Публикации "Формирование функциональной грамотности посредством развития креативного мышления школьников на уроках музыки"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование функциональной грамотности посредством развития креативного мышления школьников на уроках музыки"
Автор: Татьяна Игоревна Чернова

Формирование функциональной грамотности посредством развития креативного мышления школьников на уроках музыки Чернова Татьяна Игоревна, Учитель музыки МБОУ «Средняя школа №8» Красноярский край, г. НорильскУмение преодолевать препятствия и изобретать разные способы достижения целей - это тоже креативность.Джон МиллерОдна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС. Функциональная грамотность включает в себя: математическая, читательская, естественно-научная, глобальные компетенции, финансовая грамотность, креативное и критическое мышление.Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.Критическое мышление – это тип мышления, основанный на логическом осмыслении всей получаемой информации. Оно всегда ориентировано не на доказательство определённых идей и тезисов, а на поиск истины. В рамках критического мышления все факты, подвергаются тщательному анализу и осмыслению с использованием методов рационального познания.Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.Фазы технологии развития критического мышления: вызов осмысление – рефлексия.Вызов – данная стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме; побудить ученика к активной работе на занятии.Осмысление – данная стадия позволяет получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.Рефлексия – данная стадия позволяет учащемуся целостно осмыслить, обобщить полученную информацию; присвоить новое знание; сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому.Креативное мышление характеризуют четыре основных качества: - быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени); - гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей);- оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи); - точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям).ДЕВИЗ: интересно — знаю — умею!Какие условия нужны для успешного развития креативности? - Создание ситуации успеха- Вера в ребёнка- Учет его индивидуального стиля деятельности.Как развить креативное мышление?Способы развития креативного мышления, которые педагог может легко внедрить в свою практику:
  • Подбирать ассоциации
  • Иллюстрировать 
  • Инсценировать
  • Играть 
  • Читать, разговаривать и придумывать
  • Решать головоломки и ребусы
  • Использовать задачи ТРИЗ («теория решения изобретательских задач»)
  • Подбирать ассоциации.Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию.Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, яблоко и капуста, затем — семантически далекие: допустим, поезд и колибри. Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон. Например, при изучении природных зон можно составить схему связанных понятий вместе с учениками или дать им такую работу на дом.ИллюстрироватьКреативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Для того, чтобы визуализировать понятие, полезно прибегнуть к иллюстрациям. Предложите детям создать картинки к литературному тексту или по мотивам абстрактного понятия: например, объёма.4 класс - предмет ОРКСЭ. Задание нарисовать «душу».Другие идеи: проиллюстрировать пословицу, загадать пословицу с помощью рисунка. Виды иллюстрирования:
  • Работа с иллюстрацией к тексту.
  • Словесное рисование.
  • Иллюстрирование произведения.
  • Музыкальное иллюстрирование.
  • Моделирование в цвете.
  • Читать, разговаривать и придумывать.Большой ресурс для развития креативного мышления дают уроки литературного чтения. Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки. Собрав истории всех детей класса, можно сверстать целую книгу. Во время знакомства: спрашивать, почему герои поступают так или иначе, а в моменты поворотных событий останавливаться и предполагать, как сюжет повернется дальше и какого развития повествования им бы хотелось. Такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей.  Играть.Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей.  Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает. Рассказы по картинкам можно превратить в полезную традицию. Например, каждый четверг устраивать мозговой штурм, выбирая для учеников три картинки и предлагая составить по ним историю, придумать, что было до событий на картинке и после них. В развитии креативного мышления могут помочь и двигательные активности. Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией. Игра и создание проблемных ситуаций – одни из наиболее эффективных способов развития креативного мышления у детей. Решать головоломки и ребусы.Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач, друдлов. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха. Использовать задачи ТРИЗ.ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше.  Им можно предлагать решать глобальные задачи: Как сократить количество пластика в океане или решить проблему космического мусора? Сделать кастрюлю, из которой не сбегает молоко.Придумать примеры: «Шумелка-ходилка-прыгалка».Кластеры.Нестандартные задания.Технология эйдотехники.Полезные советы по развитию креативного мышления:- Все, что хочешь запомнить – представляй!- Знай, что все, что ты увидел, услышал, почувствовал, хуже запомнилось, а припомнится лишь то, что представил.- Не думай словами – думай образами (представлениями). - Фантазируй!- Не бойся забыть, если представил.- Расслабляйся!- Не повторяй больше 4-5 раз подряд, лучше сделай это через 2-3 часа.Шкатулка идей для педагогов:- 7 простых советов для учителя по развитию креативного мышления в начальной школе ;- Комплекс занятий на развитие креативности - Упражнения для развития креативности школьников: ; - 12 заданий для школьников на развитие творческого мышления - Задания, направленные на развитие креативного мышления школьниковhttps://урок.рф/library/zadaniya_napravlennie_na_razvitie_kreativnogo_mishl_192211.html;- Интеллектуальные игры, задания на развитие мышления - Игры на развитие творческого мышления школьников Слайд 30Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы используют как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение занятия обязательно поощряются работы каждого ребенка. Спасибо за внимание!Список литературы1. Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения учащихся. - Улан-Удэ: 20072. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: 20023. Велтистов М. Е. Об опыте развития фантазии ребенка и усвоении новых художественных знаний в системе дополнительного образования. // Сб. Искусство в школе XXI века. - М.: 20034. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.:Издательство Питер. 20045. Митина JI.M. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание,диагностика, коррекция Текст. : учеб. пособие / JI.M. Митина, Н.С.Ефимова. М.:Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 6. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РоссийскойФедерации".