Публикации
"Рефлексия как условие продуктивной педагогической деятельности"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Рефлексия как условие продуктивной педагогической деятельности"
Автор: Кулявцева Анастасия Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Рефлексия как условие продуктивной педагогической деятельности"
Автор: Кулявцева Анастасия Владимировна
Рефлексия как условие продуктивной педагогической деятельностиВ современных условиях быстрого динамического развития науки и накопленных человечеством знаний, широких и быстрых социальных изменений и условий социализации личности требуется пересмотр и внесение коррекций в установившиеся многовековые традиции способов передачи накопленного человечеством опыта и знания молодому поколению.Успешное профессиональное становление личности зависит от ее способности адекватно оценивать себя и свою профессиональную деятельность, то есть от того, в какой степени специалист способен к рефлексии (О.С. Анисимов, А.К. Маркова, С.Ю. Степанов, Г.П. Щедровицкий). Теоретико-методологические вопросы, связанные с исследованием рефлексии раскрыты в работах Н.Г. Алексеева, А.А. Бодалева, А.А. Зака, С.Э. Ковалева, И.С. Кона, Е.А. Климова, С.Ю. Степанова, Г.П. Щедровинского, И.И. Чесноковой, Х. Хекхаузена и т.д. Как основу профессионального мастерства учителя рефлексию рассматривали А.В. Иванов, Л.А. Кунаковская, И.Д. Лушников, А.К. Маркова, В.А. Метаева, Е.А. Ткач, Е.В. Чеботкевич и др.Анализ педагогических исследований по данной проблематике позволяет утверждать, что рефлексия – это качество необходимое учителю, так как она позволяет наиболее эффективно использовать свои способности, обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности.Только учитель, который сам владеет рефлексией, способен к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию, может помочь ученикам обнаружить в себе потенциал саморазвития, пробудить их личностную активность (О.С. Анисимова, В.Г. Богина, И.С. Ладенко, В.К. Рябцева, И. Н. Семенова, В.И. Слободчикова).Конструированию системы развития рефлексии будущего учителя математики предшествовал анализ современного состояния проблемы развития рефлексии будущих учителей математики в педагогической и психологической теории и практике. Результаты анализа психолого-педагогической литературы показали, что отдельные направления поставленной проблемы привлекали внимание ученых и получили достаточно серьезное обоснование.Опираясь на разных авторов, выделены основные характеристики рефлексии: глубина, обширность, точность, полнота и интенсивность. Показана необходимость разработки системы формирования рефлексии будущего учителя и обосновано содержание и структура системы. И с помощью разработанной системы формирования рефлексии будущего учителя проведен пробный эксперимент, целью которого и было развитие указанных характеристик рефлексии.Проведенное исследование позволяет заключить следующее: целенаправленное развитие рефлексии является одним из наиболее главных элементов целостного процесса обучения, систематическое использование на занятиях различных типов задач, каждая из которых способствует развитию одного или нескольких качеств рефлексии, обеспечивает ее целостное многостороннее развитие;Система формирования рефлексии в процессе обучения математики позволяет обеспечить переход учителей на более высокий уровень сформированности рефлексии.