Публикации
"Готов ли ваш ребёнок к школе?" консультация для родителей
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Готов ли ваш ребёнок к школе?" консультация для родителей
Автор: Шитова Ирина Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Готов ли ваш ребёнок к школе?" консультация для родителей
Автор: Шитова Ирина Васильевна
Готов ли ваш ребенок к школе?(консультация для родителей) Пора ли ребенку идти в школу? Как выбрать школу? Какая школа лучше? Подобные вопросы волнуют всех родителей, детям которых исполнилось 6 лет. Все эти тревожные вопросы можно объединить в две основные проблемы, которые на языке педагогической науки звучат так: первая — готов ли ребенок к школьному обучению, т.е. будет ли его развитие (социальное, физическое и психическое) соответствовать требованиям школы, не будут ли эти требования чрезмерны; вторая — готова ли школа к обучению ребенка, т.е. сможет ли учесть его индивидуальные особенности, сохранить здоровье и обеспечить условия для его нормального роста и развития. Только в том случае, если совпадут «готовность ребенка» и «готовность школы», обучение в школе не станет тяжелым испытанием ни для ребенка, ни для родителей.Однако что такое готовность, все понимают по-своему. Для одних — это умение ребенка читать, писать и считать (таких родителей, пожалуй, большинство), для других — это способность сосредоточиваться на определенном деле и выполнять его по инструкции, для третьих — это большой запас сведений и знаний по принципу «Всё обо всем» (и чем более разнообразны эти сведения, тем лучше), для четвертых — это желание ребенка быть послушным и выполнять все требования взрослых. Социальное развитие во многом определяет успешность и длительность социально-психологической адаптации ребенка к школе. Несформированность навыков общения может затруднить адаптацию, но не станет препятствием, если учитель, зная об этой особенности ребенка, будет спокоен, доброжелателен и тактичен. На первом этапе обучения (хотя бы в первые полгода) не рекомендуется продленный день.Уровень организации деятельности определяет эффективность учения ребенка, его способность выполнить все необходимые, но посильные для него задания, его возможность внимательно слушать учителя, усваивать новые знания и т.п. Неумение организовать свою деятельность встречается у детей 6—7 лет достаточно часто и может серьезно осложнить процесс обучения. Если у ребенка не сформированы все компоненты организации деятельности (сумма баллов ниже 10), возможно, это связано с неблагоприятным развитием нервной системы. Нельзя исключить влияние тяжелых и частых заболеваний. Причиной может быть и неблагополучная семейная обстановка (пьянство, конфликты в семье и т.п.). При несформированности организации деятельности возможны комплексные трудности при обучении письму, чтению, математике. Для таких детей не рекомендуется школа с интенсивной программой обучения, противопоказаны дополнительные нагрузки в первом классе.Общее развитие ребенка — аспект подготовки, которому уделяется много внимания. Современные дети (за исключением тех, кто растет в неблагоприятных социальных условиях) много видят, слышат, им читают, их развитием активно занимаются.Высокий уровень общего развития порой бывает единственным критерием для выбора школы, и это может создать свои проблемы, особенно в тех случаях, когда выбирается «серьезная» школа, с углубленным изучением предметов. Важно объективно оценить и другие стороны развития ребенка.В тех случаях, когда общее развитие оценивается ниже 10 бал лов (в случае благоприятных условий жизни), необходима консультация специалиста, не рекомендуются школы с интенсивной программой обучения и с углубленным изучением предметов.Развитие внимания и памяти — необходимое условие успешного обучения. Неустойчивое внимание, заторможенность при его переключении или, наоборот, постоянное отвлечение, низкий объем и неустойчивость памяти, трудности при произвольном запоминании также могут осложнить процесс обучения. Однако достаточно часто учебные неудачи ребенка объясняются не слабостью внимания или памяти, а его состоянием (неудовлетворительное здоровье, эмоциональное напряжение, утомление), а нередко и чрезмерно жесткими требованиями родителей.