Публикации Коррекционно-развивающая программа "Волшебная страна внутри нас"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно-развивающая программа "Волшебная страна внутри нас"
Автор: Масленникова Раиса Халиловна

Пояснительная запискаПрограмма составлена для получателей социальных услуг с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.Данная программа разработана на основе:- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст.12 п.2,4, ст.14;- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе";- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России»;- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;- Приказ Управления образования Администрации города Глазова от 31 августа 2015 г. № 193-ОД «Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;- Программа коррекционно – развивающей направленности Филиала республиканского СРЦН «Глазовский детский дом – интернат для умственно отсталых детей» «Все мы люди»;- СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи от 28.09.2020г.Актуальность. Число детей с нарушениями психического здоровья значительно увеличилось за последние годы. Болезни нервной системы и психические расстройства занимают ведущие места в нозологической структуре детской инвалидности. 4,5% детей в стране имеют различные отклонения в психическом развитии, что определяет необходимость совершенствования помощи этим детям. Особое значение отводится вопросам своевременной диагностики и коррекции нарушений. Отклонения в развитии у детей относят к особой группе патологических состояний, в основе которых лежит не только повреждение структур нервной системы, но и нарушение их морфофункционального созревания в процессе онтогенеза, что проявляется отставанием или аномалиями развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных и коммуникативных функций (Скворцов И.А. с соавт, 2000). Цель программы: содействие созданию оптимальных психологических условий для сохранения психологического здоровья и эмоционального благополучия воспитанников и проживающих.Задачи программы:
  • Содействовать созданию благоприятных условий по укреплению психологического здоровья и социальной адаптации;
  • Развивать сенсорно-перцептивную сферу: зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие, восприятие запаха и вкуса;
  • Развивать мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • Развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • Развивать познавательную активность и самостоятельность мыслительной деятельности воспитанников;
  • Корректировать эмоционально - волевую сферу:импульсивность, тревожность, агрессивность; эмоционально – личностную сферу: мотивация поведения, способность к самооценке.
  • Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других;
  • Принципы построения программы:
  • Системность коррекционных, профилактических и развивающих мероприятий.
  • Единство диагностики и коррекции.
  • Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребёнка.
  • Комплексность методов психологического воздействия.
  • Возрастные сложности.
  • Учёт объёма и степени разнообразия материала.
  • Направленность настоящей программы – коррекционно-развивающая.Противопоказания: обострение сопутствующих соматических и психических заболеваний; аллергическая и бронхиальная патология.Средства, формы и методы коррекционной работы: наглядность, коррекционные игры и упражнения, практическая работа; групповые занятия; психогимнастика, конструирование, наглядный и практический метод, связь с окружающей средой, опора на жизненный опыт и собственные ощущения, игры, упражнения, арттерапевтичские техники, мышечная, дыхательная релаксация, этюды, беседы.Планируемые результаты:Развитие способности сенсорного обследования окружающих предметов и явлений;Развитие способности распознавать, соотносить, сортировать, называть (обозначать) различные объекты по заданному признаку и в соответствии с эталоном;Развитие сенсорных анализаторов по пяти направлениям: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса»;Развитие двигательного праксиса (манипуляции с объектами, двигательное планирование, выполнение последовательности действий).Развитие устойчивости внимания, расширение объема памяти, восприятия, пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;Расширение и обогащение опыта коммуникации в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых воспитанник может использовать коммуникацию как средство достижения цели;Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;Освоение культурных форм выражения своих чувств;Усвоение правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, со знакомыми и незнакомыми людьми;Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.Режим занятийЗанятия посещают все воспитанники Учреждения, продолжительность - 9 месяцев. Программа является бессрочной. Отличительной особенностью является предоставление возможности повтора разделов и тем с углубленным и усложненным материалом для изучения в последующих годах обучения. Начало реализации программы1 сентября. Окончание - 31 мая. Регламентация: Занятия проводятся в первой и во второй половине дня. Длительность каждого занятия: от 15 мин. до 30 мин. устанавливается в зависимости от сложности дефекта развития ребенка, его индивидуальных, личностных и психофизических особенностей.Этапы работы по реализации программы:1. Диагностический этап. Методика «Карта наблюдений» ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Карта наблюдений» — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития».2. Коррекционно-развивающий этап. Индивидуальные и групповые занятия.3. Заключительный этап. Подведение итогов. Диагностическое обследование.Программа состоит из 3 блоков:1. Блок «Сенсорная интеграция».2. Блок «Развитие высших психических функций».3. Блок «Коррекция личностно-волевой сферы».Содержание каждого блока представлено по принципу от простого к сложному. Все разделы программы взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких блоков программы, способствующих целостному психическому развитию.Принципы комплектования группы и организация работы:
  • добровольное участие;
  • недирективность позиции взрослого;
  • учет психофизических особенностей детей.
