Публикации Актуальные проблемы налогообложения в современной России

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальные проблемы налогообложения в современной России
Автор: Хасанов Дилмухаммад Рустам угли

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИХасанов Дилмухаммад Рустам угли Студент, бакалавр Мировой экономики, группа: ЭК-19-2ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург, Ольга Александровна Гайтерова, Научный руководитель, к.э.н.доцент ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург, Ключевые слова: налоговые правоотношения, двойное налогообложение, налоговая политика, налоговая система.Аннотация: В статье рассматриваются основные налоговые проблемы в Российской Федерации, а также даются рекомендации по совершенствованию налогового законодательства.Быстрые темпы развития большинства экономических сфер в России неизбежно привели к необходимости реформ в сфере налогообложения и налоговой политики. Существует необходимость в сдерживании или стимулировании секторов и сфер экономики, а также госрегулирования финансовой деятельности наиболее важных налогоплатежных субъектов. Большинство мер которые били приняты для попытки достижения оказались не на столько эффективными как было запланировало. Исходя из этого у физических юридических лиц возникли дополнительные проблемы в налогоплатежной сфере. Довольно часто на почве налоговых правоотношений происходит конфликт, например, когда налоговые органы имеют возможность применять неправомерные меры принуждения от лица государства к налогоплательщикам. Основываясь на вышеизложенном и приняв во внимание различные факторы, встаёт вопрос о необходимости правовой защиты налогоплательщиков от порой незаконных действий налоговой структуры. Примером конфликта служит дело № 305-ЭС19-16064 по налоговому спору с участием красноярского завода.Зимой 2017 года Межрегиональная инспекция ФНС России № 5 по крупнейшим налогоплательщикам провела выездную проверку ОАО «Красноярский завод цветных металлов им. В.Н. Гулидова» за период с января. С 1 декабря 2012 г. по 31 декабря 2014 г. По результатам надзорного органа принято решение о переводе компании в налоговую ситуацию, предложив выплатить задолженность по НДС в размере 1,9 млрд руб. Штрафы в размере 691 млн рублей, а также штраф в размере 23 млн рублей предусмотренный частью 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ. Налоговые органы предоставили данные где сказано, завод незаконно эксплуатировал вычеты по НДС на основании счетов, выставленных ООО «Петербургский ювелирный завод Ювелиры Северной столицы» в коммерческих сделках на поставку золота. Таким образом, проверка установила, что налогоплательщик участвовал в уклонении от уплаты налогов, связанных с созданием формального оборота поставок драгоценных металлов через цепочку поставщиков, не осуществляющих уплату СКУП в бюджет, и получил неоправданное налоговое преимущество в результате незаконное использование, налоговые льготы. Суд первой инстанции встал на сторону налогоплательщика, апелляционная и кассационная жалоба первой инстанции не поддержала. Дело было передано в верховный суд, вследствии чего ВС перечислил ошибки, допущенные нижестоящими судами.ВС пояснил, что выводы апелляции могут быть важны для оценки правомерности применения налоговых вычетов, если вместе с другими обстоятельствами позволяют сделать вывод об участии налогоплательщика в организации уклонения от уплаты налогов. НДС в отношении поставки драгоценных металлов ювелирными изделиями лицам, контролируемым этим поставщиком. «Однако, сделав вывод о том, что налогоплательщик получил неоправданное налоговое преимущество в результате согласованных действий с компанией СПБ ЮЗ ЮСС, апелляционный суд лишь воспроизвел содержание решения налогового органа, которое явилось предметом спора по данному делу», - подчеркивает определение. В итоге дело было передано, в новое рассмотрение в АС г. Москвы.Эксперты считают, что система правовой ответственности по отношению к налогоплательщику за налоговые проступки довольно сложна и мало разработана, так как отсутствует дифференциация взысканий в зависимости от субъективной стороны правонарушений. Помимо всего прочего присутствует неопределённость состава и полное или частичное игнорирование принципа презумпции невиновности в системе налоговой ответственности. Также в системе отсутствует ряд достаточно важных юридических процедур. Всё это требует пересмотра или полной замены правил, которые регулируют правовую ответственность налогоплательщика или налоговых органов. Не малой проблемой считается нестабильность налогового законодательства, когда вносятся изменения и поправки в закон, которые имеют обратную силу или когда государство отменяет некоторые льготы, которые были введены ранее, а это создаёт дополнительный риск для инвесторов. Государственные органы в течении длительного времени должны быть гарантом высокой стабильности налогов и правил их взимания. Не следует пересматривать налоговое законодательство чаще чем раз в пару лет, потому что это может привести к еще большей нестабильности в налогообложении. При всём при этом налогоплательщики должны быть заранее уведомлены о предстоящих изменениях, чтобы документально ко всему подготовиться, а не ставиться перед существующим фактом.