Публикации Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста на основе синтеза искусств.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста на основе синтеза искусств.
Автор: Рымбаева Валентина Андреевна

Рымбаева Валентина АндреевнаМузыкальный руководитель,МАДОУ «Детский сад №200 Эрудит» гебоксары, Чувашской РеспубликиРазвитие творческого потенциала детей дошкольного возраста на основе синтеза искусств. Музыкальное воспитание детей является одним из ведущих направлений в нашем детском саду. Ребенок с первых дней жизни начинает приобщаться к прекрасному миру музыкального искусства. Это первые шаги его духовного общения с окружающим миром.Поэтому важно уже в раннем дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, а не обучать их попеременно отдельным навыкам. Такие впечатления наши дошкольники получают от восприятия классической музыки, так как в ней отображены: красота природы, человеческие взаимоотношения, переживания, чувства. Классическая музыка стала неотъемлемой частью всей жизни детского сада. Она звучит в повседневной жизни, на занятиях, спектаклях и праздниках. Однако, оказалось, этого мало. Детям необходимы более глубокие знания о классической музыке, как и общение с настоящим искусством. Главное - не обучение музыке, а воздействие через нее на духовный мир ребенка. Не приобретение знаний, умений навыков важно, а устойчивый интерес к музыке, отзывчивость на нее, развитие творческой активности в процессе различных видов художественной деятельности. Понимая ценность дошкольного возраста, как первого этапа становления личности, мы решили взять на себя решение этой проблемы. Для организации целенаправленной систематической работы по вышеобозначенной проблеме я использовала программу Куцаковой Л.В., Мерзляковой С.И. « Воспитание ребенка-дошкольника. Росинка. В мире прекрасного», а также элементы технологии «Прекрасное и ребенок». Программа « В мире прекрасного» - это реализация современной идеи интегрированного воздействия на ребенка различных видов искусства и художественной действительности. Главная задача- становление и развитие личности каждого ребенка, формирование в нем творческого начала. Авторы предоставляют большой простор творчеству педагога. Авторы нацеливают педагогов на развитие у ребенка способности воспринимать окружающий мир глазами художников, стремление самим создавать красивое и доброе. Проанализировав ситуацию в детском саду, мы пришли к выводу, что необходимо развивать творческий потенциал детей в разрезе синтеза искусств. Изучив методическую литературу, имея дополнительное образование и диплом по специальности «Мировая художественная культура», был разработан долгосрочный проект « Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольников». Исходя из вышесказанного, были поставлены собой следующие цели:
  • Воспитание и развитие музыкальной культуры и музыкального вкуса у детей;
  • Формирование мотивационно-ценностного отношения к миру искусства, его осознанное восприятие;
  • Развитие музыкально-творческих способностей ребенка;
  • Формирование нравственно-эстетических качеств личности.
  • Были разработаны:-перспективный план реализации проекта ( по тематике занятий). -циклы комплексных музыкальных занятий с детьми на основе классического репертуара (опера, балет, классическая музыка, ИЗО, художественное слово); -цикл занятий по красоте: «Что такое красота?», « Красота в человеке». -комплекс занятий по творчеству Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Три чуда». -комплекс занятий по творчеству Мусоргского сюита «Картинки с выставки». -цикл занятий интегрированного характера «Музыка и ИЗО» совместно с преподавателем изо деятельности («Разноцветные песенки», «Музыка и настроение»). - цикл комплексных занятий по творчеству П.И. Чайковского. Как показала практика, данные формы занятий помогают детям более глубоко прочувствовать тему, « пропустить ее через себя» и дать волю фантазии и творчеству. Одной из интересных форм работы является выполнение детьми творческих заданий после прослушивания и анализа музыки. Дети передают настроение музыки в творческом движении и игре на детских музыкальных инструментах. Договорившись между собой, дети озвучивают сказку или придуманные ими истории к собственным рисункам на сказочную .Особенно интересной была игра-путешествие по сказке-балету Чайковского «Щелкунчик». Дети превращались в снежные хлопья, передавая пластикой движений мелодичное звучание вальса, придумывали свое сказочное продолжение истории и рассказывали об этом в музыкальных импровизациях. В изобразительном творчестве настроение музыки дети передавали цветовой палитрой рисунков. Словесное творчество детей также наполнено впечатлениями о прослушанных произведениях. Для приобщения детей к музыкальной, театральной культуре, как советуют авторы программы, мы посетили ряд спектаклей Театра Оперы и Балета: «Щелкунчик», «Айболит», мюзикл «Нарспи» (с педагогами). Дети прониклись атмосферой театрального действа, по-особому эмоционально реагировали на звучание симфонического оркестра, восхищались эффектами сценического и освещения. С огромной радостью и желанием дети говорили об актерской игре, их речь была развернута, богата образными выражениями, сравнениями. Большую помощь в выполнении поставленных задач оказывает связь с объектами социальной культуры. А именно:-связь с выставочным центром «Радуга» -связь с детской музыкальной школой № 4 дает возможность детям знакомиться с игрой разных музыкальных инструментов, слушать «живую» музыку, вызывает интерес к игре на музыкальных инструментах своих сверстников;-сотрудничество с Театром кукол, Театром оперы и балета помогает детям погрузиться в атмосферу сказочных грез, волшебства и мечты;-сотрудничество с детской библиотекой им. Чаплиной позволяет детям узнать много нового, благодаря тематическим вечерам, встречам с писателями и поэтами, просмотрам видеопродукции. Знакомя детей с народной, классической, мировой культурой мы не забываем самобытности своей региональной культуры. Стали традиционными чувашские праздники с приглашением известных в городе людей, артистов, деятелей культуры. Работа по данной проблеме велась в трех направлениях: с детьми, педагогами, родителями. Большая работа проведена с педагогами: консультации, семинары-практикумы, совместные походы в театр и концерты, выставки пополняли духовный и эстетический багаж. Диагностические данные по итогам учебного года позволили сделать вывод: интегрированные занятия позволили повысить на высокий уровень показатели: мелодического и тембрового слуха, эмоциональной отзывчивости, развилось творческое мышление. Все эти приемы способствовали значительному обогащению музыкального багажа детей, формированию их творческих способностей. В результате работы по проекту дети познакомились с творчеством классиков, научились слушать их произведения, узнавать и называть их, высказывать свое мнение о прослушанном. У детей сформировались певческие и ритмопластические навыки. Таким образом, практическая ценность организованной нами работы состоит в том, что интеграция видов детской деятельности (музыкально-хореографическая, вокально-певческая, ИЗО деятельность и др.) сквозь призму разных видов искусств позволяет ребенку активно, творчески переживать музыкальное искусство.