Публикации «Применение инструмента «Рабочий лист» на уроках русского языка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Применение инструмента «Рабочий лист» на уроках русского языка»
Автор: Наталья Юрьевна Шапкарина

Применение инструмента «Рабочий лист» на уроках русского языкаАннотация. Актуальность данной темы обусловлена преимуществами «Рабочего листа» как эффективного инструмента обучения. Проблема определяется противоречиями между возможностями «Рабочих листов» и «нерабочих листов» для повышения эффективности обучения в процессе решения системно-деятельностного подхода. Цель обосновать эффективность применения «Рабочих листов» при обучении. Американский психолог Роберт Ганье выделял 8 когнитивных процессов, которые необходимо пройти любому человеку для того, чтобы хорошо запомнить информацию, а именно: привлечение внимания, задачи, прежние знания, новая информация, сопровождение обучения, практика, обратная связь, связь с жизнью. Все эти события обучения целиком содержатся в структуре урока открытия новых знаний. Проанализировав имеющуюся информацию, мы пришли к выводу о том, что «Рабочий лист» является таким инструментом, который отражает в себе все когнитивные процессы и полностью отвечает требованиям ФГОС. Что же такое «Рабочий лист»? Это заранее спланированная деятельность учащихся, полноценный обучающий материал для работы на занятии. Главная задача «Рабочего листа» – обучать ученика, учить его учиться, показывать, что процесс обучения может быть увлекательным, что если ученик приложит некоторые усилия, он испытает радость от процесса обучения, от процесса понимания и собственных успехов.К инструменту «Рабочий лист» не относятся:
  • лист с заданиями;
  • лист на отметку;
  • ксерокопия заданий из книги;
  • перечень заданий на проверку памяти (тесты, открытые вопросы и тд).
  • Структура «Рабочего листа» выглядит следующим образом: -Тема (чаще всего пустое поле, которое необходимо заполнить);-Инструкция (понятная максимально, соответствующая возрасту обучающихся);-Целеполагание (используем опорные слова для детей младшего школьного возраста);-Задания (очень простое – простое –сложное – твое собственное задание.Рядом с заданием вся теоретическая информация, которая необходима ребенку, для того, чтобы успешно справиться с ним, образцы, зона самопроверки в виде QR-кода или «перевернутого» правильного ответа);- Рефлексия на каждом этапе урока.Весь «Рабочий лист» должна объединять легенда, которая отражает интересы детей, их увлечения. Исходя из этого, придумываем интересные названия номерам заданий (операция №1, шаг №1, дело№1, улика 1 и тд). Всё это способствует повышению мотивации к обучению. Отдельно стоит поговорить о преимуществах, которые дает «рабочий лист». Ознакомимся с ними: - развитие самостоятельности и возможность научить учащихся процессу учения. Ни каждый ребенок может и готов работать самостоятельно. Дома могут помочь родители, в школе можно списать или отсидеться. «Рабочий лист» – это уникальный инструмент, благодаря которому каждый ребенок вовлечен в процесс обучения;
  • возможность передать ответственность за процесс и результат обучения ребенку. На данных уроках меняется роль учителя. Мы отходим от функции «говорящей головы», передаем все лавры ребенку. Сообщаем ему при этом, что сегодня у него есть все инструменты для того, чтобы успешно разобраться с новой темой;
  • - индивидуальный подход заключается в том, что каждый учащийся имеет возможность получить обратную связь не от учителя, а из «Рабочего листа», двигаться в собственном темпе и определять цель своей деятельности;
  • возможность использовать осознано цифровые девайсы;
  • учитель может уделять время учащимся, которые в этом нуждаются.
  • Активность учителя направлена на слабых детей, детей с особенностями, если таковых несколько в классе, то можно создать микро- группу и помочь ребятам справиться с «Рабочим листом».
  • возможность выявить слабые зоны в нашей работе и работе учащихся. Например, неумение читать инструкцию, отсутствие смыслового чтения, не умение принимать учебные вызовы, слабая мотивация.
  • Очень нравиться говорить о «Рабочем листе», вспоминая о зоне ближайшего развития, выведенной Л.С. Выготским. Ученик, приходя к нам на урок открытия новых знаний, ориентировочно находиться на первой ступеньке «Когда-нибудь научусь и смогу». Наш «Рабочий лист» находится на второй ступеньке «Прошу помощи». Он является таким инструментом, который позволяет обучающемуся, используя запрограммированную в нем помощь, разобраться с темой и перешагнуть на следующую ступень «Умею сам». Особенно актуально использование данного инструмента в условиях дистанционного обучения. «Рабочий лист» позволяет осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между учителем и обучающимся.Считаем, что «Рабочий лист» является эффективным инструментом в работе учителя, который помогает решать множество задач в рамках системно- деятельностного подхода и помогает детям понять, что учёба = удовольствие.