Публикации
Развитие речи дошкольников посредством игры с песком
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи дошкольников посредством игры с песком
Автор: Привалова Татьяна Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи дошкольников посредством игры с песком
Автор: Привалова Татьяна Викторовна
«Развитие речи дошкольников посредством игры с песком»Игры с песком - это увлекательный, творческий и в то же время исцеляющий процесс. Педагог предлагает ребенку поднос с песком, воду и множество различных объектов и материалов для строительства песочного мира (например, домики, деревья, фигурки животных, кукол). На песке можно создавать причудливые картины, ландшафты, бесконечно изменять и перестраивать их согласно своему желанию. Таким образом, в процессе работы с песком малыш из наблюдателя постепенно превращается в творца, строителя своей жизни.[3]Цель: развитие речи, познавательных способностей дошкольников, стабилизация эмоционального состояния ребёнка средствами игры с песком.Методы и приёмы:1) Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения.2) Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации).3) Словесные методы-беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).4) Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).5) Релаксация.6) Концентрация.Прогнозируемые результаты:1) У ребенка снимаются трудности в общении, исчезают страхи и другие расстройства;2) Корректируется поведение (снятие агрессии);3) Совершенствуется развитие мелкой моторики, познавательных процессов;4) Ребенок научится исследовать собственные чувства и желания;5) Ребенок получит опыт эффективного общения со сверстниками;6) Ребенок научится справляться с трудными ситуациями при помощи своих внутренних ресурсов;7) Ребенок расширит свои знания об эмоциях, научится понимать эмоциональное состояние других людей.[2]Возрастная категория: без ограничений.С детьми 3–3,5 лет уже можно заниматься игрой с песком, но это будут различные организованные развивающие игры с песком либо работа с группой. Для детей 6–7 лет характерно проигрывание на песке волнующих проблем и самостоятельное их разрешение, с ними можно заниматься воссозданием сказки или любимого сюжета на песке. Выбор песочницы. Многие специалисты используют разные по цвету и форме песочницы, выбор которых напрямую связан с решением поставленных психологических задач. Например, для работы с агрессией и травмами психотерапевты предлагают пользоваться треугольной песочницей красного цвета. Для сосредоточения на собственной личности («центрирование») используют подносы круглой или квадратной формы. Классической является деревянная прямоугольная песочница 70х50х8 см с крышкой. Внутренняя поверхность имеет светло-голубой цвет, который при работе символизирует воду и небо. [1] Ребенку на выбор предлагаются две песочницы: одна с мокрым, другая с сухим песком, а также цветной песок различной структуры. Песок должен занимать 1/3 объема песочницы.В домашних условиях для игр подойдут пластиковые емкости, контейнер или тазик голубого или светло-синего цвета (желательная высота бортика – 10 см). Лоток из зоомагазина 25х35 см голубого или синего цвета можно использовать для индивидуальных занятий.Игры с песком1. Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; 2. Помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде; 3. Развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации); 4. Стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию; 5. Позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации; преодолевают комплекс «плохого художника». 6. Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества.7. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни. 8. Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет места и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах.[3]Ритуал «приветствие песка»Упражнение «Змейки»: скользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями.Упражнение «Привет, песочек»: дотронуться до песка ребрами ладоней, поводить ручками по песку так, как желает ребёнок.Упражнение «Поток»: набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу. Упражнение «Найди ручки»: закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.[1]Упражнение «Угадай, какой пальчик?»: раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.Упражнение «Пианино»: поиграть на песке, как на пианино.Упражнение «Отпечатки наших рук»: ребенок и взрослый поочередно делают отпечатки ладоней на песке. Ладонь вдавлена и слегка погружена в песок. Первым свои ощущения рассказывает взрослый. Он говорит о том, какой песок мягкий или шершавый, какие мелкие песчинки он ощущает кожей. Затем о песке рассказывает ребенок.Упражнение «Дождик из песка»: педагог объявляет, что сегодня в песочнице начался дождик из песка. Ребенку дают возможность почувствовать, как струится песок из кулачка на ладошку, в песочницу, на ладонь взрослого. Затем педагог делает дождь ребенку на ладошку. Это упражнение снимает агрессию.Упражнение «Следы на песке»: упражнение проводится в форме игры. Ведущий предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке. Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка....а далее "полет вашей фантазии".Упражнение "Прятки": при помощи этой игры педагог может выяснить, что беспокоит ребенка и от чего он хотел бы избавиться. Ребенку предлагается закопать в песок один или несколько предметов из выбранных 12. Педагог не смотрит на процесс пряток. После этого ребенок отыскивает один за другим спрятанные предметы и рассказывает о каждом.Упражнение "Тематический мир": ребенку предлагается построить мир на одну из выбранных тем: «Моя семья», «Мои друзья» и тд.Упражнение песочная фея: в моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.Упражнение «Звуки леса»: релаксационное упражнение с использованием музыкального сопровождения.Упражнение «У бабушки в деревне»: взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.[4]На заметку! Во время занятий с песком рекомендуется проговаривать испытываемые ощущения, это способствует развитию речи и мышления ребенка.Список использованной литературы1. Грабенко Т. М., Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. - Практикум по песочной терапии.- СПб.: «Речь», 2002.-224с.2. Грабенко Т. М., Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. - СПб: Питер. - 1998. - 128 с.3. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь,2006.-176с.4. Ресурсы интернета.