Публикации Практическая направленность уроков математики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Практическая направленность уроков математики
Автор: Санаева Светлана Николаевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7Выступление на окружном методическом семинареучителей начальных классовПрактическая направленность уроков математики Автор разработки: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7 Санаева С.Н.Практическая направленность уроков математикиОбучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. 24 декабря 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена «Концепция развития математического образования в Российской Федерации». Цель настоящей Концепции: вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности.Современная школа должна давать государству образованных, интеллектуально развитых людей, умеющих мыслить нетрадиционно, способных к поиску решения новых задач. У каждого школьника должны быть сформулированы нравственные и политические идеалы, он должен осмыслить собственное «я», своё место в жизни.Чтобы мои ученики были успешны в жизни, чтобы знания, которые они получают, не были каким – то непосильным грузом, который они оставят за порогом школы, основной целью для себя считаю: заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, воспитать разносторонне развитую, социально зрелую творческую личность. Для выполнения этой цели математика имеет много возможностей. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания.Обдумывая эти проблемы, я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новыми формами деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, действовать, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике.Осуществлять практическую направленность уроков мне помогают:
  • внеурочные занятия (исследовательская работа, решение нестандартных задач, целостное восприятие математики и культуры);
  • нетрадиционные виды уроков (урок – проблема, урок – путешествие, урок – обсуждение);
  • электронные источники знаний (выполнение заданий на платформахУчи.ру, ЯндексУчебник);
  • инновационные технологии (проектная деятельность учащихся и т.д.).
  • Мои ученики являются активными участниками олимпиад и различных марафонов. На платформе Учи.ру в феврале месяце приняли участие в олимпиаде по математике. Из 22 участников – 12 победителей.С 09 по 22 февраля дети участвовали в пробном туре «Я люблю математику» на платформе ЯндексУчебник. Средняя успеваемость по занятию 86%.В данный момент я работаю в 1 классе по программе «Школа России». Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике в 1 классе является выработка у ребят хорошего счета. Однако, однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так и уроку вообще.Поэтому я использую разнообразные формы устных заданий: традиционные (вычислить, сравнить, упростить и т.д.) инетрадиционные: математическая лестница, задача – загадка, работа по схеме, вычисление цепочкой, задачи экономического, экологического содержания, задачи со сказочными героями, задачи логического характера,задача в стихах. При решении задач геометрического характера я использую следующие практические упражнения:
  • закрашивание,
  • классификация
  • выделение признаков, воспроизведение знаний,
  • придумывание орнаментов,
  • составление загадок,
  • исследование,
  • конкурс рисунков, который содержит задание «оживить» определенную геометрическую фигуру.
  • конструирование
  • Ученикам младших классов нужно непосредственно, физически ощущать окружающие предметы и явления, на основе которых создаются представления о понятиях математики. Физические действия – группировка, поиск, манипулирование и строительство – придают соответствующим абстракциям характер.Я хочу предложить Вашему вниманию фрагмент урока математики по теме «Связь между суммой и слагаемыми».Видеофрагмент урокаВ данном видео фрагменте вы увидели, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Поэтому предпочтение в процессе обучения отдаю решению задач практической направленности. Данный подход к работе позволяет добиться метапредметных, предметных и личностных результатов в обучении младших школьников.Ценность математического образования состоит в её практических возможностях, в необходимости её методов и результатов для глубокого понимания практических ситуаций и для познания закономерностей окружающего нас мира. Знания, полученные на уроках математики должны помогать детям в жизни, независимо какую они выберут профессию.