Публикации Публикация статьи: "Психолого - педагогические основы при коррекционной работе с детьми ОВЗ"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Публикация статьи: "Психолого - педагогические основы при коррекционной работе с детьми ОВЗ"
Автор: Баркова Дарья Владимировна

Статья: "Психолого - педагогические основы при коррекционной работе с детьми ОВЗ"Автор: Баркова Дарья ВладимировнаВоспитатель МБДОУ д/с N4 г. Куса "Психолого - педагогические основы при коррекционной работе с детьми ОВЗ"Взаимодействие педагога-психолога в детском саду начинается с общих задач. В связи с ФГОС и новым законом об Образовании тема взаимодействия стала более актуальной.Из перечня поручений Президента по итогам заседания Президиума Государственного Совета следует, что количество учащихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» увеличится уже в следующем году, следовательно, число дефектологов увеличится. Так же в настоящее время отмечается увеличение числа детей, имеющих различные нарушения. Очевидно, что такие дети нуждаются в особых психологических и коррекционно-педагогических условиях развития и обучения. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. Это дети с ОВЗ с задержкой психического развития, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с расстройством аутистического спектра и другие.Основная задача работы в группе для детей с ОВЗ – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень умственного, физического и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.Особенностью детей с ОВЗ является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности, эмоционально-волевой сферы. У детей отмечается отклонение в приеме и переработке информации. Эмоциональная сфера детей с ОВЗ неустойчива, некоторые дети легко возбудимы, другие вялые.В  ДОУ для детей с ОВЗ создаются специальные условия. Коррекцию интеллектуальных нарушений осуществляет учитель-дефектолог. Педагог-психолог занимается развитием эмоциональной сферы. Чтобы работа была более эффективной нужно тесное взаимодействие специалистов, так как у детей с ОВЗ наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: небольшой объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности. Со стороны эмоционально-волевой сферы так же наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость или общая заторможенность, замкнутость, тревожность, замкнутость, обидчивость, плаксивость. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение и взаимодействие не будут эффективным, если его участники не способны управлять своими эмоциями.Совместная деятельность специалистов особенно важна в работе с детьми с нарушениями в развитии, так как психолог и дефектолог не только могут совместно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей данной категории, но и грамотно скоординировать работу всех педагогов и воспитателей ДОУ, родителей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.Целью совместной работы педагога-психолога и учителя-дефектолога является обеспечение диагностико – коррекционного, психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями воспитания.Общие задачи:– Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога идефектолога как условие интеллектуального и личностного развития ребенка.– Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.– Разработать систему работы и формы взаимодействия дефектолога и психолога в условиях дошкольной образовательной среды.Задачи педагога-психолога:
  • Углубленная диагностика развития познавательной и эмоциональной сферы детей.
  • Развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими.
  • Стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, мнестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
  • Развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения).
  • Развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом.
  • Воспитание навыков самообслуживания.
  •          Задачи учителя дефектолога:∙ Углубленная диагностика развития познавательной деятельности ребенка,∙ Систематическая коррекционная и развивающая работа с детьми в соответствии с их индивидуальными программами по следующим направлениям:– развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);– развитие речи;– развитие моторики;– развитие математических способностей;– расширение кругозора.∙ Прослеживание динамики развития детей и результата коррекционно-развивающей работы.∙ Оценка интеллектуальной готовности к обучению в школе.∙ Формирование у педагогического коллектива и родителей информационной готовности к коррекционной работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.∙ Координация усилий педагогов и родителей, контроль качества проведения ими работы с детьми.Взаимодействие между педагогом-психологом и учителем-дефектологом реализуется по следующим направлениям:1. Диагностическая работа.2. Коррекционно–развивающая работа.3. Аналитическая работа4. Консультативно-просветительская.1.Совместная диагностическая работа заключается в углубленномкомплексном обследовании детей с ОВЗ с целью обеспечения им психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе. Совместное диагностическое обследование ребенка педагогом-психологом и учителем-дефектологом помогает выявить актуальный уровень психического развития ребенка и на основе этого выбрать педагогическую стратегию по отношению к каждому воспитаннику, правильно скоординировать совместные действия специалистов по преодолению нарушений, имеющихся у ребенка. Педагог-психолог и учителЬ-дефектолог планируют индивидуальные и групповые занятия по развитию внимания, памяти, мышления, моторных навыков, а также в формировании у ребенка правильной самооценки.Коррекционно-развивающая работа с детьми строится на основе теории интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала. Концентрированное изучение темы служит также средством установления более тесных связей между педагогом-психологом и учителем-дефектологом, так как специалисты работают в рамках одной лексической темы.Например, если запланирована тема «Овощи», то учитель-дефектолог на этом материале повышает познавательную активность детей и при этом развивает психические процессы, такие как мышление, память, внимание, восприятие, воображение, обогащает словарь, развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием связной речи.Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, используя игры и задания в соответствии с данной темой. На специально разработанных занятиях педагога-психолога дети постепенно осваивают приемы мышечного расслабления, учатся снимать напряжение, повышать самооценку, налаживать отношения с окружающими, так же закрепляют данную тему в играх на развитие эмоционально-волевой сфере.Например, игра «Ругаемся овощами». Так же организуются игры, упражнения на развитие мелкой моторики.3. Аналитическая деятельность позволяет нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве психолога и дефектолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.4.Консультативно-просветительская работа обеспечивает непрерывностьсопровождения детей, их семей и педагогов по вопросам созданиядифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания коррекции и развития. Как показала практика, эффективной формой работы с родителями является совместное консультирование педагогом-психологом и учителем-дефектологом, которые предоставляют посмотреть на проблему ребенка с разных сторон.Специалистами ДОУ используются такие формы работы, как:– семинары-практикумы для педагогов ДОУ, где педагоги подробно изучают особенности развития и восприятия информации, а также поведенческие особенности детей с ОВЗ; – праздники и развлечения; – совместное проведение Родительских собраний, «Мастер-классов».Представленный комплексный подход взаимодействия педагога-психолога и учителя-дефектолога позволяет:1. Учитывать индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности;2. Четко сформулировать объективное заключение;3. Наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.Способствовать росту компетентности воспитателей и родителей в области коррекционной педагогики.Таким образом, согласованность действий педагога-психолога и учителя-дефектолога в условиях ДОУ позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.В работе уделяется особое внимание развитию мелкой моторики рук, таким образом, стимулируется речевой центр, что благоприятно влияет на развитие речи.Пальчиковые игры и упражнения являются важной частью при проведении, занятий.В своей работе педагог-психолог и учитель-дефектолог определили эффективные способы развития мелкой моторики:игры с мелкими предметами (мозаика, игры с песком, пазлы, бусы, конструкторы;пальчиковые игры;массаж пальцев и кистей;упражнения с использованием массажного шарика Су-Джок (под рифму) по лексическим темам;кинезиологические упражнения.В процессе взаимодействия учувствует старший воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, воспитатели, родители. Достижение эффективности в коррекционно – воспитательной работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.Таким образом, коррекционно – развивающая работа с детьми ОВЗ многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.Пример игр по тематической неделе «Фрукты. Сад».