Публикации Проектная деятельность

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность
Автор: Парачук Андрей Валентинович

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПедагог был и остается главным субъектом, призванным решать задачи развития образования, а значит, его профессионализм выступает гарантом качества образовательной деятельности. Аттестация педагогических кадров - очень важная процедура, с помощью которой обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава учреждения, что влечет за собой повышение качества образования. Как помочь педагогу подготовиться к этой важной, трудоемкой и ответственной процедуре? Какая система мероприятий будет наиболее эффективной? Основные идеи проекта:
  • сохранение контингента педагогических кадров центра творчества и обеспечение преемственности в профессиональном росте от начинающего педагога, молодого специалиста к мотивированному педагогу, а затем к опытному педагогу-мастеру;
  • повышение престижа педагога дополнительного образования, профессиональной компетенции педагога;
  • культура педагогического труда, осознание педагогом своей ответственности и социальной миссии, интегрированность в профессиональное сообщество;
  • методическая работа как неотъемлемый компонент культуры педагогического труда;
  • самообразование как условие и средство реализации педагогом смысла своего профессионального развития, а также процесс выявления и использования своего личного потенциала, способ познавательной самореализации личности через самопознание и сомоорганизацию;
  • педагогическое мастерство как высший уровень педагогической деятельности, проявляющейся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития учащихся.
  • Цель проекта – формирование мотивирующей среды для развития кадрового потенциала и содействия педагогическому творчеству.Задачи:
  • выявление реального уровня компетентности педагогического работника;
  • реализация личностно ориентированных моделей оценки, расширение мотивационной сферы деятельности;
  • развитие системы проектирования личностных достижений педагогов;
  • формирование у аттестуемого внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, личностного);
  • самостоятельное нахождение личностно значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности;
  • обновление о развитие многоуровневой системы непрерывного образования педагогов;
  • совершенствование сферы самообразовательной деятельности педагогов;
  • систематизация имеющегося опыта педагогов центра творчества;
  • поиск актуального опыта, создание образцов опыта, продвижение опыта.
  • Сроки реализации: _____________________Участники проекта: педагоги дополнительного образования, методисты, заведующие отделами, педагоги-организаторы.Проект состоит из 2 подпроектов (приложение 1-2):
  • «Аттестация» (алгоритм работы аттестационной комиссии центра творчества);
  • «Партнерство» (модель работы с педагогами в межаттестационный период и во время прохождения аттестации) включает 3 спецкурса:
  • Учебное занятие;
  • Образовательная программа и учебно-методический комплекс;
  • Аттестация педагога.
  • Подпроекты взаимособусловлены и связаны единой тактической целью проекта, единым комплексным объектом – профессионально-кадровым потенциалом центра творчества.Каждый из продпроектов имеет свою конкретную цель, задачи, предмет и комплекс практических мероприятий по реализации.Подпроект «Аттестация» направлен на совершенствование кадровой политики центра творчества и формирование мотивирующей модели управления развитием учреждения. Его практическая реализация осуществляется по следующим направлениям:
  • развитие коллегиального управления;
  • обеспечение кадровыми ресурсами и поиск механизмов управления;
  • оптимизация системы аттестации в учреждении;
  • совершенствование системы морального и материального стимулирования.
  • Предмет подпроекта «Партнерство» - система непрерывного образования педагогов, опыт педагогов и их методическая работа. Реализация подпроекта осуществляется по следующим направлениям:
  • обновление и развитие многоуровневой системы непрерывного образования педагогов;
  • совершенствование сферы самообразовательной деятельности педагогов;
  • систематизация имеющегося опыта педагогов центра творчества;
  • поиск актуального опыта, создание образцов опыта, продвижение опыта.
  • Ожидаемые результаты
  • оптимизация системы аттестации, обусловленная требованиями нового нормативного документа «Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования»;
  • рост активности педагогов и, соответственно, увеличение охвата педагогов организованным повышением квалификации, повышение категориального ценза учреждения;
  • актуализация сферы самообразовательной деятельности педагогов;
  • активное использование современных интерактивных форм обучения, интегрирующих научных компонент и практический опыт, технологий самодиагностики собственного профессионального уровня;
  • приращение инновационного потенциала в организации межаттестационного периода;
  • перспективы профессионального роста педагогов.
