Публикации
Система оценивания образовательных достижений.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система оценивания образовательных достижений.
Автор: Лисянская Ольга Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система оценивания образовательных достижений.
Автор: Лисянская Ольга Викторовна
Система оценивания образовательных достижений.Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые социальные требования к системе школьного обучения. Это требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности.Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает учитель с учетом развития каждого ученика.Технология оценивания учебных действий соответствует системе оценивания ФГОС и строится на основе следующих общих принципов: оценивание является постоянным процессом, может быть только критериальным, оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия, как отреагируют родители. Над развитием самооценки мы учителя начинаем работать уже с первого класса, когда оценка учащегося опережает оценку учителя. Несовпадение этих двух оценок порождает необходимость выработки критериев оценивания, что позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую задачу. К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.Объектом оценки являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:самоопределение –сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. С вводом ФГОС появилась необходимость диагностики результатов личностного развития. Такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.Сейчас мы проходим достаточно трудный путь реализации требований ФГОС нового поколения. Школе требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.Список литературы Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009 - № 5 - С. 21 - 31. Деменева И.А., Красных О.А. Механизм разработки программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» в условиях перехода на ФГОС НОО // Пермский педагогический журнал. - 2012 - № 3. Енжевская М.В. Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях безотметочной системы // Человек и образование. - 2010 - № 2 - С. 112-118. Иванова И.В. Учебное сотрудничество как средство формирования у учащихся оценки результата деятельности // Начальная школа до и после. - 2011 - № 2. Кузнецова О.В. Формирование регулятивных учебных действий на основе безотметочного обучения // Человек и образование. - 2014 - № 3 (40). Кузьмина Е.Г. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся 1-й ступени // Начальная школа до и после. - 2011 - № 2. Матвеева Е.И., Панкова О.Б., Патрикеева И.Е. Критериальное оценивание в начальной школе. Пособие для учителя (из опыта работы) / 3-е изд. // М.: Вита-пресс, 2012 - С. 168. Проничева Е.В. Уровни контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова. - 2008 - Том 14 - С. 28 - 32. Свиридова Л.А., Белогородцева Е.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий - контроля и коррекции у учащихся начальной и средней школы // Эксперимент и инновации в школе. - 2014 - № 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // М.: Просвещение, 2010. Хлыстова Н.В. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников // Пермский педагогический журнал. - № 4 - 2013. Щур В.Г. Методика изучения представления ребенка об отношениях к нему других людей. / Психология личности. Теория и эксперимент. - М., 1982.