Публикации Роль мини – музея группы в речевом развитии старших дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль мини – музея группы в речевом развитии старших дошкольников
Автор: Голубева Ирина Александровна

Голубева Ирина Алекcандровна, старший воспитатель МКДОУ детский сад № 6, Свердловская область г.Тавда gorliza-12@mail.ruРоль мини – музея группы в речевом развитии старших дошкольниковАннотация. Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали и разрабатывают (и с каждым годом образовательный туризм становится все более популярным) специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия.Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует развитию речи дошкольников.Ключевые слова: (культура речи, музейная педагогика, экспонаты, детская инициатива, мини-музей, словообразование, монологическая речь)Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Развитие речи важно не только для формирования культуры речи, но и культуры общения.Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связей, используя разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания.Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.Большие возможности для решения задач личностного, в том числе и речевого, развития дает музейная педагогика. Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, тесно связанные между собой. Содержание мини – музея позволяет нам знакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п.Мы обогащаем словарь через обогащение представлений, пополняем словарь детей новыми словами. При этом стремимся к тому, чтобы ребенок осознавал смысл слова, его значение. Например, проводя работу с экспонатами «Музея хлеба», мы знакомили детей с такими словами как «землепашец», «хлебороб», «сеялка» и др. Проговаривали с детьми слова, демонстрировали реальные предметы, иллюстрации старинных предметов, действий по выращиванию хлеба. Ни один детский вопрос не оставляли без внимания. Воспитанники усваивали словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.Многие экспонаты дети вместе с родителями сами приносят в наши мини-музеи. И представляют их. Для обучения составлению описательного рассказа о новом экспонате, мы разработали технологические карты. Например, в «Музей народной тряпичной куклы» девочка принесла народную самодельную куклу «Нянюшку». И подробно рассказала о ней: откуда эта кукла, из чего и как сделана, ее назначение. И даже продемонстрировала, как такую куколку можно смастерить самим. В мини-музей, посвященный ели, дети приносили шишки и рассказывали о них. Называли, с какого хвойного дерева шишка, где ее нашли, кто ее разгрыз или расклевал, почему они так решили.При подборе экспонатов мы стремимся к тому, чтобы мини - музей давал ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживал детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее. Собираясь около экспонатов мини-музея, дети постоянно обмениваются впечатлениями, что-то рассказывают из личного опыта, мастерят, обыгрывают экспонаты. Например, в музее «Елочка – лесная красавица» с экспозиции «Кто дружит с елью» дети брали экспонаты – игрушечные фигурки лесных животных, растений, натуральные предметы для режиссерских игр, вели ролевые диалоги. Для воспитанников младшей группы экспонаты – макет мельницы, зерно, муку, хлебобулочные изделия из соленого теста и др. старшие дошкольники использовали в качестве декораций при показе сказок «Колобок», «Колосок», для разыгрывания собственных творческих сказок.Во время совместных мероприятий в мини-музее обязательно используем художественную литературу. Совершенствовать дикцию, артикуляцию, интонационную выразительность речи помогают стихи, потешки, скороговорки по изучаемым темам. Например, при посещении музея хлеба звучали такие скороговорки: «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку», «Хорош пирожок, внутри – творожок», «Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют»,«Евсей, Евсей, муку просей. А просеешь, Евсей,испеки в печи калачи». Также на все темы мини-музеев подбираем разнообразные игры. Это и русские народные подвижные игры – для  обогащения словаря детей, для воспитания звуковой культуры речи; игры драматизации – для развития речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи; дидактические игры – для закрепления и уточнения словаря, навыка быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов. Например, речевые игры на образование однокоренных слов (лес – лесник – лесной – лесок; хлеб – хлебушко – хлебный – хлебороб – хлебозавод и т.д.), использование синонимов (хлебосольный, щедрый), антонимов (свежий хлеб – черствый хлеб), омонимов (иголка швейная, иголка хвойная, иголка у ежа).Благодаря тому, что все экспозиции мини-музея создаются совместно с детьми, родителями, все экспонаты рассматриваются обговариваются, обыгрываются, воспитанники группы накапливают определенный багаж знаний, представлений о них. Это позволяет организовывать такие экскурсии для родителей, детей других групп, где экскурсоводами становятся сами дошкольники. При этом они не просто рассказывают, показывают, они также отвечают на вопросы экскурсантов разного возраста.Таким образом, выставки и коллекции, представленные в мини-музеях, способствовуют обогащению и активизации словаря, развитию смысловой стороны слова, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, ориентации ребенка в окружающем мире.Список литературы1.Виниченко В. Ребёнок в пространстве музея. //Дошкольное воспитание. – 2003 – №5 – с.38-41.2. Гарькуша С. Здравствуй, музей! //Дошкольное воспитание – 2012 - №2 – с.75-76.3. Рыжова Н.В., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музей в детском саду», Линка Пресс, Москва, 2008г.4. Ушакова О. С. Материалы курса «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 68