  • Ориентировочная структура занятия:1. Ритуал приветствия. Разминка с целью создания атмосферы доверия в группе, положительного настроя подростков на работу.2. Основная часть направлена на решение задач программы.3. Заключительная часть подведение итогов, обратная связь, ритуал прощания.Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников с интеллектуальными нарушениями.Список литературы
  • Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение,1987.
  • Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, АСАР, 2003
  • Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание -- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. - 96 с.
  • Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007.
  • Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС ,2003.
  • Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой.- СПб.: КАРО,2006
  • Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Коррекционная педагогика, 2005.
  • Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  • Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
  • Олигофренопедагогика. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: ДРОФА, 2009.
  • Петрова В.Г. Умственно отсталые дети. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  • Психолого-педагогическая диагностикa /И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.;/Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Издательский центр"Академия", 2003.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение,1996.
  • Сенсорная комната - волшебный мир здоровья; Учебно-методическое пособие. / Под ред.В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С., Ю.С. Галлямовой. – Спб.: ХОКА, 2007. – ч.1: Темная сенсорная комната. – 416с.: ил.
  • Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001..
  • Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. АСТ., М., 2007
  • Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Формирование тактильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 3. – С. 37-41.
  • Удалова Э.Я., Метиева Л.А. «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009.
  • Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  • Блок «Сенсорная интеграция».Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Они наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.Блок программы включает 5 разделов:
  • «Зрительное восприятие».
  • «Слуховое восприятие».
  • «Кинестетическое восприятие».
  • «Восприятие запаха».
  • «Восприятие вкуса».
  • Цель: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.Задачи:
  • Расширять диапазон воспринимаемых ощущений;
  • Формировать сенсорноперцептивные действия;
  • Корректировать недостатки познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у детей полноценного восприятия цвета, звуков, особых свойств предметов.
  • Диагностика. Методика «Карта наблюдений» Зинкевич - ЕвстигнееваТ.Д., Нисневич Л.А. Направление диагностики - сенсорно-перцептивная сфера.СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ СФЕРАВосприятие цвета«1» - полностью выключенная сенсорная система.«2» - ребенок понимает разницу между цветами.«3» — ребенок узнает и различает 4 основных цвета - красный-желтый-синий-зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов.«4» - ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета, б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов, в) правильно выбрать заданный цвет из 3-х цветного ряда.«5» - ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Восприятие формы и величины«1» - ребенок не понимает различие предметов по форме и величине«2» - ребенок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности«3» — ребенок различает, узнает и сопоставляет предметы округлой и многоугольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода) может узнать, соотнести и назвать элементарную величину.«4» - ребенок может узнавать, соотносить и называть форму простых предметов. Различает понятия «большой», «маленький», «одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине.«5» - ребенок может узнавать и различать круг, овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по величине, может выделить ряд предметов (3-4) по увеличению или уменьшению величины. Ориентация в пространстве«1» - ребенок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельно сделать даже один шаг).«2» - ребенок способен ориентироваться в пространстве, но не может правильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди-сзади, справа-слева), не использует эти понятия в своей деятельности.«3» - ребенок знает какое-либо одно пространственное направление.«4» - ребенок может показать направление относительно себя и, при условии развитой моторики, двигаться в этом направлении.«5» - ребенок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади - шкаф, справа - окно, слева - дверь).Мелкая моторика рукОбъект наблюдения - движение пальцев и кистей рук.«1» - практически полностью парализованы кисти рук и пальцы.«2» - ребенок может только шевелить пальцами, но не может делать пальцами захват предметов, не может удержать даже достаточно легкий не мелкий предмет.«3-4» - средний уровень развития мелкой моторики: может захватывать крупные предметы, начинает рвать и вырезать, может сжимать и разжимать резиновые предметы (от мягкого резинового мяча до эспандера) и пр.«5» - хорошее состояние мелкой моторики: ребенок может писать, рисовать, вырезать и плести, и пр.Общая координация движенийОценка «1» соответствуют возможностям практически парализованного тела.«2» - ребенок самостоятельно не передвигается, полный инвалид.«3-4» - среднее состояние двигательных возможностей. Ребенок может передвигаться с помощью взрослого и самостоятельно. Может сохранять равновесие при ходьбе, немного бегает, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью. «5» - хорошее состояние двигательных возможностей и координации движений. Ребенок легко передвигается, бегает, прыгает, занимается спортом и пр.МимикаОценки «1» соответствуют «каменному» лицу.«2» - чрезвычайно малая подвижность мышц лица. Ребенок может только совершать движения глазами и ртом. Не улыбается.«3—4» - средняя подвижность лица. Ребенок может улыбаться, вращать глазами, поднимать брови, поджимать губы.«5» - хорошо развитая мимика, умение выразить адекватную эмоциональную реакцию на лице. Может мимически выражать основные эмоциональные состояния.Календарно-тематическое планирование Блок «Сенсорная интеграция»Блок «Развитие высших психических функций».Психические процессы – восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Под высшими психическими функциями Л. С. Выготский понимает преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека. Было экспериментально доказано, что внутренние, т. е. психические процессы, называемые высшими психическими функциями, не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.Важным условием планирования является реализация принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением, вместе с тем, доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере формирования у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) познавательной деятельности и ее саморегуляции.Цель: развитие высших психических функций.Задачи:
  • Стимулировать познавательную активность как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
  • Развивать внимание (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т.д.);
  • Развивать память (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Развивать восприятие (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
  • формировать мыслительную деятельность: стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
  • Диагностика. Методика «Карта наблюдений» ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Направление диагностики внимание, память, мышление, речь.ВНИМАНИЕПо данной шкале оценивается способность ребенка распределять внимание между различными видами деятельности, удерживать его на каком-либо виде деятельности, переключать внимание с одного вида деятельности на другой, не отвлекаться на посторонние раздражители. Прежде чем выставлять общую оценку по шкале, необходимо отдельно оценить каждый параметр внимания.Каждая подшкала имеет 5-балльный оценочный континуум. Крайние отрицательные оценки будут свидетельствовать о том, что данная характеристика внимания у ребенка практически отсутствует. Поэтому лучше избегать крайних оценок, даже если ребенок очень невнимательный. Например, очень высокая оценка по подшкале «Переключаемость внимания» свидетельствует о том, что ребенок слишком быстро переключает внимание с одного задания на другое, не концентрируя его ни на одном виде деятельности. Таким образом, крайние оценки задают лишь систему отсчета.Концентрация внимания — способность ребенка концентрировать внимание на задании, не отклоняться от цели. Оценка 0—1—2—3—4—5Устойчивость внимания — отвлечение ребенка на посторонние раздражители в ходе выполнения задания.Оценка 0—1—2—3—4—5Переключаемость внимания - переключение с одного вида деятельности на другой. Оценка 0—1—2—3—4—5.ПАМЯТЬВ данном разделе по 5 -балльной шкале количественно оценивается способность ребенка к произвольному запоминанию. Степень развития механической памяти при запоминании стихов, текстов и пр. Скорость и прочность запоминания социальных умений и навыков и т. д. МЫШЛЕНИЕПо 5-балльной шкале количественно оцениваются мыслительные способности ребенка. Как правило, мышление у детей с проблемами - конкретное. Однако, они способны устанавливать элементарные причинно-следственные связи в бытовой обстановке. РЕЧЬПо данной шкале оценивается способность ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи, внятность речи (четкость и правильность звукопроизношения), лексическая сторона речи, умение рассказывать и пересказывать.