  • Условия реализации программыОдин из актуальных вопросов организации работы по аттестации является его кадровое обеспечение. Методическое обеспечение проектаПроцедура аттестации многогранна и сложна. Одним из лучших способов ее изучения с научной точки зрения является моделирование. Идея моделирования заключается в создании достоверного, наглядного и простого для понимания описания процесса аттестации. Представленная модель методического сопровождения аттестуемого устраняет несогласованность действий различных субъектов аттестации, гарантирует осознанность включения аттестующегося педагога в экспертизу, объективность аттестационных решений о присвоении квалификационной категории. Модель предполагают использование таких методов работы, которые позволяют органично соединять исследование, обучение и практическое решение. Данную модель можно использовать как систему сопровождения педагога в период всей его профессиональной деятельности.Работа по реализации модели проекта осуществляется пошагово.Первый шаг - выработка общей позиции в вопросах подготовки педагогов к аттестации. На этом этапе аттестация рассматривается как система, обеспечивающая развитие и психологическую поддержку личности педагога. Это длительный процесс совершенствования профессионального мастерства и психологической компетентности личности. Второй шаг — определение принципа повседневного взаимодействия (распределение функций, полномочий и ответственности) на межаттестационный период. Третий шаг — построение определенной модели методического сопровождения аттестуемого, где акцент в проведении аттестации смещен на межаттестационный период.Для системного подхода по достижению перспективных задач аттестации разработаны три взаимосвязанные и взаимопредполагающие друг друга модели. Представленные модели позволяют рассмотреть проведение аттестации педагогических работников комплексно, охватить процедуру в целом, сконцентрироваться на ключевых моментах, связанных, в первую очередь, с повышением профессиональной компетентности и мастерства педагогов, обнаружить «узкие места», противоречия, которые обычно не обнаруживаются либо выглядят менее существенными, чем есть на самом деле. Использование в практической деятельности данных моделей позволит администрации Центра творчества наглядно представить процесс аттестации и объяснить его специфику педагогическому коллективу; организовать службу мотивации и поддержки профессионального роста педагогов; методической службе спланировать процесс сопровождения аттестации; аттестуемым педагогическим работникам оценить свой профессиональный потенциал и составить программу педагогического роста и совершенствования. В целом, использование разработанных моделей не только обеспечит эффективность процесса аттестации, но и значительно облегчит его планирование, организацию и проведение. Такой подход позволяет избежать многих проблем в организации педагогического процесса, повысить качество образования и мастерство наших педагогов.ЛИТЕРАТУРА
  • Авдеева, Е.В. Учебно-методический комплекс как средство повышения качества дополнительного образования детей / Е.В. Авдеева // Методист. – 2007. – № 2.
  • Банщикова, Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом / Т.Н.Банщикова, Ю.П. Ветров, Н.П. Клушина. - М.: Книголюб, 2004.
  • Борисов, В.Н., Ковалев, О.Г. и др. Психологическая подготовка к педагогической деятельности / В.Н.Борисов, О.Г.Ковалев. - М.: Книголюб, 2002.
  • Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы / Л.Н. Буйлова // Бюллетень. – 2001. – № 2.
  • Дуганова, Л.П. Профессиональное совершенствование педагога в процессе создания образовательной программы / Л.П. Дуганова // Методист. – 2005. – № 4.
  • Зверева, В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей / В.И.Зверева. - М.: УЦ «Перспектива», 2000.
  • Казакова, Е.И., Тряпицына, А.П. Диалог на лестнице успеха / Е.И.Казакова, А.П. Тряпицына. - СПб.: Питер, 1997.
  • Каплунович, Т.А., Гусев, А.Г. и др. Моделирование и экспертиза педагогического опыта: Монография / Т.А.Каплунович, А.Г.Гусев. - В.Новгород: НРЦРО, 2001.
  • Каплунович, Т.А., Федорова, Е.А. Экспертиза педагогической деятельности в процессе аттестации кадров: Учебное пособие / Т.А.Каплунович, Е.А.Федорова. - В. Новгород: НРЦРО, 2003.
  • Кирова, Т.Ф., Федорова, Е.А. Вариативные модели аттестации педагогических работников: Научно-методические рекомендации / Т.Ф.Кирова, Е.А.Федорова. - В. Новгород: НРЦРО, 2002.
  • Кодекс Республики Беларусь об Образовании 243-З от 13.01.2011 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: . Дата доступа: 01.02.2015 г.
  • Крылова, М.Б. Аттестация. Аттестация? Аттестация! Система внутришкольной методической учебы педагогов / М.Б.Крылова // Завуч. — 2004. — № 1.
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012г. № 101 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования).
  • Синичкина, Л.П. Методическая служба: направление – развитие / Л.П.Синичкина // Выхаванне и дадатковая адукацыя. – 2015. - № 5.
  • Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е.А.Сыпченко. - Спб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
  • Шебанова, Е.М. Аттестация педагогических кадров / Е.М.Шебанова. - М.: Астрель: АСТ, 2003.
  • Приложение 1.Подпроект «Аттестация»Формирование у педагогов умений эффективной организации учебно-познавательной деятельности учащихся, развитие рефлексивных, коммуникативных, исследовательских способностей является актуальной задачей системы повышения квалификации. Важную роль в решении этой задачи играет аттестация педагогических кадров.Аттестация педагогических работников - это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, итогов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, морального, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения (п. 3 «Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)», утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее – Инструкция об аттестации).Аттестация педагогических кадров - это комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик при присвоении им соответствующей квалификации. Ключевыми для определения функций, содержания и процедур аттестации педагогов являются понятия «квалификация» и «профессиональная компетентность».Квалификация - это система знаний, умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность определенного уровня выполнения профессиональных обязанностей (по В.Ф.Кочурову).Квалификационная категория – уровень квалификации, профессионализма и продуктивности, соответствующий нормативным критериям педагогического труда и обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.Под профессиональной компетентностью понимается совокупность умений педагога структурировать научные и практические знания для оптимального решения педагогических задач. Профессиональная компетентность обеспечивается знаниями в следующих областях:
  • специальной (предмет, область, в которой занят педагогический работник);
  • методической (средства, формы, методы педагогического воздействия);
  • психологической (учет особенностей влияния педагогического воздействия на развитие учащихся).
  • Основные задачи аттестации:
  • стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
  • обеспечивать педагогическим работникам возможность повышения уровня оплаты труда;
  • способствовать повышению их авторитета и социальной роли в педагогическом коллективе.
  • Основные принципы аттестации педагогических работников (коллегиальность, системность, открытость, целостность экспертных оценок) обеспечивают объективное, корректное, гуманное отношение к педагогическим работникам. Приоритет личности, уважительное отношение к оцениваемому, его гражданским и профессиональным правам лежат в основе организации работы с аттестуемыми. Сроки реализации: 2013-2015 годы. Участники: педагоги дополнительного образования, методисты, заведующие отделами, педагоги-организаторы.Этапы реализации:
  • Подготовительный.
  • Организационный.
  • Исследовательский.
  • Этап оформления документации.
  • Аналитический
  • В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации сегодня лежат в основе дифференцированной оплаты труда. Сейчас как никогда необходимо сформировать иные педагогические взаимоотношения и ввести новую более эффективную систему оценки успешности образовательной деятельности.Технология проведения аттестации предполагает эффективное использование информационных, технологических, научных и организационных ресурсов, а также развитие системы социального партнерства в сфере образования.Деятельность аттестационной комиссии центра творчества осуществляется в соответствии с Инструкцией об аттестации и планом работы комиссии на год.Алгоритм деятельностиПодготовительный этап
  • Проведение совещаний, рабочих встреч, консультаций с педагогическими работниками по вопросам проведения аттестации.
  • 2. Избрание аттестационной комиссии. Распределение обязанностей между членами аттестационной комиссии (глава 2 Инструкции об аттестации).
  • Проведение инструктажа и обучение членов аттестационной комиссии.
  • Формирование пакета документов по аттестации.
  • Подготовка вопросников, текстов, анкет, необходимых для проведения аттестации педагогических работников.
  • Создание справочной службы, формирование банка данных о педагогах. Составление перспективного плана аттестации педагогических работников.
  • Оформление стенда материалов по аттестации.
  • Организационный этап.1. Издание приказа о работе аттестационной комиссии (п.14 Инструкции об аттестации).
  • Прием заявлений секретарем аттестационной комиссии до 31 марта текущего учебного года (п. 17 Инструкции об аттестации). Регистрация заявлений.
  • Составление приказа и графика проведения аттестации (п. 22 Положении об аттестации).
  • Исследовательский этап.
  • Оценка полноты и достоверности представленной документации аттестуемыми.
  • Определение содержания и методов оценки уровня сформированности профессиональной деятельности педагога.
  • Организация квалификационного испытания и фиксация его хода.
  • Изучение результативности профессиональной деятельности:
  • выполнение образовательных программ,
  • достижения учащих, степень развития детей,
  • описание уровня теоретической подготовки аттестуемого, его инновационный потенциал, работа в методических объединениях, советах, лабораториях, комиссиях, сотрудничество с методическими центрами, ГОИРО.
