речи находятся 7 человек, что в процентном соотношении составляет 14 %, стандартный уровень у 19 учащихся, это составляет 38 %, а низкий уровень у 24 человек, что в процентном соотношении составляет 48 % учащихся. По общим результатам наблюдается недостаточный уровень развития выразительности речи учащихся.Также, было проведено входное исследование на базе ГБОУ «Гимназия № 8 им. Н.Т. Хрусталёва» в 4-х классах. Результаты данного исследования показали низкий и средний уровни развитости выразительности речи. Что позволило предположить, что недостаточное внимание выразительности речи может привести к нежелательным последствиям – несформированности речевых навыков, к не состоятельности в формулировании письменных и устных высказываний. Как видим, для того чтобы развивать выразительность речи младших школьников требуется новый инструмент, который был бы ориентирован не на трансляцию знаний о средствах языка, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной деятельности. Таким инструментом является проектная задача.Для понимания сущности проектной задачи как инструмента развития выразительности речи младших школьников необходимой является характеристика истоков её появления в образовательном процессе.Проектная деятельность не является новым течением в образовании. Её истоки зародились ещё в 20-е годы нынешнего столетия в США. Технологию «метод проектов» называли также методом проблем так как он был связан с идеями гуманизма в философии, которые разработал Дж.Дьюи и В. Х. Килпатрик. В 1905 году в России под руководством отечественного педагога С. Т. Шацкого был создан небольшой кружок из научных деятелей, которые своей целью ставили активное использование метода проекта в преподавании.В толковом словаре, проект (от лат. projectus, букв. - брошенный вперед)- замысел, план.С точки зрения известного педагога, доктора педагогических наук, автора обобщившего знания о методе проектов Е.С. Полат «суть метода проектов – стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.[5 ,c.66]Таким образом, проектная деятельность сочетает в себе соединение знаний полученных учащимися и практических действий, которые должны быть ими совершены в результате их применения.Ряд исследователей, А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина, М.В.Енжевская, К.Н.Поливанова, С.В.Клевцова и др. считают что, проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников, в начальной школе «должна происходить пропедевтика проектной деятельности подростка [3,с.172]. По мнению, А.Б. Воронцова «более тщательный анализ того, что в современной школе называют проектной деятельностью выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы, либо простое присвоение названия «проект» всему, что только не делается…» [3, с 5.]. Резюмируя сказанное, нельзя не согласиться с мнением А.Б. Воронцова, что проектная деятельность сложна для младших школьников. Перенос способов работы из основной школы в начальную, неэффективен и вреден для младших школьников, так как теряется их интерес к познанию. Что такое проектная задача? Под проектной задачей, вслед за А.Б. Воронцовым [3] мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача носит принципиально групповой характер. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.Цель статьи: представить некоторые элементы методики развития выразительности речи посредствам использования проектных задач.Анализ проблемы развития выразительности речи, а также современный инструментарий, который может быть направлен на её решение, выявил необходимость в создании и апробации экспериментальной программы по развитию выразительности речи учащихся 4 классов посредством проектных задач на уроках литературного чтения.Программа исследования включает в себя несколько этапов:Вводный ( октябрь-ноябрь) Цель: ознакомить младших школьников с средствами выразительности, вызвать к ним интерес, подготовить детей к выполнению более сложных дальнейших этапов работы.Интоннационный этап (декабрь - январь) Цель: дать представление о средствах интонационной выразительности, научить использовать логическое ударение, паузы и др. средства интонационной выразительности в собственной речи, выделять их в худ. речи.Лексический этап ( февраль - март) Цель: дать представление о средствах языковой выразительности, пополнить словарный запас детей, научить видеть их в худ. текстах, использовать в собственной речи.Творческий интонационно-лексический этап (апрель - май) Цель: свободное использование детьми интонационных и лексических средств выразительности в собственной устной и письменной речи.Каждый из этапов предполагает чётко определённую периодичность проведения проектных задач. Выделяется 4 этапа, по 4 проектных задачи на каждый из них. Всего – 16 проектных задач. Для решения каждой из них было дано определенное количество уроков от (2 до 10) уроков в зависимости от поставленной цели.Представим наглядно модель построения исследования по развитию выразительности речи младших школьников на рис.2 .Данная схема свидетельствует о том, что развитие выразительности речи должно быть целесообразным. Цель исследования: повышение качества развития выразительной стороны речи учащихся 3-4 классов посредствам проектных задач. Цель опирается на концепцию, комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения. На основе концепции выдвигается гипотеза исследования то есть предположение. Из неё вытекают содержание деятельности (программа эксперимента) и собственно сама деятельность. Которые должны быть подчинены определённым критериям оценки результатов деятельности. Из результатов деятельности можно подтвердить реализацию гипотезы или же опровергнуть.На основе данной схемы будет реализована модель построения формирующего эксперимента.