Публикации СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО КЛИМАТА В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО КЛИМАТА В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Автор: Семён Викторович Гуренков

Гуренков С.В., педагог дополнительного образования МАУДО «Дом детства и юношества» Г. Златоуст, Челябинская область Создание комфортной среды на этапе знакомства с ДОП» Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме созданию комфортной образовательной среды при освоении дополнительной образовательной программы. В данной статье рассматривается способы, формы и приемы работы по поддержанию комфортной образовательной среды. Каждый педагог дополнительного образования ясно осознает, что дополнительное образование детей сегодня направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу, формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и в дальнейшем определят их отношение к учебным занятиям. Первые встречи с детьми во многом определяют успех всей дальнейшей работы. В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно – воспитательных задач: 1) создает у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызывает у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями; 2) знакомит ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития; 3) знакомит детей с учреждением, структурным подразделением и детским объединением; 4) выявляет уровень первичной подготовки детей в данному виду деятельности; 5) вовлекает детей в коллективную деятельность, начинает работу по формированию детского коллектива. Как показывает опыт, время до 10 сентября оказывается самым ценным для привлечения ребят в объединение. Т.е к 10 сентября должны быть сформированы группы обучающихся. И вот здесь-то и надо до мелочей продумать технологию привлечения детей в объединение. Когда начать? Наверно, в конце учебного года. Показательные выступления, соревнования, выставки, итоговый праздник с приглашением родителей, обучающихся. Всё это традиционно. Но, как правило, приходят, участвуют те, кто занимается. Поэтому есть необходимость в использовании и других методов. Во-первых, посетить школы-партнеры, встретиться с классными руководителями, детьми, принять участие в школьной радиолинейке, посетить родительские собрания, наладить связь с классными руководителями, развесить объявления. Организовать самопрезентацию с проведением мастер – класса. И, конечно, оставить рекламную продукцию- буклет с информацией о своем коллективе, обновить информацию в интернет- ресурсах- ни в коем случае нельзя этим пренебрегать. Необходимо подключить к рекламной компании и обучающихся объединения. Объявляются акции «Кто больше приведёт знакомых», «Передай приглашение другому, и тогда исполнится твоё желание». Т. е форм великое множество Во-вторых, каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы. Складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу, и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям. Первое занятие с детьми должно начинаться со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.) Второй этап занятия – рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить: - разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержание его образовательной программы, - описание содержания и результатов первого года занятий; - объяснение основных этапов владения мастерством; - рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников; - рассказ о традициях детского объединения. В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения). Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни – в школе, в лагере, во дворе и т.д. Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы: - выставка детских творческих работ; - стенгазета или рукописный журнал; - альбом – летопись детского объединения; - фотографии, слайды и видеофильмы; - знаки отличия кружковцев; - награды детского объединения и его воспитанников; - выставка книг и периодической печати; - информационный стенд. Следующий этап занятия – выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать: - тесты или тестовые задания; - конкурсы и соревнования; - познавательные игры; - выполнение практической работы или творческого задания. В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки. Результатом этого этапа занятия станут в последующем основанием для: - внесения корректив в образовательную программу; - разработки индивидуальных заданий; -объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы. Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия: - обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса; - самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей жизни детского объединения; - обсуждение правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования; -выбор детского актива; - распределение разовых и постоянных поручений; - формирование системы передачи информации. Результатом этого занятия является: - создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении; - понимание детьми взаимной ответственности; - включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность; - начало работы по формированию системы детского самоуправления. Следующий этап занятий – собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы. Объединение — это место, где обучающиеся могут удовлетворить свою потребность в деятельности, место пробы сил, поиска нужного дела, выявления и развития способностей школьников. Правильно организованные занятия имеет не только воспитательное, но и оздоровительное значение. Занятие в объединении обеспечивают восстановление снизившейся работоспособности организма. Важным условием успешной работы объединения является планирование. Источником информации для составления годового плана являются не только программа учебно – воспитательной работы, но и результаты работы за прошедший год. Наиболее эффективные формы работы, которые вызвали наибольший интерес обучающихся, нужно сохранить, развить и усовершенствовать их в новом учебном году. Наглядное, реальное планирование предопределит положительный результат и не позволит упустить главное. В- третьих, самые близкие для ребёнка люди — это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое — кто знает? — со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и — в первую очередь — ребёнка. Работа с родителями должна вестись не только на уровне систематически, создавать неголословную мотивацию. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения. Проведение собраний, консультаций для родителей, разъяснение родителям значимости образовательной программы, привлечение родителей к организации выставок в объединении, мероприятий, совместных экскурсий, походов на природу, поощрение наиболее активных родителей, вручение благодарственных писем, посещение родительских собраний в классах, где обучаются воспитанники объединения, поможет педагогу дополнительного образования сделать родителей своими главными помощниками в деле привлечения детей в кружки и сохранении контингента. Использованная литература: 1. Альтшулер Г.С., Вертикин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994. 2. Санникова А.И. Формирование готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в образовательном процессе. Пермь. 2001.