У детей с неустойчивым вниманием, низким объемом памяти возможны комплексные трудности при обучении письму, чтению, математике, которые, как правило, становятся выраженными не в первом, а во втором классе. У таких детей много «пробелов» в обучении, и лучшей тактикой помощи в этом случае является постоянное повторение учебного материала. Программы интенсивного обучения и дополнительные учебные нагрузки даже при очень высоком общем развитии ребенка могут превышать его возможности. Речевое развитие — без определенного уровня развития речи обучение не просто затруднено, а невозможно. Однако несформированность речи встречается часто (почти у 60 % первоклассников). Как правило, это нарушения звукопроизношения, трудности звуко-буквенного анализа, бедный словарный запас, неумение вести диалог и составлять связный рассказ по картинке. При подобной несформированности речи (ниже 10 баллов) необходима консультация (а возможно, и специальные занятия) с логопедом. Индивидуальные занятия с логопедом до школы и в процессе обучения в школе очень эффективны и могут предотвратить трудности при освоении письма и чтения, которые характерны для таких детей.Для детей с отставаниями в речевом развитии не рекомендуются школы с интенсивным обучением и углубленным изучением иностранных языков.Развитие движений и пространственная ориентация — важный показатель развития ребенка. Почти все движения, которым учат ребенка (или он учится сам), — произвольные, самые сложные по организации. К 6—7 годам ребенок должен овладеть элементарными двигательными действиями (особенно бытовыми, самообслуживающими), однако формирование новых движений, особенно таких сложных, как письмо, требует специального обучения.Несформированность (неловкость) моторных действий — частая причина проблем ребенка при усвоении предметов, где требуются хорошие письменные навыки. Поэтому при определении готовности к школе важно иметь в виду не только развитие «больших» движений (бег, прыжки, повороты, развороты, пере вороты и т.д.), но и способность ребенка манипулировать мелкими предметами, умение правильно держать ручку и выполнять простые графические движения (чертить вертикальные и горизонтальные линии, круг, квадрат, треугольник). Детям с несформированностью мелкой моторики необходима специальная подготовка к письму*.Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации — функции, которые можно с полным основанием считать школьно значимыми. При недостаточной сформированности этих функций невозможно научить ребенка хорошо читать и правильно писать. Причем эти особенности развития ребенка могут быть не очень явными, заметными.Детям с подобными недостатками развития не рекомендуются программы интенсивного обучения, ранее (с первого класса) изучение иностранного языка.Личностное развитие — наряду с развитием социальных навыков определяет успешность психологической адаптации ребенка в школе. Однако недостаточная сформированность личностного развития ребенка может быть компенсирована психологически комфортными условиями обучения, личностно ориентированной тактикой работы педагога и доброжелательностью родителей. Для такого ребенка важнее правильно выбрать не столько школу, сколько педагога.Здоровье ребенка — главный фактор, определяющий успешность обучения. К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Среди первоклассников почти 40% часто болеющих детей. Как правило, такие дети болеют раз в полтора-два месяца (по 7—10 дней), долго восстанавливаются после болезни, пропускают много занятий. У этих детей низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Для них характерны комплексные трудности при освоении письма, чтения, математики.Дети с нарушениями психического здоровья могут быть чересчур активны, непоседливы или, наоборот, вялы, заторможенны. Для них характерна резкая смена настроения, неусидчивость, они раздражительны, плохо спят. У таких детей нередки страхи, навязчивые движения. Их школьные проблемы — комплексные (письмо, чтение, математика). Безусловно, таким детям необходима консультация врача-психоневролога. Им противопоказаны интенсивные программы обучения, дополнительные нагрузки. Рекомендуется щадящий режим учебных занятий с одним днем отдыха в течение недели (лучше в четверг), обязателен дневной сон. Строгое соблюдение режима дня (сон, отдых, прогулки, выполнение домашних заданий не больше 1 часа и т.п.).