Примечание. Оценка по подшкалам «Внятность речи», «Лексика», «Способность к пересказу и рассказыванию» не проводится, если у ребенка есть существенные нарушения речевого аппарата. В этом случае оценка производится только по подшкале «Понимание речи». В разделе программы «Комментарий» по шкале «Речь» отмечаются особенности речи ребенка (например, экспрессивность речи, использование сленговых выражений и пр.).Понимание речиОценка 0-1 отражает полное непонимание обращенной и контекстуальной речи. Оценки до 3 баллов отражают среднее понимание (понимает, но не всегда). Оценка 5 баллов отражают достаточно хорошее понимание речи.Внятность речиОценки 0-1 отражают полную «кашу» во рту или немоту. Оценки до 3 баллов отражают речь недостаточно чистую и внятную, наличие логопедических проблем; и слишком быстрый или слишком замедленный темп речи. Оценка 5 баллов отражают достаточно внятную соразмерную речь, с правильным звукопроизношением.ЛексикаОценки 0-1 отражают ситуацию, когда ребенок имеет словарный запас, состоящий из одного слова или звукосочетания. Оценки до 3 баллов отражают речь довольно скудную (односложные фразы) ошибочное применение слов, затруднения в изменении слов по падежам, ошибки в лицах и временах, не всегда правильное соотнесение слов с предметами и действиями. Оценка 5 отражают речь достаточно развитую (употребление сложных предложений и фраз от 5 слов), и грамматически правильную.Способность к пересказу и рассказываниюОценка 0-1 показывает полную неспособность ребенка пересказывать или рассказывать. Оценки до 3 баллов отражают рассказывание с многочисленными подсказками и наводящими вопросами, потерей сюжетной линии, эффектом «заблудившегося рассказчика». Оценка 5 баллов ставится, если ребенок может довольно связно рассказывать, держать сюжетную линию и тему, расставлять смысловые акценты и пр.Календарно-тематическое планирование Блок «Высшие психические функции»Блок «Коррекция эмоционально – личностной сферы».В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Л. С. Выготский, высказавший мысль о тесном взаимодействии и внутреннем единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер, считал, что у ребенка при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом иное, чем в норме, и что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики. Формирование эмоций - важнейшее условие становления личности человека.Цель: коррекция эмоционально – личностной сферы.Задачи:
  • способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
  • формировать у детей адекватную самооценку;
  • помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
  • развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
  • вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
  • развивать творческие, коммуникативные способности в  процессе игрового общения.
  • Программа включает в себя следующие разделы:1. «Я и Я» - включает в себя игры и упражнения, направленные на формирование первоначальных представлений ребенка о себе, развитие навыков самоанализа, Изучения своих переживаний и желаний; способность различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения. 2. «Я и мои эмоции» - здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, обучение детей выражению своих эмоций так, чтобы они были понятны окружающим.3. «Я и другие» - представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики. 4. «Я учусь владеть собой» - игры и упражнения, направленны на от реагирование негативных эмоциональных реакций (гнева, агрессии, обиды, страхов, тревожности и т.п), обучение навыкам социально-приемлемого поведения.5. «Я и мои черты характера» - включает в себя игры и упражнения, направленные на актуализацию нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера человека; мотивировать детей на осознание собственных черт характера, определять черты характера других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях.6. «Я общаюсь» - игры и упражнения данного раздела направлены на освоение детьми первоначальных представлений о значении общения в жизни человека, развитие способности принимать друг друга, помочь в осознании особенностей своего общения с другими людьмиДиагностика. Методика «Карта наблюдений» ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Направление диагностики – импульсивность, тревожность, агрессивность, мотивация поведения, способность к самооценке.ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРАИмпульсивность-рефлексивностьОценки «1» соответствуют крайней импульсивности: внимание ребенка рассеянно, он не удерживает в памяти ни одного элемента задания, мгновенно переключается с одного на другое, не регулирует свое поведение, целиком подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции и пр. «2» - отражает чрезмерную эмоциональность, неусидчивость, плохую саморегуляцию поведения.«3» -характеризуют «среднюю» степень импульсивности, внимание недолго удерживается на задании, недостаточное внимание, иногда проявляются неадекватные эмоциональные реакции.