  • Проведение собеседования, тестирования, анкетирования членов педагогического коллектива, воспитанников, родителей с целью оценки уровня сформированности коммуникативной культуры аттестуемого.
  • Название методических материалов, характеризующих опыт аттестуемого.
  • Воспитательная, внеклассная работа, которую проводит аттестуемый педагог.
  • Этап оформления документации.1. Обработка и анализ аттестационных материалов, подготовка квалификационных характеристик на аттестуемых. Ознакомление с характеристикой под роспись (п. 23 Инструкции об аттестации)2. Обмен информацией и принятие решения на заседании аттестационной комиссии (п.п. 31, 46-50 Инструкции об аттестации).3. Оформление протокола заседания аттестационной комиссии о присвоении квалификационной категории (п. 51 Инструкции об аттестации).4. Издание приказа о присвоении категории педагогическим работникам. (п. 51 Инструкции об аттестации).Аналитический этап.
  • Анализ хода и результатов аттестации педагогических работников за весь год с целью планирования ряда мероприятий по совершенствованию применяемой системы аттестации.
  • Такая технология дает возможность не только измерять и оценивать, но и прогнозировать, проектировать, формировать и мотивировать педагогическую деятельность.Ожидаемые результаты.
  • мобилизация внутренних ресурсов учреждения;
  • создание рабочей обстановки, атмосферы заинтересованного внимания к достижениям каждого педагога;
  • положительная мотивация аттестации (повышение профессионализма и конкурентоспособности);
  • выявление профессиональной компетентности педагогов;
  • рост общей и профессиональной культуры педагогов.
  • Итогом аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории (второй, первой, высшей) в соответствии с уровнем его профессионализма.Приложение 2.Подпроект «Партнерство»Данный подпроект – большой совместный труд педагогов и методистов. Представлена модель взаимодействия и сопровождения педагога в межаттестационный период и во время прохождения аттестации - система непрерывного образования педагогов, опыт педагогов и их методическая работа. Это цикл семинаров-практикумов, мастер-классов, деловых игр, тренингов.Цель: повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического мастерства, творчества для сохранения и развития положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.Задачи:
  • обновление и развитие системы непрерывного образования педагогов;
  • совершенствование сферы самообразовательной деятельности педагогов;
  • подготовка педагога к аттестации;
  • систематизация имеющегося опыта педагогов центра творчества;
  • поиск актуального опыта, создание образцов опыта, продвижение опыта.
  • Сроки реализации: 2013-2015 годыУчастники проекта: педагоги дополнительного образования, методисты, заведующие отделами, педагоги-организаторы.Подпроект «Партнёрство» состоит из 3 спецкурсов:
  • Учебное занятие;
  • Образовательная программа и учебно-методический комплекс;
  • Аттестация педагога.
  • Каждый спецкурс – это цикл занятий по проблеме с предъявлением разработанного методического продукта для дальнейшего использования в практике.Спецкурс «Учебное занятие помогает педагогам грамотно подойти к проблеме организации учебного занятия, качество которого напрямую влияет на успешность реализации образовательной программы. В ходе спецкурса изучаются все аспекты учебного занятия от разработки плана до актуализации отдельных тем. Практическая составляющая спецкурса находит свое отражение в ходе конкретных методических мероприятий: посещение открытых занятий, конкурс на лучшую разработку «Мое лучшее занятие». Спецкурс «Образовательная программа и учебно-методический комплекс» способствует обновлению программно-методического обеспечения образовательных практик педагогов центра творчества. Проводятся методические практикумы по технологиям проектирования образовательных программ, работа по созданию учебно-методических комплексов.Спецкурс «Аттестация» - построение определенной модели методического сопровождения аттестуемого, непосредственная работа методиста с педагогом в период аттестации. Технология подготовки к аттестации предполагает эффективное использование информационных, технологических, научных и организационных ресурсов.Ожидаемые результатыПоказатели владения педагогом современными технологиями:
  • использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
  • организует проектные и событийные формы работы;
  • применяет информационные технологии в образовательном процессе.
  • Показатели включенности в методическую работу:
  • повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т.д.;
  • разработка программной документации;
  • разработка и оформление методических материалов;
  • составление учебно-методических комплексов;
  • участие в методических и профессиональных конкурсах.
  • Показатели инновационной деятельности:
  • осмысление собственного педагогического опыта;
  • изучение новаторских методик современной педагогики;
  • новаторские идеи педагога;
  • внедрение и использование новых педагогических технологий.
  • Каждый педагог имеет возможность познакомиться с лучшими разработками коллег и использовать их в качестве образца при подготовке собственных методических материалов.