Публикации Фрагмент рабочей тетради по выполнению задания 8 ЕГЭ русский язык

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Фрагмент рабочей тетради по выполнению задания 8 ЕГЭ русский язык
Автор: Людмила Григорьевна Осипова

ГОТОВИМСЯ О ЕГЭ РУССОИЙ ЯЗЫО РАБОЧАЯ ТЕТРАИЬ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАИАНИЯ 8 (ГРАММАТИЧЕСОИЕ НОРМЫ) ЕГЭ учени(__) ____ класса _______________________ автор-составитель: Осипова Л. Г., учитель русского языка и литературы Не так страшен чёрт, как его малюют. (русская пословица) Приветствую тебя, выпускник! Какое задание больше всего пугает вас, старшеклассников, в первой части ЕГЭ по русскому языку? Да! Именно! Это задание № 8 — огромное, зловещее и невероятно «дорогое»! Целых пять первичных баллов – столько «не весит» ни одно задание из первой части! Поэтому оно требует особого отношения! Что нужно знать, чтобы решать его играючи и всегда на максимум? В этом помогу тебе я – твоя рабочая тетрадь! Следуй за изучением материала на каждой моей страничке, и результат не заставит себя ждать! Заветные пять баллов будут у тебя в общем зачёте по экзамену «великого и могучего». Начнём с формулировки к этому заданию. Прочитай внимательно и определи ключевое словосочетание в этом предложении. Впиши его в предложенную схему ниже. Рассмотри внимательно схему. Теперь ты знаешь, что такое грамматические ошибки, и каких видов они бывают. В задании 8 всего 10 типов грамматических ошибок, которые могут встретиться. Поэтому рассмотрим их подробно.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Словообразовательные Морфологические Синтаксические состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка. Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические. связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи. связанные с нарушением синтаксических норм. 10 ОШИБОК!!! 1. ошибка в построении предложения с причастным оборотом 2. ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом 3. ошибка в построении предложения с косвенной речью 4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5. нарушение связи между подлежащим и сказуемым 6. ошибка в построении предложения с однородными членами 7. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 8. ошибка в употреблении имени числительного 9. ошибка в построении сложного предложения 10. нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм ОШИБКА 1 Причастный оборот иногда не так БоборачиваютВ. Что такое причастие? Наверняка ты помнишь. Но, если вдруг забыл, то давай вспоминать вместе. Причастие — это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, то есть походит одновременно на глагол и на прилагательное, отвечает на вопросы какой? что делающий? что сделавший? (играющий мальчик = мальчик, который играет). Ошибки, которые чаще всего встречаются в задании 8: 3. 1. 2. причастие действительное страдательное *Смешение действительных и страдательных причастий. Пример: Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город. Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. *Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. Пример: Из книг и фильмов мы узнаём о тех ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. *Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. Пример: Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. *Нагромождение причастных конструкций. Пример: Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. ПО ОС ОС ПО Нельзя отрывать причастный оборот от определяемого слова Приготовленные блины бабушкой были вкусными. ПО ОС Нельзя ставить определяемое слова внутрь причастного оборота. Приготовленные блины бабушкой были вкусными. ВЕРНО!!! Приготовленные бабушкой блины были вкусными. Блины, приготовленные бабушкой, были вкусными. СТОП!!! Причастный оборот (ПО) – это причастие с зависимым(и) словом(ами). 4. 5. ОШИБКА 2 Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Что ты помнишь о деепричастии как части речи? Попробуй восстановить определение деепричастия, вставляя пропущенные слова. Слова для справок даны ниже. Деепричастие — это часть речи, которая обозначает ________________________при основном действии, выраженном_________________, и отвечает на вопросы _________________________________________. ________________________, выраженное ________________и основное действие, выраженное ________________, совершает всегда одно и то же лицо. Слова для справок: что делая?, глаголом, деепричастием, что сделав?, глаголом-сказуемым, добавочное действие Итак, обратим ещё раз внимание на определение деепричастия. Выделим основные моменты. ОС ПРИЧАСТИЕ Во дворе скучает мячик, забытого ребенком. Во дворе скучает мячик (какой?), забытый ребенком. Причастие будущего времени Причастие с частицей бы ПО + местоимения ТАКАЯ, ТАКОЙ, ТОТ, ТА, ТЕ НЕ ИСПОЛЬЗУЮ!!! Маша, приготовящая завтра блины на завтрак, сегодня собиралась посмотреть фильм. Те гости, приглашенные Машей, уже приготовили подарки. Маша, которая приготовит завтра блины на завтрак, сегодня собирается посмотреть фильм. Гости, приглашенные Машей, уже приготовили подарки. приготовили подарки Деепричастие Добавочное действие Глагол Основное действие Подлежащее деятель Ошибки, которые чаще всего встречаются в задании 8: 1. Противоречит определению деепричастия!!! 