Существенной проблемой по сей день остаётся возможность рисков главенствующих субъектов, в том числе возможность финансовых потерь, которые связаны с расходованием и формирование государственных денежных средств. Компании или предприятия, которые осуществляют свою деятельность с какой-то вероятностью могут пострадать от негативного воздействия фискальных факторов. Следствием такого воздействия могут стать штрафы, взыскания и другие виды экономических и финансовых потерь.Исходя из вышесказанного возникает большая необходимость в создании мер, направленных на значительное снижение или минимизацию рисков. Уменьшение рисков неизбежно повлечет за собой повышение всех сфер хозяйствующих субъектов и их налоговой безопасности [3].Касательно организаций следует обратить больше внимания на политику амортизации в системе налогообложения. Политика амортизации тесно связана с налогообложением так, как она определяет уровни налогооблагаемой базы по налогам на имущество и рассчитывает прибыль. Для лучшей методики решения проблем необходимо практическое участие квалифицированных оценщиков с целью оптимизации и доработки. Достигается это более полной информационной базой для управления фондом амортизации, а также с помощью профессиональных кадров и их опыта работы. Учитывая теоретические данные, можно увидеть, что ускоренная амортизационная политика - это перевод стоимости актива в себестоимость продукции быстрым темпом, потому что амортизационная стоимость распределяется на расходы по налогу на прибыль. Таким образом, налоговое законодательство регулирует вопрос строго ускоренной амортизации затрат на амортизацию оборудования. Еще один вид поддержки - это амортизационная премия, то есть мера, которая влияет на порядок исчисления и уплаты налоговой базы по налогу на прибыль и отражается в отнесении расходов единовременно из стоимости части стоимости основных средств приобретенные и другие инвестиции в размере 10%. В зависимости от группы амортизации 10% могут повысить до 30%.Стоит отметить что по сегодняшний день одним из самых проблемных и неудобных видов налогов является налог на недвижимость. Неудобство и проблема этого налога в том, что это прямой налог, что значит, что налоговая система не рассматривает его снижения на какую-либо сумму вычета. Помимо всего прочего этот налог усугубляет то, что он взимается еще и с транспорта, что довольно-таки несправедливо в отношении налогоплательщика, потому что по факту производится двойное взимание налога с одних и тех же субъектов налогообложения [2].Помимо других проблем в налоговой системе существует проблема борьбы с производством и оборотом нелегальных алкогольных напитков и табачных изделий. По подсчетам экспертов доход нелегальных производителей табака и алкоголя в год составляет порядка трехсот миллионов рублей. Подобная незаконная параллельная деятельность наносит весьма значительный вред легальным производителям алкогольной продукции и табачной продукции, потому как они не получают большую долю своей прибыли, так же, как и региональный бюджет. Рынок нелегальных сигарет и алкоголя вырос в 15 раз за последние 3 года. Неизменным лидером поставок контрафактной продукции в этом году как и в предыдущем, остается Беларусь (35,9 процента «черного» рынка), производящая табачных и алкогольных изделий вдвое больше, чем потребляет. Какой вред наносит государству рынок нелегальной продукции? Во-первых, на «серые» продукты не уплачиваются налоги в бюджет. В то же время, согласно статистике, табачная промышленность в России занимает второе место после нефтегазовой отрасли по формированию доходов федерального бюджета. Налоговые поступления от акцизов на изделия из табака чуть больше чем в полтора раза превышают поступления от акцизов на алкогольную продукцию. В 2018 года сумма уплаченных в федеральный бюджет акцизов составила 583 млрд рублей плюс 118 млрд рублей НДС. Безусловно все вышеизложенное это всего лишь довольно небольшой круг острых проблем налоговой политики Российской Федерации, которые заставляют волноваться налогоплательщиков. Также не следует забывать, что помимо фискальных и регулирующих функций, налоги играют очень большую социальную роль в обществе, по сути являясь звеном между обществом и государством. Каждый человек в мире зависит о налоговой политики страны в которой он живет и работает. Поэтому чем добросовестнее будут соблюдаться все правила, установленные законом, тем эффективнее будет форма взаимодействия госструктур и налогоплательщиков.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Демин А.В. Отягчающие обстоятельства как элемент индивидуализации наказания и инструмент, стимулирующий налоговый комплайенс: доклад, тезисы доклада / А.В. Демин // Налоги. - 2020. - №3. - С. 6-9.
  • Аверин А.В. Налоговая система: теория и тенденции развития / А.В. Аверин // Финансы. - 2019. - №4. - С. 31-34.
  • Пименов, Н. А. Налоговое планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Пименов, С. С. Демин. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — С 34-36.
  • Ракитина И. С., Березина Н. Н. - Государственные и муниципальные финансы. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт 2019 С. 35