Публикации Доклад

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад
Автор: Шишина Галина Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Магадана«Средняя общеобразовательная школа № 7»Тема доклада: «Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей» «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. . .» Эти слова выдающегося советского педагога В. А.Сухомлинского подчеркивают величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей.Сегодня самым главным для подрастающего поколения является духовное воспитание, а духовное воспитание это, прежде всего, чтение книг.Очень велика роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании молодежи, в формировании полноценной личности, ее идеалов, особенно сейчас, когда наше общество стало обществом потреблении, когда люди живут по принципу: «Бери от жизни все!» Все взять, все успеть, все иметь! Любой ценой! А самая важная необходимая для человека, для общества – «высокая нравственность – стала самой немодной и непопулярной чертой характера.Сегодня роль чтения детей в духовном развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. И дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет текст – на бумаге или на экране монитора. Главное – ЧТО будет читаться, как будет идти процесс восприятия, понимания и обсуждения прочитанного. Ребенка необходимо научить читать книги, поскольку чтение – огромный труд, освоить который ребенок может с помощью взрослого: между ребёнком и книгой должен стоять человек, который поможет ему соединить книжные знания с жизнью, поможет осознать и прочувствовать содержание прочитанного. Каковы же критерии отбора книг для чтения?Книга должна соответствовать возрастным особенностям детей, их интересам, познавательным возможностям, должна быть художественной по содержанию и форме, то есть представлять единство познавательного и художественного элемента. Только та книга заинтересует ребенка, обогатит его, если содержание её раскрывается не в абстрактной, умозрительной манере, а в ярких, зримых образах, в которой педагогические задачи ставятся не дидактично, а воздействуют на воображение ребенка живыми образами, художественным словом, которая, открывает ему мир и учит жить в этом мире. Занимательность – одно из основных требований, предъявляемых к детской книге. Л. Н.Толстой писал: «. . . никогда, никакими силами, вы не заставите читателя понять мир через скуку.» Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми. Важно не только правильно выбрать книгу, соответствующую возрасту ребенка, но умело её преподнести, организовать занятие в течение 25-30 минут так, чтобы оно радовало ребенка, чтобы он приобретал знания и умения с удовольствием. В умственном и нравственном развитии детей большую роль играет русская народная сказка. Высоко оценивая воспитательную роль сказок, К. Д.Ушинский называл их «первыми блестящими попытками русской народной педагогики», а народ, создавший их, - великим педагогом. Один из распространенных жанров детской литературы – рассказы; они разнообразны по содержанию и форме. Это могут быть короткие повествования в несколько фраз, рассказы, созданные на основе пословицы – типа рассказов Л. Толстого из книги «Новая азбука», или рассказы, излагающие правдивые истории о человеке, его трудовой деятельности, о героизме. Большое значение в эстетическом воспитании детей имеет ознакомление их с поэтическими произведениями.Ребенок, воспринимая стихи, чувствует их ритмичность, замечает рифму, своеобразие построения строф. Поэтические произведения не только обогащают знаниями детей, они воспитывают, как справедливо отмечал К. Д.Ушинский, «чутьё к звуковым красотам ». «Читайте детям стихи», - писал В. Г.Белинский, - пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует на них, как музыка» В занятиях должна быть целенаправленность, которая определяется общими задачами художественно-речевого развития ребенка:1)  Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературных произведений, чувствовать и понимать их характер, воспринимать взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов, понимать своеобразие сюжета, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания (образные слова и выражения);2)  Формировать художественно-речевые способности – выразительность, эмоциональность исполнения, умение передать своё отношение к содержанию, персонажам, применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения, использовать смысловые ударения, паузы, уметь менять силу и тембр голоса;3)  Развивать творческие способности, воображение, умение придумать образные слова, собственный сюжет сказки, рассказа, загадки.Издавна известна воспитывающая, развивающая роль загадок, потешек, пословиц, поговорок. В образной поэтической форме они отражают различные явления природы и окружающей действительности, помогая ребенку по-иному взглянуть на самые обыкновенные предметы, учат наблюдательности, побуждают к размышлениям. Важно, чтобы каждый ребенок имел свой, авторский, творческий результат, который зримо показывает его успех. Возможно ли такое? Да. Например, на уроке чтения мы придумываем авторские загадки, а потом дети загадывают их родителям, друзьям. Я делаю это по методике Аллы Нестеренко, просто.Пример: Вот табличка. Это – опора для сочинения загадки про предмет.Дальше выбираем любой объект, про который хотим сочинить загадку, и заполняем сначала левый столбик (Объект какой?), а потом – правый (Что такое же?). Если в качестве объекта мы выбрали иголку, то заполненная таблица будет выглядеть так:Теперь соединим слова из первого и второго столбиков выражением “но не” и получим загадку: “Острая, но не стрела; блестящая, но не елочная игрушка; скользкая, но не рыбка. Что это такое?” Дети сочиняли загадки с удовольствием, и буквально заваливали загадками, придуманными самостоятельно, уже без просьбы учителя. И тут снова вспоминаешь слова Л. Н.Толстого: «. . . никогда, никакими силами, вы не заставите читателя понять мир через скуку.» Авторские загадки дают яркие образы, являются для ребенка источником радости, тропинкой, по которой он идет за руку вместе с учителем, осмысливая окружающую жизнь и явления природы. Из вышесказанного можно сделать вывод, что чтение необходимо современному человеку в становлении духовно-нравственной личности. Ведь как говорил крупнейший французский философ Дени Дидро, «люди перестают мыслить, когда перестают читать». Библиографический списокКонцепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 24