Публикации «За страницами учебника. Громкие чтения». Опыт формирования читательской компетентности в совместной деятельности учителей и педагога-библиотекаря ИБЦ МБОУ «СОШ №1»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «За страницами учебника. Громкие чтения». Опыт формирования читательской компетентности в совместной деятельности учителей и педагога-библиотекаря ИБЦ МБОУ «СОШ №1»
Автор: Гущина Оксана Ильинична

«За страницами учебника. Громкие чтения».Опыт формирования читательской компетентности в совместной деятельности учителей и педагога-библиотекаря ИБЦ МБОУ «СОШ №1» Гущиной Оксаны ИльиничныЧитать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное.К.Д. УшинскийЧитательская грамотность, как одна из составляющих функциональной грамотности, определяется как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества.Но, прежде чем у человека сформируются умения находить нужную информацию в тексте, определять цель, тему и главную идею текста, осмысливать значение приведённой информации, работать с текстами различной жанрово-стилевой направленности, извлекать информацию из текстового, иллюстративного и графического источников, нужно заинтересовать человека процессом чтения.Информационно-библиотечный центр школы находится в постоянном поиске форм и методов, позволяющих заниматься поддержкой и развитием русского литературного языка, культуры речи, культуры чтения.Ежегодно анализируя работу ИБЦ, мы, сотрудники ИБЦ, учителя-словесники, учителя начальных классов, отмечаем снижение интереса к чтению у обучающихся гимназии, они читают не только меньше, но и гораздо хуже своих сверстников всего несколько лет назад. Мы также отметили главную проблему – дети слабо понимают прочитанное, затрудняются в осмыслении текста, его пересказе. Вторая немаловажная проблема нашего ИБЦ – недостаточное количество современной литературы о подростках, патриотического содержания, книг по внеклассному чтению для учащихся начальной школы.Подключение в 2016 году БИЦ гимназии к электронному ресурсу «ЛитРес: школа», позволило пополнить фонд литературы иактивно использовать ресурс в образовательной деятельности. С учителем-словесником Брик Татьяной Александровной была спланирована совместная деятельность БИЦ по использованию ресурса «ЛитРес: школа» на уроках литературы, применив приемподдержки и развития чтения - Громкие чтения.Прием этот не новый, но сочетание стратегии «чтение с остановками», «комментированное чтение», приема «РАФТ», которые базируются на технологии «Развитие критического мышления средствами чтения и письма», позволяет разнообразить форму массовой работы с книгой в библиотеке.Были проведены Громкие чтения по следующим произведениям:«Юркино Рождество» Натальи Ключаревой,«Бедный принц» Александра Куприна,«Боря Цариков» Альберта Лиханова,«Платочек» Леонида Пантелеева,«До встречи в сети», «Дружба» и «Вершитель судеб» Тамары КрюковойСтало понятным, что предложенная нами форма общения учащимся понравилась, когда получили обратный отклик – просьбы детей о следующих встречах, их заинтересованность в выборе произведений для прочтения, желание продолжить чтениесамостоятельно, сочинения детей, в которых в качестве литературных аргументов они стали приводить те произведения, которые мы с ними читали и анализировали.После прочтения произведения, обучащиеся получают небольшое задание от учителя – написать эссе, предложить свою линию развития событий, предположить дальнейшее развитие событий.Каждый ученик уносит с собой рекомендательный список литературы по теме, в который обязательно включаются произведения из ресурса «ЛитРескола».Например, Чарльза Диккенса «Рождественские повести», книги о войне Бориса Васильева, Михаила Алексеева и др., книги о подростках А. Жвалевского и Е. Пастернака, В. Крапивина, М.Самарского, Джеймса Боуэна и др.Проект Громкие чтения реализуется в школе шестой год. За это время накоплен определенный опыт. К участию в проекте подключаются учителя и классы. Главные результаты – это появление интереса к чтению художественной непрограммной литературы у подростков, увеличение числа читателей и количество посещений. Разработаны сценарии проведения мероприятий для Громких чтений, составлен список книг, созданы рекомендательные буклеты, собрана коллекцияиллюстраций к прочитанным книгам и т.д. Организована совместная социально значимая деятельность взрослых читателей и обучающихся гимназии.Данный опыт был представлен библиотечному сообществу в Центральной городской Библиотеке на мероприятии «Взаимодействие библиотек города Рубцовска в формировании читающего поколения» с опытом реализации школьных проектов,направленных на поддержание научных и творческих интересов учащихся, а также на окружном семинаре «Реализация Концепции развития школьных библиотек, библиотечно-информационных центров в Алтайском крае: приоритетные направления,достигнутые результаты, перспективы».Проект Громких чтений будет продолжаться в силу актуальности его для следующих поколений читателей ИБЦ, заинтересованности педагогической, библиотечной и родительской общественности.