«4» - отражают достаточно выраженную рефлексивность: сосредоточенность, усидчивость, вдумчивость, хорошую саморегуляцию поведения.«5» - отражают крайнюю степень рефлексивности: замкнутость на себе и своих внутренних процессах, глубокую интроверсию и пр.Тревожность-спокойствиеОценки «1» отражают крайнее внутреннее напряжение, тревогу, страхи. Весь внутренний мир ребенка наполнен страхами и тревогами.«2» характеризует достаточно высокий уровень внутренней напряженности, тревоги, проявляющейся в суетливых беспорядочных действиях, неадекватных эмоциональных и моторных реакциях (покачивания, тремор, истерики и пр.)«3» отражают средний уровень тревожности, достаточную сбалансированность процессов возбуждения и торможения.«4» показывают спокойную миролюбивую натуру, сбалансированность внутренних процессов, адекватные эмоциональные реакции.«5» отражают крайнюю степень спокойствия, неэмоциональность, некоторую эмоциональную черствость, отсутствие сопереживания.Агрессивность-миролюбиеОценки «1» характеризуют крайнюю агрессивность ребенка: он совершает только разрушительные действия по отношению к себе и другим.«2» - отражает высокий уровень агрессивности: ребенок постоянно задирает других, ругается, дерется, разрушает, портит все, что создают другие.«3» - отражают средний уровень агрессивности. Ребенок ситуативно задирает других, может драться или ругаться если его «задели». Однако, он довольно отходчив.«4» - характеризуют миролюбивость, покладистость, доброжелательность, Иногда могут наблюдаться ситуативные адекватные агрессивные проявления.«5» - крайнее проявление покладистости: беспрекословное выполнение указаний других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм.Мотивация трудовой деятельностиОценки «1» - полное нежелание ребенка трудиться, отвращение к домашним обязанностям, крайняя леность.«2» - показывает неприязненное отношение ребенка к трудовым поручениям, отказ от работы, избегание поручений.«3» - достаточно прохладное отношение к трудовой деятельности, желание при первой же возможности «улизнуть» от выполнения задания. «4» - характеризуют положительную мотивацию трудовой деятельности, желание помогать другим, радость от результатов своего труда.«5» - гиперлюбовь к труду: это трудоголики, которые не могут расслабиться и отвлечься от работы, они постоянно чем-то заняты, делают работу через «не могу».Тенденция к самостоятельностиОценки «1» - полная беспомощность и дезадаптированность ребенка, страх самостоятельно сделать хотя бы шаг.«2» - беспомощность и несамостоятельность ребенка, постоянное ожидание помощи со стороны, отказ от самостоятельного выполнения задания.«3» - средний уровень самостоятельности ребенка, выполнение заданий при наличии поддержки и подсказки, опасается самостоятельно исследовать что-то новое.«4» — высокий уровень самостоятельности ребенка, желание независимо действовать, тенденция взять на себя «шефство» над более слабыми, помогать тем, кто не способен справиться с ситуацией. Предложение своих творческих решений.«5» — гиперсамостоятельность на грани нигилизма: может отрицать способы действий и мнение других, неприятие каких-либо советов или помощи.Тенденция к ответственностиОценки «1» - полная безответственность и моральная опущенность, безразличие к себе и другим, отсутствие значимых других и пр.«2» - низкий уровень ответственности: ребенку ничего нельзя поручить, он небрежен и неаккуратен, безразличны к общему делу, ему «ни да чего нет дела».«3» - средний уровень ответственности. Ребенок старается быть аккуратным, не совершать деструктивных поступков, помнит о том, что ему поручено и пр.«4» высокий уровень ответственности у ребенка, он показывает определенную личностную зрелость, ответственность за себя и общее дело, за самочувствие значимых других, сформированность у ребенка понятий о чести и порядочности.«5» характеризуют гиперответственность, ощущение, что он, как атлант, держит на себе весь мир, острое чувство вины, если что-то не получается.Тенденция к целенаправленным действиям.Оценки «1» — полное отсутствие целенаправленных действий, беспорядочность действий, «скользящее внимание».«2» - беспорядочные, часто бесполезные действия, не соответствующие характеру и цели задания.«3» - средний уровень целенаправленности действий. Действия ребенка соответствуют цели задания только тогда, когда он очень заинтересован. «4» - ребенок умеет доводить дело до конца, получает удовлетворение от проделанной работы и результата..«5» - крайняя целенаправленность, «зацикленность», навязчивость.КОММУНИКАТИВНОСТЬ1 - явная интровертированность, замкнутость, аутичность;2 - тенденция к интровертированности, крайняя избирательность в контактах;3биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах;4 - экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и незнакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с незнакомыми людьми и пр.;5 - крайняя экстраверсия.Календарно-тематическое планирование Блок «Эмоционально- личностная сфера»