Публикации "Развитие навыков двухголосия и трехголосия у детей младшего возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие навыков двухголосия и трехголосия у детей младшего возраста"
Автор: Семушина Наталья Петровна

Методическая разработка по теме: "Развитие навыков двухголосия и трёхголосия у детей младшего возраста" Одноголосие и многолосие исторически развивалось в европейской музыке параллельно друг другу. В хоровой работе овладение навыками многолосия является обязательной задачей. В условиях работы с младшим детским возрастом конечной целью является освоение трёхголосного пения. Нужно стремиться прийти к этой цели наиболее быстрым путем. Начинать работу следует с одноголосия, так как при этом можно сосредоточить внимание учащихся на элементарных навыках, без которых невозможно стремление вперёд: а) на умении одновременно брать звук, пропевать его, и одновременно снимать; б) правильно (округлённо) формировать гласные; в) артикулировать свободным, подвижным, но крепким и эластичным ртом; г) прислушиваться к соседям и общему звучанию хора, следя за интонацией и общей слитностью звучания. Создание унисона - база для развития вокальных навыков учащихся. К многоголосию надо готовиться с первого года обучения. Начинать нужно с полифонического двухголосия. Пение канонов, простейшей формы имитации, даёт возможность проявиться ансамблю в каждой отдельной хоровой партии при общем ансамбле. Важным качеством большинства канонов есть то, что при довольно незначительных затратах усилий возможно получить большой эффект, как исполнительский, так и учебный. Каноны полезно разучивать и петь на всех этапах развития хорового коллектива. (Сборники Литовко "Каноны", сборник "Сто канонов", сборник Струве "Каноны для детского хора") Методика работы над каноном 1. Сначала просольфеджировать с листа (если дети подготовлены). 2. Впевать ритмично. Пульсация с устремлением вперёд. 3. В первый раз надо объяснить, что такое канон. Разделить на две группы (или ядро из одного человека, все остальные - другой голос). Необходимо менять местами. Первый раз спеть канон с подвинутыми сильными голосами. 4. Каноны поются a cappella. 5. Петь негромко, певуче, чтобы слышать партию. 6. Не петь каноны с начала до конца. Работать над частями: начало, вступлением фраз двух групп. 7. Норма - один канон в два месяца. 8. Петь новые и повторять старые. Переходный период к двухголосию В переходный период к двухголосию нужно включить упражнения с самостоятельным голосоведением, начальные упражнения на терцовое двухголосие. Упражнения двухголосные и каноны не доводить до блестящего состояния. Необходимо развивать способность слышать два звука, три звука: - исполнять звуки по одному и много в сравнении; - затем исполнять два звука (педагог настраивает на слушание двух звуков, ребята поют их); - затем использовать пение "Эхо" (педагог играет или поёт, хор повторяет); - затем при игре добавляется контрапункт в "Эхо" (ребята поют свою тему и слушают другой голос одновременно); - затем педагог играет двухголосно, хор повторяет; - пение гаммы (ребята поют, педагог вступает на инструменте в терцию); - вариации на гаммообразующие попевки: а) один голос на месте - другой двигается, б) оба голоса двигаются; (указанные упражнения нужно петь дважды; что игралось, то должно быть спето); - петь эти упражнения двухголосно. Пение гармонических интервалов 1 гр. - поёт нижний звук 2 гр. - верхний (по очереди и одновременно) Сначала удобно разучивать с названием нот, а затем на гласную. Двухголосные упражнения по Струве полезно начинать с квинты. Интервал терция создаёт самые лучшие условия для смешанности двух звуков - первого важнейшего навыка гармонического пения. При двухголосии добиваться тихого пения. Пение a cappella быстрее помогает усвоить интонацию. После канонов и упражнений на двухголосие переходного периода можно разучивать двухголосные песни. Песни должны быть с яркими напевными мелодиями. Нижний голос с самого начала должен быть очень интересный. Двухголосие Разучивается сначала отдельно каждый голос. При соединении пользуются обычным методом: верхние голоса поют тише или закрытым ртом, нижние укрепляются в своей мелодии при одновременном звучании двух голосов. Необходимо выработать умение слышать другую партию. Закреплять двухголосие полезно пением квартетами, квинтетами или пением педагога с лучшим учеником из разных партий. 1. Необходимо в работе над двухголосием выстраивать трудные интервалы на фермате, с разным ритмом или спеть мелодически интервал с двумя группами. 2. Работа над двухголосной фразой. 3. Вычленение одного голоса вокализацией. 4. Удобно петь голос в разной динамике. 5. Прослушивание партитуры, поочерёдно вычленяя каждый голос. 6. Использование записи на магнетофон. 7. Петь с одной хоровой партией и подыгрывать другой. 8. Прослушивание многоголосных записей. Заключительный этап двухголосного пения - это двойной канон. Когда укреплено двухголосие, можно переходить к трёхголосию. Упражнения на трёхголосные аккорды давать раньше, когда разучиваются двухголосные произведения. Трёхголосие 1. Для начала трёхголсные упражнения лучше петь с последовательным вступлением трехголосных групп. Педагог играет аккорд поочерёдно (лучше сверху вниз). Существенно вслушивание в последний аккорд. 2. При предворительной подготовке каждая хоровая группа должна заполнить свой звук, и по руке дирижёра вступает весь хор. 3. Полезно по знаку дирижёра поочерёдно одной из хоровых партий прекращать звук, а затем по знаку вступать. 4. Очень полезно для воспитания слухового внимания и слитного звучания при различной динамике на трезвучии делать: crescendo (<) и diminuendo (>), sforzando (sf), subito piano (sp). 5. Пение кодансов-распевок. 6. Упражнение на нахождение среднего голоса из аккордов. Можно давать секстаккорды, квартсекстаккорды. 7. Партитура играется, а хоровые партии поют свой голос по отдельности. 8. Трёхголосная песня обязательно должна быть написана на доске.