Публикации Статью: "Мультипликация, как средство обладающее огромным воспитательным потенциалом"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статью: "Мультипликация, как средство обладающее огромным воспитательным потенциалом"
Автор: Суборова Татьяна Александровна

Мультипликация, как средство обладающее огромным воспитательным потенциаломСовременный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиасреде, представленной телевидением и Интернетом, к которым он проявляет большой интерес. И для ребенка это ежедневное времяпровождение и средство воспитания! Но, почему же современные дети все чаще нуждаются в психологической помощи? В чем причина того, что депрессии, тревожность и неврозы, проблемы в общении с окружающими, аморальное поведение становятся спутниками не только подростков, но и дошкольников? Ученые уверены, что одна из причин скрыта в детской медиосреде, а точнее в современных мультфильмах. О том, почему мультфильмы — это серьезно, и почему в их выборе надо быть осторожнее, чем в выборе книги, попробуем разобраться... Давно в прошлом те времена, когда мы, ждали выходного дня, жирно подчеркивали в программе передач нужное время, чтобы не пропустить любимые мультфильмы, да и смотрели их всей семьей. Тогда никому из взрослых не приходило в голову, что мультфильм может как-то дурно действуют на детей. Как же мультпродукция влияет на детскую психику?Начнем с того, что современные родители разрешают детям смотреть мультфильмы в возрасте до года. Это настоящая катастрофа! Еть рекомендации ВОЗ, где говорится: любой цифровой контент категорически противопоказан детям до 2,5 лет. Родители, к сожалению, сегодня полностью доверяют   и . И здесь роковую роль играет этот новый закон 0+ . О чем это говорит родителю? С нуля можно смотреть, значит все хорошо. Это абсолютно безграмотно с точки зрения законодателей… В этом возрасте у детей восприятие так устроено – они будут смотреть за мельканием на экране. А ведь это драгоценное время, когда формируется речь, концентрация внимания, развивается моторика, двигательная активность. Если в этот период гаджеты постоянно в руках- в итоге ребенок не говорит до четырех лет, раздражен, агрессивен и самое страшное – зависим от экрана.   Психологи  исследование современных мультфильмов. Главной целью исследования стало изучение сцен насилия в мультиках, а также реакции персонажей на такие сцены. За час просмотра можно увидеть примерно 8 сцен насилия, в которых кому-то причиняют боль или наносят травмы. И вместо того, чтобы демонстрировать сострадание, в половине случаев персонажи смеялись над произошедшим, не проявляли жалости к пострадавшим. Многие родители говорят о том , как раньше все было просто - наши любимые, добрые, советские мультфильмы, где были затронуты поучительные темы, прививались моральные нормы. А сегодня хочется кричать: ни "Ура, мультфильм!», а "Осторожно, мультфильм!" Да, есть большая разница между отечественными советскимими мультфильмами и современными. И за этим различием стоят глубокие расхождения в картине мираЕсли говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. Отрицательный персонаж, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, чему непроизвольно подражают дети, а главное - это отсутствие насилия. Для детей они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как помогать другим, разрешать те или иные ситуации. Сегодня мультфильмы, только с виду кажутся безобидными. Часто весьма глупые и грубые, не несущее никакой особой смысловой нагрузки. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Фон, на котором происходят события, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. Сегодня дети чаще всего смотрят - о механических монстрах, вампирах, всемогущих роботах, где в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. Ругательства. Родители удивляются: откуда, мол, у моего чада в лексиконе такие словечки? Где он понахватался ругательных слов? Вот же он, дома сидит, спокойно мультики детские смотрит… Уже с раннего детства на уровне подсознания закладывается практика ругательства!!! Через мультфильмы детям внушают, что ругаться это НОРМАЛЬНО!!!!Взрослые должны понимать, что ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. И одним из самых важных образов является женский образ. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения. Сегодня огромное количество мультфильмов в стиле анимэ для взрослых. Где изображаются героини с огромными глазами, ненормально длинными ногами, в вульгарных и очень откровенных нарядах. Их внешний вид, манеры, позы, а также отношения с противоположным полом атрибуты отнюдь не детского мультфильма.Зачастую в современной мультипликации женские образы лишены романтичности через наделение их излишним реализмом, жестокостью и физиологичностью. Одновременно высмеиваются традиционные для старых отечественных мультфильмов такие женские качества, как застенчивость, доброта, скромность и целомудрие. Отечественные мультфильмы по содержанию соответствуют возрасту детей, просты и понятны для восприятия, поступки персонажей можно брать в качестве понятного детям примера или антипримера.Ребенку важно слышать правильную, красивую родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. Много современных мультфильмов содержат низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Современные сюжеты часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, гонки, разборки, месть, любовно-эротическую составляющую. Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей.Зачастую современные мультфильмы позиционируются как легкие, веселые юмористические. Но юмор этот, зачастую злой, грубый, поверхностный и примитивный. Смешными представлено неправильное, нарушающее все нормы поведение. Дети усваивают, что смеяться можно над болью, невоспитанностью унижением и пошлостью. Что касается динамичных картинок, сюжетных перемещений с различными спецэффектами то они, в современных мультфильмах, происходят с такой скоростью, что ребенок не успевает осмыслить происходящее, у него перегружается эмоциональная сфера, возрастает уровень адреналина, появляется ощущение опасности и, как следствие, быстрая утомляемости, капризы и истерики. Многие современные мультфильмы дезориентируют ребенка, содержат чаще всего разрушающий антикультурный потенциал, не удовлетворяющий решению воспитательных задач особенно нравственного и эстетического воспитания Советские мультфильмы обладают мощнейшим воспитательным потенциалом и являются одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. Самые лучшие мультфильмы, по мнению психологов были созданы в 40-60гг. Они умные, мудрые, излучают добро и любовь к каждому маленькому зрителю.Наверное, было бы неправильно делить мультипликацию на черное и белое, на наше и не наше. Бесспорно и у зарубежных мультипликаторов тоже есть хорошие ленты - такая прекрасная Диснеевская классика как, «Белоснежка», «Бемби», «Красавица и чудовище», «Король лев», «Дамбо», «101 далматинец»Но сегодня мир переживает мультипликационный кризис, подавляющее большинство современной кинопродукции для детей не соответствует простейшим требованиям нравственности и морали. С качественными и поучительными мультфильмами, увы, нынешним детям повезло меньше...Мультфильм может быть нашим союзником и помощником, а может превратиться в неотвратимое зло, которое мы сами пустили в свой дом. Советские мультфильмы просто необходимо ввести в фактор «целенаправленных воспитателей», как дополнительного и мощного средства формирования у детей нравственного сознания, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.