2. Подлежащее (деятель) Деепричастие Добавочное действие Глагол Основное действие Первый деятель Второй деятель Пример: Глядя в окно, у меня слетела шляпа. Когда я глядел в окно, с меня слетела шляпа Пояснение: Основное действие совершает шляпа (слетела шляпа). Добавочное действие совершает другой «деятель» (я). Значит, ошибочность предложения в том, что у двух действий (основного и добавочного) разные «деятели». СТОП!!! Деепричастный оборот не употребляется Пример: Выйдя во двор, мне стало холодно. Когда я вышел во двор, мне стало холодно. Добавочное действие Основное действие ВЫ Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения 3. ОШИБКА 3 Ошибка в построении предложения с однородными членами Прежде чем разбираться в ошибках, давай вспомним, что называют однородными членами предложения? Для этого внимательно рассмотри схему и попробуй по ней составить толкование этого языкового понятия. Ошибки, которые чаще всего встречаются в задании 8: 1. И , Подлежащее указывает не на реальный субъект, а объект действия (дополнение в Т.п.) Пассивная (страдательная) конструкция Сказуемое выражается либо страдательным причастием либо возвратным глаголом с суффиксом -ся Примеры: Выходя из окружения, боец был ранен в голову. Изыскав необходимые средства, дом строится рабочими нашего треста. Верно!!! При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения, он был ранен; Изыскав необходимые средства, рабочие нашего треста начали строительство дома. Главные члены предложения Второстепенные члены предложения Синтаксическая роль одна и та же Отвечают на один и тот же вопрос Имя существительное Имя прилагательное Глагол Пример: Мне нравится музыка и играть в футбол. Верно!!! Мне нравятся музыка и футбол. Мне нравится слушать музыку и играть в футбол. ЕСЛИ НЕ …, ХОТЯ И …, КАК …, НЕ ТАК …, НЕ ТОЛЬКО …, НЕ СТОЛЬКО …, НАСКОЛЬКО …, НЕ ТО ЧТО …, НЕ ТО ЧТОБЫ …, СКОРЕЕ…, ТО НО ТАК И КАК НО И СКОЛЬКО НАСТОЛЬКО НО А ЧЕМ 2. 3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов – ЭТО СИНТАКСИЧЕСКАЯ ОШИБКА!!! Соединительные союзы Значение - И ЭТО, И ТО Противительные союзы Значение - НЕ ТО, А ЭТО Разделительные союзы Значение - ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО З А П О М Н И ! Пример: Мальчик был лобастый, но серьезный. Верно!!! Мальчик был лобастый и серьезный. (значение И ЭТО, И ТО) ОЧ ОЧ Соединение двойным союзом неоднородных понятий. Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами! Пример: В музее не только представлены картины, но и скульптуры. Верно!!! В музее представлены не только картины, но и скульптуры. 4. 5. И ОШИБКА 4 Ошибка в употреблении имени числительного Ошибки, которые чаще всего встречаются в задании 8: 1. «оба» «обе» как так и хотя и но не столько сколько если не то настолько на сколько столько же сколько не так как но и не только З А П О М Н И ! части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами Пример: Купцы Строгановы не только варили соль, а также добывали железо и медь в своих землях. (не только …., но и) оч оч ДОПОЛНЕНИЕ Присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых Пример: Все очень ждут (кого?) и переживают (за кого?) за солдат. Верно!!! Все очень ждут солдат и переживают за них. Р О Д существительного Пример: 1. По обоим сторонам дороги росли липы. 2. Обое ребят были чем-то озабочены. 3. Конфликт препятствует развитию обоих стран. Верно!!! 1. По обеим сторонам дороги росли липы. (женский род!) 2. Оба были чем-то озабочены (нет у слова ОБА множ. числа) 3. Конфликт препятствует развитию обеих стран. М.Р.; С.Р. Ж.Р. род 2. Чтобы рассмотреть другие ошибки, связанные с употреблением имени числительного, нужно вспомнить немного теорию по этой части речи. У меня к тебе вопрос: что ты знаешь об имени числительном? Рассмотри информационную графику. количественное числительное падеж Р Д П И Т В простые составные число целое дробное собирательное падеж И Р Д В Т П