Публикации Плюсы и минусы дистанционного образования в России

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Плюсы и минусы дистанционного образования в России
Автор: Беляева Елена Юрьевна

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЙ ФГОС НОО Актуальность обосновывается тем, что в условиях внедрения новых государственных образовательных стандартов начального общего образования, где одними из приоритетных задач выступают овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка. В процессе формирования коммуникативных компетенций главная роль принадлежит языковому образованию, направленному: на осмысление ценности языка; формирование способности к конспективному изложению мыслей в устной и письменной форме; формирование умений и навыков самостоятельной учебной деятельности, образующих познавательную основу усвоенных языковых единиц; приобретение навыков культурного отстаивания своей точки зрения в диалоге; развитие готовности к решению практических задач на основе имеющихся теоретических знаний. Можно отметить две взаимосвязанные стороны языковой личности: а) умение самостоятельно осуществлять с текстом функциональные действия – воспринимать, воссоздавать, преобразовывать, дополнять, транслировать на основе знания самого языка и его норм, соответствующих языковым уровням; б) умение общаться в любой ситуации, осмысливая предстоящие коммуникативные задачи, при этом грамотно коммуницировать – выслушивать, договариваться, отыскивать оптимальные решения, обосновывать свою точку зрения, соблюдать культурно-речевые нормы . Для успешного осуществления процесса формирования функциональной грамотности, способствующего становлению языковой личности младшего школьника, необходимо использовать компетентностный, личностно-ориентированный и лингводидактический подходы. Личностно-ориентированный подход, предполагающий максимальную ориентацию на индивидуальные потребности и способности каждого обучаемого, его реальные возможности, познавательную сферы и мотивы. В современной системе общего образования компетентностный подход направлен на формирование у обучающихся тех теоретических знаний и практических навыков, которые оказываются необходимыми как в решении учебно-познавательных задач, так и для конструктивного разрешения проблемных ситуаций, возникающие нередко в повседневной жизни. В лингвистическую компетенцию, дополнительно к вышеперечисленным компетенциям, мы еще включаем: способность к выражению собственных мыслей в устной и письменной форме; лингвистическому анализу с использованием совокупности правил, регулирующих языковую деятельность. Мы пришли к выводу, что формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках реализации нового ФГОС НОО будет осуществляться наиболее результативно, если будут соблюдены определенные педагогические условия:Первым педагогическим условием выступает формирование лингвистической компетенции, основанной на системном освоении языковых единиц в их целостности и многообразии. Второе педагогическое условие связано с развитием у младших школьников способности к ведению диалога, позволяющего результативно общаться с родителями, одноклассниками, учителями.Третьим педагогическим условием, выступает овладение младшими школьниками рефлексивными действиями, выраженными в способности к переходу от непосредственного процесса деятельности к формирования позитивного осмысленного отношения к ней и способствующими усвоению языковых норм и правил в речевой деятельности.