Публикации Математические сказки

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Математические сказки
Автор: Тушина Ирина Григорьевна

«Математические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».В последние десятилетия теоретики и практики дошкольного образования все больше внимания уделяют поискам эффективных методов обучения детей, формированию самостоятельности мышления, интереса к обучению, готовности к приобретению знаний.Одним из таких методов является сказка. Об этом свидетельствует большое количество специальных работ, посвященных влиянию сказки на сознание, мышление и речевое развитие детей дошкольного возраста (Т.Н. Ерофеева, Л.М. Кулагина, Л. Павлова, Г.В. Сапгир, З.Г. Шустерман и др.). Созданием математических сказок занимались и продолжают заниматься многие отечественные авторы, такие как В.В. Воскобович, Т.И. Ерофеева, Л.А. Левинова, Г.В. Сапгир, Т.А. Шорыгина, Л.М. Кулагина и др.Математическая сказка, отмечает Любовь Михайловна Кулагина, представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление.В сказке, имеющей математическое содержание, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, знаки, а также разные герои простых сказок. В содержании математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве, а также числа и др.Слушая интересные сказки, дошкольник одновременно включается в решение целого ряда сложных математических задач:
  • Формируется собственное математическое и логическое мышление;
  • Выполняет познавательную функцию;
  • Учится выполнять простейшие арифметические действия;
  • Знакомится с цифрами, математическими понятиями, терминами;
  • Объясняет взаимосвязь между предметами и явлениями окружающего мира.
  • Требования по использованию математической сказки выдвигаются различные в зависимости от возраста ребенка и педагогического взгляда воспитателя:
  • сказка должна быть не затянутой, а именно рассчитана на время в соответствии с возрастом, так как способность детей внимательно воспринимать информацию укладывается в этот промежуток времени;
  • иметь увлекательный сюжет, который по своей сути будет отвечать требованиям детской психологии, а именно с элементами волшебства, необычное место действия, динамичность развития событий;
  • иметь героев или персонажей, которые детям были бы понятны и интересны, доступны для понимания;
  • вызывать желание сотворчества, участия в сказке, при этом обязателен любой фантастический персонаж, который не существует в реальной действительности, так как именно он будет являться ключевым элементом, притягивающим внимание и легко запоминающимся.
  • Если математическая сказка будет отвечать всем этим требованиям, можно утверждать, что ее возможности в формировании математических представлений детей любого возраста - безграничны. Уже имея представление о том, что такое математическая сказка, мне хотелось бы представить вашему вниманию книгу, которая так и называется «Математические сказки». Сборник сказок разделен на блоки: «Величина», «Количество», «Геометрические фигуры. Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». На данном этапе, в этой книге подобраны сказки для младшего возраста.Самая любимая сказка из этой книги «Приключения жёлтого кружочка». И я вам сейчас её расскажу.В волшебной стране жил жёлтый кружочек. Он был совсем круглый, и не было у него уголков.Я жёлтенький кружок,Как из сказки - колобок.Да, у него не было уголков, поэтому с ним никто не играл.Недалеко жил синий квадратик, он очень гордился своими уголками. Квадратик дружил с треугольником, у которого тоже были красивые уголки.С треугольником дружу.На него всегда гляжу.Вместе с треугольником они построили дом. Очень дружно жили в нём.Прямоугольник дружил только с прямоугольниками, и вместе они очень любили кататься на паровозике.Желтому кружочку тоже хотелось с кем-нибудь подружиться. И пошёл он искать друзей.Встретились ему кружочки: красные, синие, зелёные, большие и маленькие. И спросили у кружка:— Почему ты такой грустный? Давай вместе играть?!— А как мы будем играть?— Мы превратимся в гусеницу.Но тут налетела тучка, подул сильный ветер и пошёл дождь. Кружки спрятались и жёлтый кружок остался один.Ему было грустно и одиноко.Но тут прилетели ленточки. Сначала длинные, потом короткие. Они встали вокруг кружочка и защитили его от дождя и ветра.Тучки уплыли, дождь прекратился. А наш кружочек превратился в солнышко.Всем слало весело, тепло и все встали в дружный хоровод. При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.