Публикации
Конспект урока русского языка в 6 класс "Собирательные числительные"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока русского языка в 6 класс "Собирательные числительные"
Автор: Залялетдинова Гульчачак Муллануровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока русского языка в 6 класс "Собирательные числительные"
Автор: Залялетдинова Гульчачак Муллануровна
Урок открытия новых знаний в 6 классе.Тема урока «Собирательные числительные»Залялетдинова Гульчачак Муллануровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Многопрофильный лицей №185»Цели урока: предметные: формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении, употреблении в речи;формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные. метапредметные: формирование умений определять цель предстоящей деятельности; коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи. Тип урока: урок открытия новых знанийМетоды: исследовательский, эвристический.Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парнаяОборудование: ноутбук, электронная доска, раздаточный материал, учебник.Планируемый результат: уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.Ход урокаІ. Организационный моментПриветствуются обучающиеся, проверяется их готовность к уроку, создаётся эмоциональный настрой.- Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов (слайд 1).ІІ. Мобилизующий этап. - Мы сегодня с вами узнаем много интересного о числительных, открывая для себя новое, интересное и полезное в этой части речи .- Начнём с небольшой разминки. Прочитайте сочетания с числительными, которые будут появляться на (слайде 2). Задание: - Найдите «Третий лишний». Подчеркните эти числительные.(Слайд 4)1) первый, миллионный, двое;2) семь, пять, шестеро;3) две третьих, три пятых, четвероIII Формулирование темы и цели урока- Что обозначают «лишние» числительные?Ответ: количество предметов как единое целое- Как называются данные числительные? Ответ: собирательные числительные- Запишем тему урока: «Собирательные числительные».(Слайд 6)- Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке?(Слайд 7)Ответ:- какие числительные называются собирательными;- что они обозначают;- как образуются;- с какими именами существительными могут сочетаться;- как склоняются;- каким членом в предложении являются;- как правильно употреблять собирательные числительные в речи.Есть еще один вопрос, на который мы должны будем сегодня с вами ответить, но его я сформулирую для вас сама.5)В чём особенность употребления числительных оба и обе?IV. Изучение нового материалаМы сказали, что собирательные числительные обозначают количество как единое целое, отвечают на вопрос СКОЛЬКО? А от чего образуются собирательные числительные?(8-9 слайд)Задание №3 (работа у доски)- От данных числительных образуйте собирательные числительные:Два- двое, три – трое, четыре – четверо, пять – пятеро, шесть – шестеро, семь – семеро, восемь – восьмеро, девять – девятеро, десять – десятеро.К доске пойдет… Вам нужно образовать и записать от данных числительных собирательные, если это возможно.Вывод: собирательные числительные – это числительные от 2 двух до 10 десяти. - Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно употреблять собирательные числительные в речи? (Отвечают) - Рассмотрите таблицу. Расскажите, как образуются собирательные числительные и с какими существительными сочетаются? (слайд 9)- Собирательные числительные образуются от количественных от 2 до 10 с помощью суффиксов -ой-, -ер - В чем же особенность собирательных числительных? Рассмотрите таблицу (слайд 10-11 ). Собирательные числительные сочетаютсяс существительными, обозначающими лиц мужского пола; Надо говорить пять подруг, а не пятеро подруг!!! с существительные, обозначающие детей или детёнышей животных; с существительными, употребляющимися только во множественном числе. - Давайте рассмотрим картинки и ответим, почему под некоторыми из них имеются прочерки? (Слайд 12)- Давайте рассмотрим следующие картинки, какое числительное будет уместно использовать? ОБА -ОБЕ? (Слайд 13) -Сделаем вывод ребята. С какими существительными сочетается числительное ОБА-ОБЕ.(ОБА – сочетается с существительными мужского и среднего рода: Оба брата учатся в нашей школе. Оба карандаша красные. Оба письма от дедушки.ОБЕ – с существительными женского рода: Обе девочки совсем маленькие. Ты съел обе конфеты!)- Мы с вами ответили на несколько пунктов нашего плана. Давайте рассмотрим, как собирательные числительные склоняются по падежам. (Слайд 15) (Работа в тетрадях)- Выделите окончания у числительных и прилагательных. Сделайте вывод.Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.-И у нас остался еще один вопрос: в чем особенность склонения числительных ОБА-ОБЕ? Давайте посмотрим следующий слайд- Рассмотрите запись на слайде и ответьте на вопрос: (слайд 17)- Как склоняются? Числительные ОБА-ОБЕ? (Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода и имеет основу “обо”, а числительное “обе”с существительными женского рода)VI. Физминутка. - Поработали – отдохнем.Если называю собирательное числительное – встали, если числительное, обозначающее целое число, - сели.Двое, десять, пятеро, десятеро, одиннадцать, семеро, восемь, шестеро.VІI. Закрепление нового материала.- Мы познакомились с собирательными числительными. Теперь выполним задания.3) Вставьте собирательные числительные оба, обе, учитывая род существительных. Работа на карточках. Взаимопроверка. (слайд 18)1) По______ сторонам дороги тянулся густой лес.2) Малышка крепко держала куклу______ руками.3) ______ братьев приняли в спортивную школу.4) Склоны______оврагов размыты дождями.5) В_______случаях ответ был неверным.- Индивидуально у доски упр. 469, с последующей проверкой(Работа с учебником) VІІI. Самостоятельная работа - Проверим, чему вы научились сегодня на уроке.Решите данные тесты у себя в тетрадях. Проверка. (слайд 20) ТестНайди ошибку:двое подруг двое котят двое учеников нас двое Найди ошибку:семеро козлят четверо женщин четверо друзей пятеро котят Найди ошибку:на обоих журналах на обеих берегах обе подруги оба друга Найди ошибку:трое ножниц семеро кошек семеро парней Обоих ребят - Поиграем в игру «Знатоки пословиц»(парная работа)Ребята, мы знаем, что пословицы отражают обычаи, образ мысли и жизнь каждого народа. Существует большое количество пословиц, в которых присутствуют имена числительные. Особое место здесь занимают числительные семь и три. Для этого нам нужно поделится на две команды. Я буду задавать вопрос, вы посоветуйтесь с соседом пот парте и ответьте на вопрос.VІІІ. Рефлексия (слайд 23)- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Все ли вам понятно? Мне важно узнать ваше мнение. У вас на партах лежат карточки. Подпишите их и ответьте на несколько вопросов(слайд 22).- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Итак, мы познакомились с собирательными числительными и научились правильно использовать их в речи и на письме).ІX. Домашнее задание: п. 77 (слайд 22)Упражнение 470