Публикации Гражданско-патриотическое воспитание как основа формирования гражданского самосознания обучающихся

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гражданско-патриотическое воспитание как основа формирования гражданского самосознания обучающихся
Автор: Сахабутдинова Райля Кимовна

Гражданско-патриотичексое воспитание как Гражданско-патриотическое воспитание как основа формирования гражданского самосознания обучающихсяНа сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Среди поставленных на современном этапе перед школой задач присутствует задача по формированию гражданско-патриотического воспитания детей. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой комплекс политического, патриотического, правового и нравственного образования, которое реализуется через учебное время, а особенно внеклассную работу. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Патриотическое воспитание обучающихся в школе — также, является одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Для более глубокого исследования проблемы патриотического воспитания необходимо рассмотреть понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание» и «гражданское воспитание», а также их соотношение. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач. Любое образовательное учреждение призвана постепенно формировать у учащихся любовь к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Ученые выделяют конкретные направления в содержании патриотического воспитания. В. П. Лукьянова выделяет 8 компонентов гражданско-патриотического воспитания:
  • культурно-историческое,
  • военно-историческое,
  • духовно-нравственное,
  • правовое,
  • военно-техническое,
  • физическое,
  • психическое,
  • профессионально — деятельностное.
  • Культурно–исторический компонент предполагает ознакомление со знаменательными событиями в истории России, ее переломными моментами, где народ проявил самоотверженность, стойкость и героизм; воспитание гордости за русский народ, его патриотизм, проявившихся в годы суровых испытаний; воспитание любви и благодарности к предкам, таланту русского народа и его созидательному труду. Военно-исторический компонент предполагает изучение этапов героического прошлого нашей Родины, борьбы русского народа от многочисленных врагов; изучение этапов развития и укрепления новых воинских традиций. Духовно-нравственный — привитие таких ценностей как гражданственность; формирование высокой социальной активности; выработка правильных подходов к определению истинных и приходящих ценностей в вопросах патриотизма и гражданственности. Правовой компонент предполагает изучение законов, разъяснение ответственности за их выполнение как фактора развития гражданской зрелости, сознательного отношения к своему поведению; воспитание уважения к законам Российской Федерации, нормам коллективной жизни. Военно-технический компонент предполагает воспитание убежденности в необходимости защиты Отечества в современных условиях; понимание каждым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для выполнения обязанностей по военной службе. Физический компонент — сохранение, укрепление и коррекция здоровья, улучшение физического состояния; выработка способности молодого человека сохранить свое здоровье и жизнь. Психологический компонент предполагает формирование устойчивого положительного отношения к воинской службе; воспитание морально-психологической готовности отстаивать национальные ценности в области патриотизма; профилактика негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности. Профессионально-деятельностный — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству; притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности; развитие способности результативно и с высокой эффективностью выполнять обязанности и достигать конкретных целей; формирование умения прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста. Для реализации этих компонентов предполагается применение соответствующих форм организации деятельности на занятиях, во внеурочное время, внешкольных и общественных организациях:
  • По В. И. Косолапову и И. И. Мозосзону: - словесные формы (собрания, сборы, линейки, лекции, доклады, конференции, диспуты, встречи, ученические газеты); - практические формы (походы, экскурсии, олимпиады, конкурсы работ, поисковая работа, экологическая деятельность, кружки, субботники); - наглядные формы (школьные и классные музеи, галерея героев, выставки, тематические стенды).
  • По И. С. Марьенко: - формы организации и руководства жизнью ученического коллектива (собрания, совещания, заседания актива, дежурства, отчеты); - информационно-массовые формы (уроки, доклады, беседы, тематические вечера, линейки, конференции, встречи); - действенно-практические (агитбригада, экспедиция, туристический поход); - синтетические формы (школьный клуб, огонек, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, книг); - формы индивидуальной работы (консультации, беседы, выполнение заданий и поручений).
  • При формировании гражданско-патриотического воспитания необходимо опираться на соответствующие формы организации деятельности. Все они, несомненно, несут вклад в поднятии уровня гражданско-патриотического воспитания. Так же при организации гражданско — патриотического воспитания можно опираться на классификацию методов воспитания, предложенной Ю. К. Бабанским: - методы формирования сознания (понятий, законов, взглядов, убеждений, идеалов), то есть словесные и наглядные методы; - методы организации деятельности и формирования опыта поведения (постановка задач, предъявление требований, поручения, упражнения, приручения к выполнению норм поведения); - методы стимулирования и мотивации поведения (поощрение, наказание, создание ситуаций эмоциональных переживаний, игровых ситуаций); - методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения. Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего — это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. [5] Согласно определению А. А. Аронова, система патриотического воспитания — это единство и совокупность целей и задач, содержания и принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающие целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение школьников с целью всесторонней подготовки их к выполнению своего патриотического долга. [2, с.60] Патриотическое воспитание, согласно Государственной программе и Концепции патриотического воспитания, это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Главная направленность гражданского воспитания — формирование у воспитанников чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее продвижение по пути прогресса. Гражданское воспитание определяется уровнем развития в обществе демократии, гуманности и востребованности гражданских качеств его членов. Среди гражданских качеств личности выступает ответственность — осознание человеком реальных проблем своей страны и готовность защищать ее интересы. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности. Итак, выделим основные рекомендации, направленные на формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе: 1) Руководствоваться нормативно-правовыми документами в области гражданско-патриотического воспитания. 2) Осуществлять системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создавать условия для его самопознания и самовоспитания. 3) Формировать чувство ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации, толерантности, гражданского долга; любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни. 4) Осуществлять мониторинг развития и формирования гражданско-патриотических качеств у учащихся. 5) Приобщать к работе по патриотическому воспитанию родителей, что должно способствовать более успешному решению проблемы. 6) Подобрать адекватные возрасту формы и методы воспитательной работы при организации процесса гражданско-патриотического воспитания. Таким образом: Под гражданско-патриотическим воспитанием мы понимаем специально организованный процесс, направленный на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Формирование гражданско-патриотического воспитания у школьников будет зависеть от следующих условий, если: - работа будет осуществляться во взаимодействии администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, классными руководителями, педагогическим коллективом школы и внешкольными организациями; - будут учитываться все компоненты гражданско-патриотического воспитания учащихся; - будут соблюдены рекомендации по повышению уровня гражданско-патриотического воспитания учащихся. Литература: 1. Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. — 2010. — № 9. — С. 10–21. 2. Котруца Л. И. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: диссертация …кандидата педагогических наук: специальность 13.00.01 / Л. И. Котруца — Майкоп. — 2009. — 208 с. 3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожогов, Н. Ю. Шведова — М.: АзъLtd., 1992. — 960 c. 4. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский. — Собрание соч. т.2 М.: Педагогика, 1998. — 321 с. 5. Финогенова А. В Гражданское воспитание молодежи через ученическое самоуправление [Электронный ресурс]. — Режим доступа Основные термины (генерируются автоматически): гражданско-патриотическое воспитание, патриотическое воспитание, формирование, гражданско-патриотическое воспитание учащихся, русский народ, воспитательная работа, воспитательный процесс, гражданское воспитание, Родина, соответствующая форма организации деятельности.Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:Чиркунова, А. Е. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе / А. Е. Чиркунова, И. Р. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 706-709. — URL: (дата обращения: 02.04.2023).