В основу формирующего эксперимента положена следующая типология проектных задач.1. Задачи на внедрение открытия (самостоятельное применение решения проблемы, проектирование целостной структуры объекта или объектов). (по К.Н. Поливановой)2. Задачи самоконтроля (контрольные работы, защита проектов); (по А.Н. Савенкову)3. Задачи - «рефлексии» (работа над ошибками и совершенствование проекта). (по А.В. Воронцову) Представим наглядно фрагмент программы формирующего эксперимента в таблице 3.Представим на примере реализацию одной из проектных задач исследования. Она относится к реализации первого этапа эксперимента. Проектная задача на тему «Что за прелесть эти сказки!...».Данная проектная задача реализовывалась в течение 5-ти уроков. Все задания первоначально выполнялись под руководством учителя. На уроках были использованы презентации и наглядные пособия по лексической и интонационной выразительности.Первый урок на тему «Русские народные сказки. Обобщение.» был проведён с целью выявления фактических знаний детей о выразительности речи, а также знакомства с работой в группах, с понятием «проектная задача».На данном уроке, детям предлагались задания, которые способствовали выявлению знаний и умений детей о выразительной речи, например: задание «Найди устаревшие слова в сказке, которые делают её выразительной», дети должны были найти их и записать в свою тетрадь. Также, на лексическом уровне детям предлагалось «Найти и назвать устойчивые выражения из сказок». На уровне интонации детям было предложено послушать аудиофрагмент сказки «Петр I и мужик» и назвать, что делает речь актёра, который читает данную сказку, выразительной, а также разъяснены средства интонационной выразительности, составлен дидактический плакат, который впоследствии помог им определить в отрывке из сказки логическое ударение, паузу и мелодику. По итогу урока проведена рефлексия «Я смог…», и «Я попробую в следующий раз…». Работа детей велась в группах. Детям было разъяснено понятие «проектная задача». Это понятие не явилось новым для детей, т.к. их учитель занимается с ними проектной деятельностью и у детей есть начальные представления о работе над проектом и решения проектных задач.На втором уроке решения данной проектной задачи, под названием «А.А.Э. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон», дети работали в парах. Были даны задания на лексическом уровне, например: «Найдите в тексте и назовите, слова которые употребляются в переносном значении, а также слова сравнения». На интонационном уровне было дано задание, например: «Прослушайте аудиозапись диалога встречи Крошки Нильса и Бертиля и карандашом (под руководством учителя) выделите паузы, логическое ударение, мелодику». Дети успешно выполнили задания, а после выразительно по-ролям прочли диалог.Третий урок «Книги Джанни Родари. Дж. Родари «Эти бедные привидения». Целью данного урока явилось продолжение знакомства с интонационными характеристиками, составление интонационного рисунка стихотворения, а также пояснение незнакомых слов и выражений (фразеологизмов). Детям продолжили слаженно работать в группе. Им были даны следующие задания на лексическом уровне: «Поясни слова и выражения из сказки», на интонационном «Составь интонационный рисунок 2 строфы стихотворения Дж. Родари «Письмо фее». Дети под руководством учителя разобрали 1 строфу, 2-ю строфу разобрали в группах, и 3-я строфа была задана на дом. В целом дети успешно справились с поставленными задачами. Четвёртый урок «К.В. Драгунская Лекарство от послушности». На данном уроке дети продолжили поверхностное знакомство со средствами лексической и интонационной выразительности. Были даны следующие задания: «Словесно нарисуй гномика используя устойчивые выражения из сказки», «Составь интонационный рисунок фрагмента сказки», «Разыграй диалог детей и учительницы из сказки». Последним уроком в этом цикле стал пятый урок – решение проектной задачи «Путешествие в мир сказок». По результатам длительной работы решения заданий на предыдущих уроках была составлена дорожная карта «Путешествие в мир сказок» с аналогичными заданиями, которые дети должны были решить самостоятельно в группе. Дети самостоятельно успешно справились с поставленной перед ними задачей. Все путешествие по миру сказок было разделено на станции «Русские народные сказки», «Авторские сказки», а также станция «Театральная». В путешествии детей сопровождал герой «Сказочник» который придумывал для них разнообразные задания. Задания выполнялись по времени не более 3 мин. На первые 2 станции и 5 мин. на станции «Театральная».Все выше изложенное, акцентирует внимание на социальные аспекты проблемы развития выразительности речи, а именно её лексической и интонационной стороны овладение ими младших школьников. Нацеливает на поиск средства развития выразительности речи, в связи с чем была разработана программа, призванная развить выразительность речи младших школьников средствами проектных задач. На данный момент разработанная программа реализуется в условиях реального массового обучения и воспитания в начальной школе.Статья не в полном объёме освещает аспекты развития выразительности речи средствами проектных задач и открывает перспективы для дальнейших исследований.Список литературыПриказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) – Режим доступа: (дата обращения: 02.01.2023) Примерная программа начального общего образования. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М: Высшая школа, 1998, 320стр. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : [учебное пособие] / [Е. С. Полат и др.] ; под ред. Е. С. Полат. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2009.